Тема 6. Идеология избирательных кампаний

Тема 4. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства.

1. Понятие, сущность и роль конституции в обществе.

2. Конституционные основы государственного и общественного устройства в Республике Беларусь.

3. Конституционные права и свободы граждан Республики Беларусь.

1. Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» и означает «устройство». В настоящее время конституцию определяют как основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами, представляющий собой основу всего текущего законодательства. На основе конституции формируется вся система создания законов. Конституция определяет количество ветвей власти, их компетенцию, разграничивает их функции. В конституции перечислены права и обязанности граждан, установлены отношения между гражданином государством и обществом, прописаны механизмы избирательной системы и т.д. Поскольку конституция является основным законом, то акты, принимаемые всеми ветвями власти должны соответствовать наполнению конституции. Любой закон не может вступить в силу, если он расходится с конституцией, кроме того, все ранее принятые нормативные акты также не могут действовать, если они не согласуются с конституцией.

Кроме юридического, конституция имеет еще и политическое наполнение. Она фиксирует и регулирует общественные отношения. Конституцию можно рассматривать как политическую программу государства. С ее помощью формируется система ориентиров и ценностей. Именно в этом заключается идеологический аспект конституции. В ней, пускай в неявной форме, прописана идеология государства, указаны цели, к которому оно стремится.

Конституции стран СНГ, в том числе и белорусская, подготовлены на основе европейского опыта, поэтому свободны от явных идеологических перегрузок. В конституционных текстах зафиксирован плюрализм мнений, свобода совести, многообразие политических институтов. Ни одна партийная идеология не может устанавливаться в качестве обязательной для всех граждан. Такая постановка проблемы спасает государство то кризисов в период смены власти, когда к управлению приходят силы с альтернативными политическими взглядами, система государственной идеологии меняется в случае, если прежние и новые взгляды партийные, и остается прежней или немного корректируется, если они общие для всех. Конституция как основной закон является высшим источником права.

2. В Конституции Республики Беларусь записано, что она – унитарное, демократическое, социально-правовое государство. Далее указано, что Беларусь суверенна, обладает верховенством и полнотой власти на всей территории, самостоятельно осуществляет внешнюю и внутреннюю политику.

Унитарное государство имеет единые центральные органы власти и единое законодательство. Помимо унитарных могут существовать и федеративные государства, в которых кроме центральных действуют и региональные органы власти и законодательство, отличающееся от центрального в силу того, что часть территории государства обладает этнической или другой спецификой. Республика Беларусь слишком мала по территории, чтобы представлять из себя федерацию, кроме того, республика практически моноэтнична, т.е. национальные меньшинства представляют достаточно небольшой процент населения страны.

Демократическое государство отличается тем, что в нем обеспечивается народовластие, политический и идеологический плюрализм, осуществляется принцип разделения властей, существует местное самоуправление, имеются различные формы собственности. Народовластие является основным принципом демократии, в ст. 3 конституции записано, что народ – единственный источник власти. Раз в 4 года происходят выборы в Палату представителей Национального Собрания и местные Советы депутатов. Граждане выбирают из нескольких кандидатов тех, кто, по их мнению, наиболее оптимально представит интересы народа во власти. Раз в пять лет осуществляются выборы президента. В конституции указано, что в стране существует политический и идеологический плюрализм. Это доказывается существованием политических партий и общественных организаций, имеющих различные, зачастую альтернативные друг другу идеологии, которые можно свободно проповедовать. В настоящий момент в республике насчитывается 17 политических партий и около 2400 общественных объединений самых различных направлений.

Правовое государство имеет принципом верховенство права, что и отражено в ст. 7 Конституции Республики Беларусь. В правовом государстве все политические институты и др. действуют в рамках конституции и принятых в соответствии с ней нормативных актов. Также в конституции прописан принцип разделения властей. Обычно власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение не позволяет ветвям власти дублировать функции, блокирует возможность соединения всей полноты власти в одних руках, позволяет действовать в пределах своей компетенции и уравновешивать друг друга.

Суверенитет государства показывает, что государство обладает всей полнотой власти на своей территории и самостоятельно проводит свою внешнюю и внутреннюю политику. При этом государство может вступать в различные союзы или соглашаться с мнением других государств, однако это не говорит о несамостоятельности политики. Несамостоятельность может быть выражена в подчинении рекомендациям других стран в ущерб своим государственным интересам, ведении политики, выгодной в первую очередь не самому государству, а его союзникам или партнерам. Одним из признаков суверенитета является наличие института гражданства, возможность иметь собственные вооруженные силы, спецслужбы, органы охраны правопорядка, финансовую систему, а кроме того контролировать всю свою территорию и иметь государственные символы.

3. Раздел 2 «Личность, общество, государство» Конституции Республики Беларусь посвящен правам и обязанностям граждан. В ст. 21. сказано, что «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства». Далее в разделе расшифровываются права и свободы. Поскольку белорусское государство социальное, оно гарантирует право на достойный уровень жизни. Кроме того, что государство гарантирует права, закрепленные в государственных законах, оно гарантирует исполнение и прав, предусмотренных в международных соглашениях. Государство дает гарантии политических прав. Граждане могут объединяться в любые организации с любой идеологией, если она не противоречит закону. Однако в этом праве существуют ограничения у сотрудников силовых органов и прокуратуры, поскольку членство в организациях может привести к использованию служебного положения во благо той или иной организации. Государство обязуется защищать граждан от всевозможных посягательств, а также обеспечивает неприкосновенность личности, невмешательство в личную жизнь. Государство также защищает экономические права граждан. Всем гражданам предоставлено равное право осуществлять хозяйственную деятельность, все формы собственности имеют равные права на защиту государства. Граждане имеют разнообразные права, которые помогают сохранить им свою культурную, национальную, религиозную и прочую идентификацию. Так в Конституции есть право на участие в культурной жизни, право на сохранение своей национальной принадлежности, использование своего родного языка и др.

Помимо прав и свобод у граждан Республики Беларусь существуют и обязанности, которые также прописаны в Конституции. Однако существует обязанность, которая записана в конституции, но распространяется на всех лиц, находящихся на территории Беларуси. Статья 52 гласит: «Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции». Этим подчеркивается, что деятельность законов распространяется не только на граждан, но и на временно прибывших лиц.

Тема 5. Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства.

1. Президент – Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.

2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.

3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.

4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.

1. Именно статус, полномочия и функции Главы государства предопределяют ведущую роль Президента в формировании и проведении адекватной идеологии белорусского государства.

И хотя основные принципы идеологии белорусского государства сформулированы в Конституции, но сами по себе они не могут быть реализованы.

Сам термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens», т.е. «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. Термин «президент» по отношению к главе государства начал употребляться только с конца XVIII века, когда был учрежден первый институт президентства в США.

Белорусский институт президентства в своей основе содержит французскую модель. Современное представление о президентстве основывается на отождествлении его с Главой государства.

Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления: всего 143 страны, из них 140 – члены ООН.

Президент – Глава государства уполномочен формировать и идеологическую доктрину белорусского государства. Для этого у Главы государства имеются необходимые полномочия: обеспечивать взаимодействие ветвей власти, преемственность и стабильность в работе государственных органов, а также представлять Беларусь внутри страны и в международных отношениях, а его правовые акты не нуждаются в контрассигнации (т.е. предварительном согласовании).

Президент Республики Беларусь по Конституции занимает особое место в государственном механизме и системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет политической ответственности перед ними.

Глава государства оказывает инициирующее влияние на формирование идеологии белорусского государства и определяет структуру идеологической сферы общества. Обладая широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, он же определяет основные направления идеологии во внутренней и внешней политике государства. Указы и Декреты Президента содержат идеологические положения, определяющие конкретные действия правительства. Нормативные акты Главы государства определяют идеологию формирования социально ориентированной экономики, реализации общественных интересов и потребностей.

Белорусская президентская модель власти имеет свою специфику при президентской системе правления, которая выражается в следующем:

- полномочия особого института президентской власти во всех сферах государственного управления;

- объединяет все власти для согласованного и эффективного функционирования;

- посредничество Президента выведено за сферу публичных властей и распространено на отношения органов государственной власти, государства и общества;

- президентские полномочия с точки зрения разделения властей не вписываются в классическую триаду власти и в Конституции выделены в отдельную главу.

Главные отличительные черты белорусской модели президентства, своеобразие белорусской концепции разделения властей заключается в признании президентской власти в качестве четвертой ветви власти.

Президентские полномочия, по существу, охватывают все направления организации и осуществления государственной власти и, тем самым, обеспечивают прямое влияние на формирование идеологии законодательной, судебной и, в особенности, исполнительной власти и госаппарата.

Родоначальником идеи о необходимой конституционности четвертой ветви власти считается французский политический деятель Б. Констан (1767-1830), который разработал учение о четырех властях для пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционной монархии. Суть концепции в том, что три классические ветви власти следует дополнить еще одной, которая заботилась бы о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей.

Наделение Президента Республики Беларусь таким «вневластным» статусом и объемом полномочий позволяет осуществлять конституционные функции по формированию идеологии основных направлений внутренней и внешней политики, защиты суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности, поддержки стабильности в государстве, гражданского мира, а также обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления и согласованного функционирования ветвей власти.

Однако президентская деятельность не бесконтрольна. В Конституции закреплена система сдержек и противовесов. Назначения на ключевые посты производятся с согласия Парламента, нормотворческая – может быть проведена на соответствие Конституции. Парламент обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанных им международных договоров, утверждения указов и декретов. В случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления Президент может быть смещен с должности в порядке импичмента.

Президент Беларуси выполняет по Конституции следующие идеологические функции:

Во-первых, гарантийную. Президент – гарант самой Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности. Данная формула не имеет ни оговорок, ни ограничений. Поэтому общество вправе ожидать, что Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности.

Во-вторых, арбитражно-интегративную функцию как исходную из «вневластного» характера президентской власти. Конституция ставит Президента в качестве арбитра в отношениях между ветвями власти для согласованного взаимодействия, стабильного сотрудничества и единства, а не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти.

В-третьих, контрольную функцию. Она обеспечивается контрольными полномочиями Президента по Конституции или установленными им фактически: отчетность правительства, прямое подчинение ряда министерств и ведомств Главе государства, отмена нормативных актов правительства – это в отношении исполнительной власти; а в отношении Парламента и Суда – это фактически складывающиеся отношения. Например, приостановление Президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического и грубого нарушения Палатами Парламента Конституции. Всё это подтверждает реальный контроль Главы государства в идеологическом управлении обществом.

Таким образом, институт президентства в Беларуси является ведущим органом власти в формировании идеологии белорусского государства, а Президент – Глава государства является не только юридическим, но и фактическим идеологическим лидером белорусского государства при поддержке населения страны.

2. Место и роль Парламента Беларуси в идеологии государства определено Конституцией и Законом «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» от 4 января 2003 г.

Национальное Собрание является высшим представительным и законодательным органом и состоит из двух палат: Палаты представителей от избирателей и Совета Республики – Палаты территориального представительства.

