double arrow

ВОПРОС № 31 ПОСТАНОВЛЕНИЯ КС О ТОЛКОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ РФ (12)


Постановление – основной вид итогового решения Конституционного Суда. Именно постановления принимаются при осуществлении большинства полномочий Конституционного Суда РФ: при проверке конституционности правовых актов, разрешении споров о компетенции, толковании Конституции РФ.

ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — официальное разъяснение Конституционным Судом РФ содержащихся в нормах Основного закона понятий. Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125).

Целью толкования является юридически точное указание, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование и в каком объеме. Такое толкование необходимо всякий раз, когда во взаимоотношениях между органами государственной власти возникают сомнения в правильности понимания содержания нормативного объема того или иного конституционного положения, а равно в случае неоднозначного понимания тех или иных положений Конституции РФ. Юридическим способом снятия существующей неопределенности является в этом случае официальное толкование.




Толкование К. РФ Конституционным Судом РФ относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательно для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений.

Право толкования К. РФ Конституционный Суд РФ самостоятельно реализовать не может. Согласно Конституции (ч. 5 ст. 125) это возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Порядок разъяснения норм Конституции РФ определен в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Постановления о толковании статей Конституции:

ст. 66 (понятие вхождения автономного в состав края области),

71 (о составе федеральных органов исполнительной власти),

91,92 (порядок прекращения полномочий президента в связи со стойкой нетрудоспособностью),

99 (момент прекращения осуществления полномочий Государственной Думой в случае ее роспуска),

103 (понятие общего числа Государственной Думы и Совета Федерации),

105, 106 (срок рассмотрения Федерального закона в Совете Федерации),

107 (понятие «принятый федеральный закон», направление закона на подписание президенту),

111 (предложение кандидатуры председателя правительства),

135 (о порядке голосования и заседаний Государственной Думы и Совета Федерации),

136 (статус Закона о поправке),

137 (внесение нового наименования субъекта Российской Федерации в ст. 65 конституции).

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П

По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия:



«Содержание и назначение статьи 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, не затрагиваются установлением в статье 91 Конституции Российской Федерации положения о неприкосновенности Президента Российской Федерации».

2.Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П

По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации:

«1. Из положений статей 71 (пункт "г") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 10, 11, 72 (пункт "н"), 77, 78 (часть 1) и 110 следует, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.



2. Из статьи 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "г"), 83 (пункт "д"), 110, 111, 114 и 115 следует, что содержащееся в ней понятие "структура федеральных органов исполнительной власти" включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента Российской Федерации.

3. Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (статья 90, часть 3, Конституции Российской Федерации). При этом, по смыслу статей 106 (пункт "а"), 114 (пункт "а" части 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год».

3.Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 г. N 10-П

По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации:

«1. Предусмотренное частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации положение о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий, перечисленные в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, а также на иные исключительные случаи, когда Президент Российской Федерации своим решением возлагает на Председателя Правительства Российской Федерации выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом Российской Федерации решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации.

2. Из положения части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации во взаимосвязи с положением части 2 данной статьи о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации следует, что Председатель Правительства Российской Федерации исполняет обязанности Президента Российской Федерации соответственно до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей либо до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

3. При досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий по основаниям, указанным в части 2 статьи 92Конституции Российской Федерации, проводятся выборы нового Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации».

4.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П

По делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации

5.Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П

По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации

6.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П

По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации

7.Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П

По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области

8.Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П

По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации

9.Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П

По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации

10.Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П

По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П

По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации







Сейчас читают про: