Статус избирательных комиссий, а точнее, их правовой статус представляет собой совокупность ряда элементов, таких как:
• полномочия и компетенция;
• порядок формирования и организация деятельности.
Помимо перечисленных элементов, представляется необходимым признание таковыми гарантий деятельности избирательных комиссий и их конституционно-правовой ответственности.
Гарантия (фр. garantie – поручительство) – обеспечение, ручательство33.
правовые гарантии деятельности избирательных комиссий – это совокупность правовых принципов, условий и средств, обеспечивающих соблюдение установленного порядка деятельности избирательных комиссий.
К гарантиям деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации можно отнести следующие:
(1) Независимость комиссий в пределах своей компетенции от органов государственной власти и органов местного самоуправления (ч. 12 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
|
|
(2) Обязательность решений и иных актов комиссий, принятых в пределах их компетенции, для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума (ч. 13 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
(3) Финансовые (материальные) гарантии деятельности (гл. VIII ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
(4) Организационные гарантии, выражающиеся в создании единой иерархичной системы избирательных комиссий в Российской Федерации (ч.1 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
(5) Невозможность расформирования комиссии иным органом, кроме суда (ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Конституционно-правовая ответственность – особый вид юридической ответственности, используемый в исключительных, предусмотренных нормами конституционного права, случаях. Её основное назначение – защита Конституции и других конституционно-правовых норм присущими ей средствами.