На основе статуса полномочий Парламент играет в идеологии двоякую роль: учувствует одновременно и в её формировании, и в практической реализации. Именно от эффективности и целенаправленной деятельности депутатского корпуса зависят, какие в белорусском обществе будут торжествовать идеи, ценности, взгляды и модели идеологической культуры.

Представительная функция Парламента в структуре институтов власти означает, что в его составе работают избираемые народом и частично назначаемые его представители, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы людей.

Законодательная функция означает,что основная задача Парламента – законотворческая.

Впервые слово «парламент» появилось в Англии (parliament), хотя корень слова французский (parler – говорить).

Представительные и законодательные органы имеют богатую историю. Они существовали в Древней Греции и Риме. В Великом Княжестве Литовском основными властными структурами были «Великий вальный сейм» и «Гаспадарчая рада».

Нельзя не заметить того, и это естественно, что двухпалатный парламент имеет и «двухпалатную» идеологию. Это объективно при различии объема и направленности их ролей в Парламенте.

Кроме этого, в Палате представителей работают на профессиональной основе в отличие от членов Совета Республики.

Идеология места, роли и полномочий Парламента зависят от формы правления в государстве. В парламентских республиках Парламент формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает госбюджет и т.д. В президентских республиках полномочия парламентов значительно меньше.

Наиболее наглядно роль Парламента в сфере идеологии отражают его основные полномочия в конкретных направлениях деятельности.

Первое – законотворческое. Именно для этого и создаются парламенты. Благодаря тому, что документы разрабатывают, обсуждают и принимают законы, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом, и формируется идеология государства по реализации интересов, потребностей и ценностей избирателей.

Именно в парламентах представлены и сталкиваются разнообразные интересы различных социальных и национальных групп, национальных общностей и на более высоком уровне проявляются идеологические позиции и взгляды.

Второе – представительское. Данное направление означает, что депутаты являются выразителями интересов и воли народа, всей совокупности идеологических притязаний граждан государства.

Третье – идеологическое направление, значение которого постоянно растет. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов, тех взглядов, с которыми и пришли в парламент. С другой стороны, идеологическое информирование населения, воздействие на общественное мнение реализуется в каждом конкретном случае, когда необходимо осуществить изменение в какой-то области жизни и закрепить их в законодательных актах. Тем же идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов с избирателями, их выступления в СМИ.

Четвертое – контроль за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности соблюдения законов, формированию государственной идеологии.

В качестве основных факторов формирования идеологии белорусского государства, в становлении которых принимает участие парламент, выделяются следующие:

- совершенствование социальных отношений и политической системы общества на основе формирования гражданского общества, утверждения принципов демократии, самоуправления, социальной справедливости во всех сферах общественной жизни, повышения социально-политической активности различных структур общества;

- обогащение духовной жизни граждан республики, их политической. Нравственной, профессионально, художественной культуры на основе дальнейшего развития образования, культуры, науки, искусства, литературы;

- развитие производства, повышение благосостояния людей, утверждение всех форм собственности и т.д.

Определяющим фактором все-таки является сама политическая жизнь. Именно она есть основной объект законодательного регулирования парламентов всех стран.

3. Правительство – специализированный исполнительный и распорядительный орган любой государственной власти.

Название правительства может быть разным, а статус его зависит от формы правления.

Идеологическая роль правительства материализуется во всех сферах жизнедеятельности общества, что и отличает исполнительную ветвь власти в разделении властей.

Правительство – Совет Министров Республики Беларусь также выполняет двойственную функцию в идеологии: непосредственно практически реализует и одновременно участвует в формировании идеологии белорусского государства.

Специфика (или особенность) белорусского правительства состоит в том, что по Конституции и Закону «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» является не высшим, а центральным органом госуправления. Правительство в президентской Беларуси подотчетно Главе государства и ответственно перед Парламентом. Правительство Беларуси руководит системой подчиненных ему органов государственного управления. Совет Министров имеет право законодательной инициативы.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Идеологическая роль Правительства Беларуси по конкретным направлениям характеризуется широкими полномочиями и среди них:

- руководить системой подчиненных ему органов госуправления и других органов исполнительной власти;

- разрабатывать основные направления внутренней и внешней политики и принимать меры по их реализации;

- представлять Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

- обеспечивать проведение единой экономической, финансово-кредитной и денежной политики в сферах науки, культуры, образования, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

- принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- выступать от имени собственника в отношении имущества государства Республики Беларусь и управлять государственной собственностью;

- обеспечивать исполнение Конституции, законов Республики Беларусь, а также декретов, указов и распоряжений Президента.

В отличие от других государств (например, США) Конституция Беларуси прямо предусматривает образование и деятельность Правительства как коллегиального органа о государственной власти с функцией управления. Хотя в Конституциях зарубежных стран используют разные названия, но обобщающим является для всех понятие «правительство».

Форма правления предопределяет порядок формирования и режим деятельности правительства, а также содержание его юридических полномочий. В президентских республиках правительство менее самостоятельно, иногда не представляет собой коллегиальный орган. В государствах парламентской формы правления правительство олицетворяет исполнительную власть как коллегиальный орган. Такое правительство несет ответственность перед парламентом, обычно формирующим кабинет министров, за состояние дел в государстве и обществе.

Отношения между Правительством, Парламентом и Судами Республики Беларусь более определенные. Что же касается влияния Президента на деятельность Совета Министров, то оно вполне типично для президентских республик. Президент как Глава государства является и Главой исполнительной ветви власти с конституционными полномочиями.

Идеология практической деятельности Совета Министров проявляется в правительственных актах, в организации структур, распоряжении материальными, финансовыми и духовными ресурсами.

Кроме этого, органы исполнительной власти организуют информационно-пропагандистскую работу для формирования общественного мнения. В этой деятельности используются устная и печатная информация, наука, образование и культура.

4. Без местного управления и самоуправления нет никакой возможности формировать современную идеологию белорусского государства в условиях развития представительской демократии.

Согласно Конституции (ст.117), в Республике Беларусь существует система местного управления и самоуправления, включающая 4 элемента:

1) местные Советы депутатов;

2) исполнительные и распорядительные органы;

3) органы территориального общественного самоуправления;

4) местные референдумы, собрания и другие формы прямой демократии.

Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления на территории Беларуси состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Местное самоуправление в Республике Беларусь является существенным элементом конституционного строя республиканской Беларуси и одной из форм осуществления власти народа: это форма активного участия, организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значение исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основ собственной материально-технической базы и привлеченных средств.

Система местного самоуправления включает, кроме местных Советов депутатов, также и органы территориального самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в т.ч. единоличные). Местное самоуправление реализуется также и через проведение местных референдумов, собраний граждан и иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

Особо значимое место занимают местные выборные представительские сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов, которые составляют систему Советов в Республике Беларусь. Единство данной системы обеспечивается общностью правовых норм, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они решают в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории. По Конституции Республики Беларусь (ст.118) местные Советы депутатов избираются гражданами в административно-территориальных единицах сроком на 4 года.

В Республике Беларусь установлены 3 территориальных уровня Советов:

- первичный (сельские, поселковые, городские (городские районного подчинения) Советы);

- базовый (городские (городов областного подчинения) и районные Советы);

- областной (областные Советы, Минский городской Совет).

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Советы депутатов являются основным звеном местного самоуправления и представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь. Они обеспечивают на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

В последнее время идеологическая деятельность органов местного управления и самоуправления становится все более разносторонней и эффективной, повышается их воспитательная роль. Они занимаются массово-политической и культурно-просветительной работой, охраной общественного порядка, воспитанием молодежи, организацией её досуга и т.д.

Законом определены основные десять принципов местного управления и самоуправления:

- народовластие, участие граждан в местном управлении и самоуправлении;

- законность, социальная справедливость, гуманизм, защита прав и охраняемых законом интересов граждан;

- взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

- разграничение компетенции представительных и исполнительных органов;

­- единство и целостность система местного управления и самоуправления;

- самостоятельность и независимость Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

- выборность Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетность населению;

- гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатам их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и интересы;

- сочетание местных и общегосударственных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

- ответственность за законность и обоснованность принятых решений.

Реализация данных принципов не только помогает решать управленческие задачи, но и способствует формированию определенных личностных качеств и идеалов, подходов к решению проблем. Это важно сегодня, когда идеологическое содержание государственного управления и самоуправления постоянно возрастает.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относят:

- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- установлении в соответствии с законом местных налогов и сборов;

- определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

- назначение местных референдумов. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

В целом, белорусское местное самоуправление, несмотря на возможности, работает достаточно неэффективно. Местные органы власти еще не преодолели комплекс неполноценности, который появился в советский период, когда местные Советы были скорее формальным, чем реальным органом управления.

1. Избирательная система. Понятие и виды

2. Идеология избирательных кампаний как элемент идеологического процесса

3. Средства массовой информации в избирательных процессах

1. Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы – избирательная система. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

В мире существует большое количество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести к трем типам: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования, называется мажоритарной (от фр. Majorite – большинство), Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.

Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший больше половины голосов избирателей (50% плюс 1 голос).

В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать абсолютное большинство в первом туре, то приходится проводить второй тур. Во Франции, например, ко второму туру допускаются кандидаты из первого тура, за исключением тех, кто набрал менее 12,5% голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников, то есть относительное большинство.

Мажоритарная система абсолютного большинства действует и в Беларуси. В отличии от Франции, во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто набрал наибольшее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно принять участие не менее 50% зарегистрированных избирателей данного округа в первом туре. На президентских выборах, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов в первом туре, то в двухнедельный срок проводится второй тур по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь). Чтобы выборы считались состоявшимися, в голосовании должны принять участие более половины граждан, включенных в список избирателей.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. При этом, если бы какой-либо гражданин сумел добиться своего выдвижения в качестве кандидата в депутаты, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно и одного голоса, который он может подать за себя сам. Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании, США, Японии.

Главным достоинством мажоритарной системы является учет мнения большинства избирателей при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильное правительство.

Еще одно преимущество мажоритарной системы – прочные личные позиции депутата в округе усиливают его влияние в парламенте и его независимость.

Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Может теряться, не учитываться практически 49% голосов избирателей, если нет подавляющего перевеса победившей партии. Так, элементарный подсчет показывает, что в Беларуси для избрания депутатом кандидату достаточно получить всего 26% голосов избирателей, ибо, если на избирательный участок придут немногим более 50% избирателей и немногим более половины из них проголосует за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей. Интересы остальных 74% избирателей в выборном органе представлены не будут. Эти цифры будут еще хуже при 25% явке избирателей во втором туре.

Мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Эта прерогатива пропорциональной избирательной системы.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу.

Таким образом, партии или избирательные блоки выдвигают списки своих кандидатов на выборные должности, и избиратель голосует за список той партии, которая ему больше нравится.

Партийные списки могут быть различных видов. Например, в Испании, Греции, Португалии, Израиле, Коста-Рике, придерживаются правил закрытых, или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке, семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут те, кто числится в списке первыми. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

В ряде стран применяется иной вариант – система открытых, гибких списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийными руководителями. В таком случае избиратели голосуют не только за партийную программу, но и за конкретных личностей, считая их более достойными. Преференциальный метод используется, например, в Бельгии и Италии. Существуют и другие варианты списков.

Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимых для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый порог. Для того, что быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей, преодолеть определенный барьер. Так, в Италии он равен 5%, Венгрии и Болгарии – 4%, Турции – 10% и т.д. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте. Избирательный порог вводится для того, чтобы малые партии не попадали в парламент. Понятно, что сложнее согласовывать и принимать решение в том парламенте, где несколько десятков мелких партий, чем в том, где представлено несколько крупных партийных фракций.

О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует тот факт, что в большинстве стран Европейского Союза используется именно эта система. Она во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию.

Достоинства пропорциональной системы:

1. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий и их представительства в парламенте;

2. Дает возможность принимать решения, которые в большей степени учитывают интересы и политические симпатии разных групп населения.

К недостаткам можно отнести и то, что в условиях многопартийности, когда в парламенте представлено больше десятка, а то и более партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось более полусотни правительств, и Италия более пяти лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.

Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций.

Смешанная, или мажоритарно-пропорциональная избирательная система, соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем. На такой основе проходят выборы в ФРГ, России (правда, она сейчас переходит на пропорциональную систему), Болгарии, Литве, Венгрии, Грузии. В ФРГ, например, одна половина бундестага избирается на мажоритарной системе относительно большинства, другая – по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, второй голос – за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных кандидатов. Выборы проходят в один тур. 5 % избирательный порог не дает возможности мелким партиям получить места в парламенте. При такой системе большинство кандидатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что успех в проведении выборов зависит не только от модели избирательной системы, принятой в той или иной стране. Важное значение имеет политическая культура и активность населения, демократичность выборов, честный подсчет голосов, возможность народа контролировать саму процедуру выборов. Только в таком случае выборы выполняют свои функции в обществе, являясь способом смены руководства, правительства в случае его банкротства, способом разрешения социальных конфликтов. Через процедуру демократических выборов народ доверяет управление страной наиболее умным и авторитетным людям, контролирует их политику. Участие в выборах возвышает людей, поднимает их гражданские достоинства, ибо голоса всех избирателей равны и значимы для государства. Тем самым выборы объединяют людей в одно целое, нацию, народ. Если же народ не уверен в том, что голоса подсчитаны правильно, то уважение к таким выборам и таким властям исчезает. В таком случае выборы не выполняют своих функций, какие бы хорошие избирательные законы не принимались.

2. Подготовка и проведение выборов называется избирательной кампанией. Понятие «избирательная кампания» употребляется в двух значениях:

1) определенный законом период, в течение которого политические силы и государственные органы, отвечающие за проведение выборов, проводят их непосредственную идеологическую и организационную подготовку;

2) совокупность пропагандистских и иных мероприятий, которые проводят участники выборов, т.е. направленные усилия, предпринимаемые определенными субъектами, участвующими в предвыборной борьбе, для достижения поставленных целей.

Избирательную кампанию можно рассматривать как особый вид политического управления. В качестве субъекта управления в ней выступает команда (партийная или общественно-политическая организация, группа единомышленников, политические консультанты) во главе с кандидатом, а объектом являются потенциальные избиратели. Цель управления определяется теми задачами, которые ставит перед собой кандидат. Как показывает практика, не все кандидаты, вступая в предвыборную борьбу, ориентированы на победу. Некоторые из них рассматривают избирательную кампанию как возможность привлечь к себе внимание, пройти предварительную «раскрутку» с целью участия в следующих выборах, оттянуть на себя часть голосов сильных соперников какого-либо кандидата и т.д.

Главными особенностями избирательной кампании как вида политического управления являются, во-первых, отсутствие у инициаторов избирательной кампании права создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия. Ни один кандидат или избирательное объединение не может издать распоряжение или указ, предписывающие массам модели электорального поведения. Во-вторых, субъект управления лишен возможности опереться на право легитимного насилия, на применение санкций и иных мер воздействия в отношении потенциальных избирателей. В демократическом обществе нельзя заставить человека отдать свой голос за того или иного кандидата. Следовательно, способы влияния субъекта на управляемый объект должны быть весьма специфическими, связанными с особыми формами воздействия на мотивационную структуру личности, а главным содержанием избирательной кампании становится борьба за умонастроения, предпочтения населения.

Идеология избирательных кампаний – это способ восприятия проблем, связанных с реализацией избирательного права (активного и пассивного), а также характером, содержанием и направленностью избирательного процесса.

Она включает в себя два среза – внешний и внутренний.

Внешняя идеология избирательных кампаний сформулирована в ст. 21 «Всеобщей декларации прав человека», в ст. 25 «Международного Пакта о гражданских и политических правах», в «Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению» СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Так, в Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст. 25) отмечается: Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность:

а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Структура внешней идеологии избирательных кампаний состоит из международных избирательных стандартов, изложенных в «Декларации о критериях свободных и справедливых выборов», которую в 1994 году принял на 154 сессии Совет Межпарламентского союза.

В них семь международных стандартов, которые и составляют суть внешней идеологии избирательных кампаний. Выборы должны быть: 1) всеобщими; 2) равными; 3) справедливыми; 4) тайными; 5) свободными; 6) открытыми; 7) ответственными.

Некоторые к семи добавляют еще 2 стандарта: периодичность (не изменяют дату выборов) и подлинность (электорат имеет возможность сделать рациональный выбор).

Кроме международных стандартов ОБСЕ ввела права и обязанности государств в избирательном процессе: свободу передвижения кандидатов; равного доступа к СМИ; объективного освещения избирательного процесса; свободу высказывания мнений в период избирательной кампании.

Существуют отступления от идеологии избирательных кампаний, что особенно проявляется в негативных технологиях.

С позиций МИС (международных избирательных стандартов) отступлением от демократической идеологии избирательных кампаний являются следующие действия:

1) непредоставление в полном объеме и своевременно избирателем всей информации о кандидатах и процедуре голосования;

2) отказ в регистрации отдельным кандидатам или аннулирование регистрации без достаточных оснований;

3) поддержка отдельных кандидатов исполнительной властью;

4) вмешательство в работу наблюдателей, ограничение полномочий наблюдателей на последней стадии избирательного процесса;

5) нарушение процедуры голосования со стороны избирательных комиссий, избирателей, наблюдателей;

6) отсутствие полной гласности в избирательном процессе, связанный с любыми административными ограничениями деятельности журналистов и СМИ;

7) преднамеренное создание условий для использования отдельными кандидатами административного ресурса, например, за счет сокращения численности представительного органа и резкого укрупнения избирательных округов при сохранении мажоритарной избирательной системы;

8) назначение, а не избрание определенной части представительного органа.

В то же время следует четко различать отступления от демократической идеологии избирательных кампаний, связанные с наблюдением только в какой-то части МИС, и политические избирательные технологии, используемые в ходе конкретного избирательного процесса кандидатами и их командами.

Избирательные кампании на постсоветском пространстве за последнее время породили так называемые «серые», «черные», «чистые», «грязные» избирательные политтехнологии, которые при формальном соблюдении международных избирательных стандартов позволяют «обходить» их и добиваться необходимого результата.

«Петля Мавроди». Возле избирательных участков активисты того или иного кандидата встречают представителей маргинальных групп (например, безработных, алкоголиков, наркоманов и т.п.) и просят их за соответствующую плату вынести с участка свой незаполненный бюллетень. Затем в этом бюллетене выбирается необходимый кандидат и следующему маргиналу предлагают опустить в избирательную урну этот бланк, а вынести незаполненный.

Аннулирование результатов по негативно настроенному к конкретному кандидату избирательному участку. Эта технология предусматривает покупку и накапливание активистами кандидата незаполненных бюллетеней. Перед окончанием голосования они подбрасываются на избирательный участок, где наиболее реальный противник кандидата рассчитывает на максимальный результат. При подсчете в избирательной урне оказывается бюллетеней больше, чем выдано комиссией по спискам, и результат голосования по данному участку аннулируется.

Подмена избирательных урн. Для этого на участках для голосования после окончания отключают электроэнергию. В это время реальная избирательная урна подменяется на другую, заранее заготовленную и заполненную бюллетенями в поддержку своего кандидата.

Использование избирательных урн с двойным дном, где находились заранее заполненные бюллетени, которые затем присоединяли к общему массиву.

Подбирают кандидата, который является так называемым двойником наиболее сильного соперника, т.е. у них должны полностью совпадать в бюллетене фамилия, имя и отчество.

Негативная агитация, суть которой состоит в том, что активисты кандидата глубокой ночью звонят по телефонам избирателей и агитируют за кандидата соперника.

– За определенную плату нанимают представителей маргинальных групп (например, бомжей и т.п.), которые ходят по квартирам избирателей, представляются родственниками кандидата-соперника и просят одолжить небольшую сумму денег.

– В ходе избирательной кампании на двери и капот автомобилей граждан наклеиваются рекламные листовки с именем кандидата соперника. Для этого используют клей, который снимается только со слоем краски.

– В семьи, где есть недавно умершие избиратели, от имени кандидата-противника им присылаются приглашения на выборы и благодарность «за активное участие в избирательной кампании».

Итоги выборов зависят не только от расклада политических сил, но и от того, как эти силы проявят себя в глазах избирателей. Отсюда и возникает объективная необходимость в избирательных технологиях.

Совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их подать голоса за определенного кандидата или объединение называется избирательными технологиями. Главной особенностью избирательных технологий является нацеленность на включение социально-психологических механизмов, регулирующих поведение избирателей, обращение к убеждениям граждан, их ценностным ориентациям, интересам, настроениям, устремлениям и чаяниям.

Современный подход к избирательным технологиям отличается осознанием необходимости органического соединения практического опыта политической борьбы и научного знания. Важно, не только знать хорошо зарекомендовавшие себя приемы предвыборной борьбы, но и понимать глубинные причины успеха или неудачи тех или иных технологий. А это понимание становится возможным только в том случае, если организаторы избирательной кампании владеют необходимыми теоретическими знаниями, способны адекватно оценивать ситуацию, выявить тенденции развития массовых настроений, определить те «болевые точки» в сознании и мотивации людей, воздействие на которые может привести к изменению их поведения в нужном для организаторов направлении. Избирательные технологии должны учитывать индивидуальность избирательной кампании, электората, кандидата, элиты, средств коммуникации. Скажем, любая избирательная кампания уникальна, она не может быть воспроизведена через какое-то время. Даже если случится, к примеру, что через четыре года баллотируется тот же кандидат в том же избирательном округе, он уже не может использовать старые лозунги, прежнюю рекламную продукцию и повторять ранее написанные речи. Под воздействием различных обстоятельств настроения, ориентации, интересы людей меняются, и каждый раз избирательную кампанию приходится начинать заново. В избирательных технологиях акцент делается и на содержательную сторону, и на режиссуру, драматургию и мастерство актеров, т.е. не только на то, что надо делать, но и как надо делать. Данное обстоятельство вынуждает организаторов избирательных кампаний обращаться к помощи профессионалов, людей, специализирующихся в области политических технологий, обладающих соответствующими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время во многих странах появились люди, чьей профессией стала организация предвыборных кампаний, появились агентства, специализирующиеся в этой области. В 1968 г. в Париже была создана Международная ассоциация советников по политическим кампаниям.

Обсуждение избирательных программ – должно быть основой избирательных кампаний. Это предполагает высокий уровень общественного сознания, способность людей отстраниться от эмоционального отношения к тому или иному кандидату и оценить его рациональные предложения. Часто вместо обсуждения программ идет обсуждение личностей, их достоинств и недостатков, и чаще всего тех слухов, которые генерируются соперниками. Обычным делом в практике предвыборной борьбы является выброс в средства массовой информации материалов, компрометирующих соперника. Такие материалы готовятся заранее: изучается биография конкурента, выявляются его сомнительные связи и неблаговидные поступки, его слабости и недостатки. В избирательной кампании важно бывает правильно рассчитать время выброса компромата: если это сделать рано, то люди под влиянием новой информации просто забудут о нем, и если – ближе ко дню выборов, можно не успеть «раскрутить» его в средствах массовой информации. Если не удается собрать компрометирующие материалы, обыгрываются любые особенности поведения конкурента. Его могут показывать по телевидению то запинающимся, то заикающимся, акцентировать внимание зрителей на его возрасте, состоянии здоровья, манере поведения и т.д.

В преддверии парламентских выборов 1999 г. в России борьба с конкурентами обрела необычно жестокие формы. Казалось, все претенденты на мандаты были озабочены не столько конструктивной критикой предвыборных программ своих соперников, сколько их дискредитацией, поиском «компроматов» и эффективной подачей последних в СМИ. Такая особенность предвыборной борьбы рассматривалась многими избирателями как ее недостаток, нападки на кандидатов выходили за допустимые моральные рамки и вызывали подчас весьма неприятные чувства.

Жестокое ведение предвыборной борьбы преследует цель не только дискредитировать в глазах избирателей своего соперника, но и вывести последнего из психологического равновесия, чтобы тот начал совершать ошибки, занял оборонительную позицию и, в конечном итоге, провалил свою избирательную кампанию. Вот почему, готовясь к предвыборной борьбе, кандидат и его команда обязательно должны знать свои уязвимые позиции, заранее готовясь к защите, и также собирать информацию о конкурентах, отслеживать их действия, предупреждать возможные провокации.

К типичным приемам негативных, «грязных» технологий можно отнести также: подкуп избирателей, выставление в избирательной округе однофамильцев, кандидатов – соперников с целью дезориентации избирателей; распространение листовок от имени конкурирующего кандидата или избирательного объединения в день, когда агитация запрещена законом; распространение анонимной антирекламы, порочащей честь и достоинство конкурентов и т.д. Сюда же можно отнести так называемый административный ресурс – подключение правоохранительных и фискальных органов к проверке личности и деятельности кандидата. Для действующих руководителей осуществляется дополнительное бюджетное финансирование, поддержка СМИ, прямое давление на избирательные комиссии и судебные органы, чтобы снять конкурента с предвыборной дистанции. Главная направленность негативных избирательных технологий – создание благоприятных условий нужным кандидатам и препятствий неугодным. Конкуренция в избирательном процессе делает неизбежной агитацию «за» и «против» кандидата. Законодательство в демократических странах не запрещает контррекламы. Но вместе с тем оно определяет ту грань, через которую не может переходить ни один кандидат и его команда в борьбе со своими соперниками. Эта борьба не может основываться на ложных фактах, на сознательных провокациях, на нарушении закона. Только в этом случае конкурентная борьба может выполнить свою главную миссию – помочь выдвинуться тем, кто не запятнал себя грязными делами, кто не замешан в различных авантюрах, кто завоевал симпатии большинства избирателей.

Существует несколько систем социального контроля за избирательными кампаниями. Прежде всего, это юридические нормы, предусматривающие санкции со стороны общества за их нарушение. Эти нормы в виде соответствующих законодательных актов жестко отсекают все отклонения от того, что общество считает допустимым.

В частности под запретом находится все, что наносит ущерб жизни и здоровью людей, разжиганию межнациональной розни и т.д.

В то же время внутри норм, регулирующих избирательный процесс, существует достаточной большой диапазон свободы. И все, что разворачивается в юридически заданных границах, является законным. Это относится и к значительной части так называемых «грязных» технологий.

В целом же избирательные технологии в руках профессионалов становятся достаточно сильным оружием, позволяющим привлекать на сторону обслуживаемого этими профессионалами кандидата значительные слои населения, изменять их электоральные предпочтения.

Внутренняя идеология избирательных кампаний базируется на внешней с учетом особенностей избирательного процесса в стране (в данном случае в РБ). Выделяют 3 уровня:

а) высший – общенациональная, государственная идеология избирательных кампаний изложена в статьях Конституции Республики Беларусь, Избирательном кодексе, законах о политических партиях, общественных объединениях, СМИ, в законе о проведении митингов, шествий, демонстраций.

На этом уровне не может быть идеология плюрализма, либо альтернативных идеологий избирательных кампаний, так как это означает развал как избирательной, так и политической системы в целом.

б) средний уровень избирательных кампаний включает положения Центризбиркома по выборам и проведению республиканских референдумов, а также идеологию каждой из шести элементов избирательного процесса: 1) идеологию назначения выборов; 2) регистрация избирателей; 3) образование округов и избирательных участков; 4) процессов выдвижения кандидатов; 5) организация выборов; 6) подведение итогов голосования (распределение мандатов). Результаты во многом зависят от состава избирательных комиссий, и от того, какой размер имеет избирательный округ;

в) прикладной характер избирательных кампаний – состоит из программных документов политических партий и избирательных объединений, программ кандидатов.

Самостоятельным элементом является идеология электорального поведения.

Можно выделить пять основных моделей идеологии избирательных кампаний:

1) избирательные кампании с неструктурированной идеологической компонентой (доминируют независимые кандидаты, которые не предлагают четкой идеологической платформы, где минимум влияния политических партий).

2) избирательные кампании с рыночной идеологией – суть в том, что кандидаты или избирательные соединения рассматриваются как товар, который нужно продать на политическом рынке. Ресурс – не идеи, а деньги и политтехнологии.

3) избирательные кампании с административной идеологией, где доминирующим фактором является властно-распорядительный ресурс, где существует партия власти.

4) избирательные кампании с партийной идеологией. В основе лежат идеологии конкретных партий и их организационные, финансовые и информационные ресурсы.

5) избирательные кампании с комплексной идеологией. Представляют сочетание 4-х вышеназванных моделей.

Доминирует 5-я модель, чистых нет.

3. Большое место в избирательной кампании принадлежит СМИ. Под их воздействием идеология избирательных кампаний изменяется:

1) может повышаться информированность электората об идеологии избирательных кампаний и политических приоритетов ее субъектов;

2) происходит корректировка идеологических позиций самих избирателей;

3) происходят изменения в оценке электоратом тех или иных идологических моделей, предлагаемым субъектом и избирательного процесса;

4) углубляется понимание электоратом идеологических проблем, имеющих место в рамках конкретной кампании;

5) под воздействием СМИ формируется решение части электората – участвовать или не участвовать в избирательной кампании в целом и в процессе голосования в частности.

СМИ могут усилить предрасположенность избирателей к тем или иным идеологическим ценностям, но не сформировать новые ценности. Усилить или ослабить, но не создать новую систему ценностей. Иными словами, электоральное поведение – это совокупность поведенческих процессов, связанных с участием граждан в избирательных кампаниях и отражающих их реакцию на идеологию этих кампаний. Какова идеология избирательных кампаний – таково и поведение электората. Политический и идеологический выбор избирателя не может быть абсолютно свободным (на него оказывают воздействие объективные и субъективые факторы).

Избиратели в любом округе никогда не бывают представлены в виде единой массы, из которой, как из пластилина, можно лепить любую заданную фигуру. Это – реальные люди, обаладающие своими ценностными ориентациями, интересами, занимающие разные позиции в социальном пространстве, имеющие убеждения и предпочтения, включенные в разнообразные социальные и политические организации и группы. Как правило, по отношению к тому или иному кандидату (избирательному объединению) весь электорат округа (страны) можно представить в виде 5-ти слоев.

1) Активно поддерживающие. Это люди, которые в силу ряда причин (совпадение ценностных ориентаций, интересов и т.д.) осознанно и направленно готовы сотрудничать с кандидатом и его командой, поддерживать их действия, посильно помогать в реализации поставленных целей. Это – твердый электорат, который при любых условиях проголосует за свеого кандидата или за свою партию и будет агитировать окружающих поступать таким же образом.

2) Пассивно поддерживающие. Данный слой отличается тем, что принадлежащие к нему люди высказывают сочувствие кандидату или избирательному блоку, но воздерживаются от активных самостоятельных действий в его поддержку. На выборах они с большей долей вероятности проголосуют за своего кандидата, но на их действие могут оказать воздействие любые, на первый взгляд не имеющие никакого отношения к политике факторы (занятость на работе, семейные обстоятельства и т.п.).

3) Занимающие нейтральную позицию. Как правило, это люди, не имеющие четко выраженной политической позиции, не обладающие ярко выраженными симпатиями к каким-либо политическим лидерам или партиям, слабо информированные как о самих субъектах политики, так и об их целях, программах. Они полностью погружены в свои личные проблемы, их мало интересуют предвыборная борьба, и они не определились, за кого будут голосовать и вообще придут ли на выборы.

4) Настроенные недоверчиво. Обычно это люди, симпатизирующие другим политическим партиям и политическим лидерам, или люди со сформировавшимся предубеждением ко всем политикам, разочаровавшиеся, не верящие в возможности представленных на политической арене государственных и политических деятелей конструктивно решать проблемы страны или региона. С уверенностью можно сказать, что они не будут голосовать за данного кандидата или избирательное объединение, потому что уже сделали другой выбор и готовы либо отдать свой голос другому претенденту, либо принципиально не участвовать в голосовании.

5) Настроенные решительно против. К ним относятся члены других политических партий и их активные сторонники. Сделанный представителями данной группы политический выбор будет подталкивать их к поддержке «своего» кандидата или партии, и тем самым вступать в противостояние, противодействие и конфронтацию со всеми другими участниками избирательного процесса.

Организаторы избирательной кампании должны стремиться к тому, чтобы удержать в поле своего влияния две первые группы, вовлечь в него третью, и по возможности, нейтрализовать действие тех, кто принадлежит к четвертой и пятой группам.

На начальных этапах кампании «неопределившиеся» обычно составляют абсолютное большинство, поскольку количество постоянно интересующихся политикой в обществе по разным оценкам составляет от 10 до 20%. Поэтому именно эта «неустойчивая» часть электората является ключевой группой, за голоса которой и идет борьба. В результате эта группа постепенно поляризуется и сужается, но выбор, в конечном счете, все равно происходит именно внутри нее.

В этой борьбе кандидат и его команда должны отдавать себе отчет в том, что перед ними находится не одноликая масса, а множество индивидов, различающихся по своим интересам, жизненным планам и многим другим признакам. Следовательно, реакция каждого из них на программные заявления кандидатов, на выдвигаемые лозунги, на рекламные плакаты может оказаться различной, если не диаметрально противоположной. Как учесть в реальной практике данные особенности электорального поведения? Как удержать в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: