Толкование Конституции

Реализация Конституции

Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ

Способы изменения Конституции:

1. Общий (парламентский) порядок внесения поправок

Распространяется только (!) на главы с 3 по 8 Конституции РФ

ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 г.

Поправка к Конституции РФ – любое изменение текста глав 3 – 8 Конституции РФ, а именно: исключение, дополнение или новая редакция какого-либо из положений данных глав Конституции РФ.

Предложения о поправках Конституции могут вносить: Президент РФ, Правительство РФ, Государственная Дума, Группа депутатов ГД не менее 1/5, Совет Федерации, Группа членов СФ не менее 1/5, Законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

Предложение о поправке à ГД 2/3 à СФ 3/4àЗ(П)О субъектов РФ 2/3 à СФ à Президент РФ

2. Внепарламентский порядок пересмотра

Распространяется только (!) на главы 1,2,9 Конституции РФ

ФКЗ «О Конституционном Собрании» (пока не принят)

Предложение о пересмотре à ГД 3/5 à СФ 3/5 à Конституционное Собрание (разработка проекта) à 1.(à Конституционное Собрание (принятие) 2/3) 2.(à Референдум)

3. Способы изменения ст. 65 Конституции РФ (список субъектов РФ)

1. По ч.1 ст.137 Конституции РФ «В связи с приемом в РФ нового субъекта РФ», «В связи с образованием нового субъекта», «В связи с изменением конституционно-правового статуса»; à В СООТВЕТСТВИИ С ФКЗ

2. По ч.2 ст.137 Конституции РФ «В связи с изменением наименования субъекта РФ»

ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» от 17.12.2001

Реализация Конституции – это деятельность субъектов КПО, направленная на осуществление КПН.

Формы реализации Конституции:

1. Использование – осуществление возможностей, гарантированных Конституцией (ч.2 ст.35 Конституции РФ);

2. Исполнение – выполнение возложенных Конституцией обязанностей (ч.1 ст.59 Конституции РФ);

3. Соблюдение – несовершение запрещенных Конституцией действий (ч.1 ст.74 Конституции РФ);

4. Применение – деятельность компетентных органов по вынесению на основе КПН и соответствующих фактических обстоятельств индивидуально-конкретных предписаний («посредничество властных органов» (с)) (п. «а» ст.89 Конституции РФ).

Причины необходимости толкования:

1. Сложность юридического языка

2. Наличие специальных терминов

3. Особенности формулирования норм: четкость, лаконичность (краткость), схематичность

4. Наличие специальной юридической техники

Толкование Конституции РФ – это официальное разъяснение КС РФ смысла и содержания норм Основного Закона. Толкованием Конституции преодолевается неопределенность в понимании её положений.

Анализ решения КС РФ по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ (Постановление КС РФ от 31.10.1995)

Неопределенность состоит в том, каким актом принимается поправка к Конституции.

ФКЗ не может быть формой принятия конституционной поправки

1. ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Использование формы ФКЗ сделало бы невозможным внесение в главы 3 – 8 Конституции РФ поправок

2. ФКЗ принимаются во исполнение Конституции РФ, не может изменять её положений, а также не может стать её составной частью.

ФЗ не может быть формой принятия конституционной поправки

1. Для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия ФЗ;

2. В отношении ФЗ Президент РФ наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия ФКЗ, распространенный статьей 136 Конституции РФ на процедуру принятия поправок.

Вывод: НУЖЕН НОВЫЙ ВИД АКТА! – «Закон РФ о поправке к Конституции РФ»

Конституция: ФКЗ, ФЗ.

КС РФ: ЗОП.

Анализ решения КС РФ по делу о толковании ч.2 ст.137

(Постановление Конституционного Суда от 28.11.1995)

Каким актом? И кто должен включать новое наименование субъекта РФ в ст.65 Конституции РФ?

РФ? Субъект и РФ? Субъект?

Компетенция: ст.71 – федеральная, ст.72 – совместная, ст.73 – региональная.

В ст.71 нет, в ст.72 нет. Ст.73 – по остаточному принципу, а значит изменение наименования – дело субъекта.

Однако! Изменение наименования не должно затрагивать: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов и РФ в целом, интересы других государств, изменение состава РФ, изменение конституционно-правового статуса её субъекта РФ,

Вывод: форма акта – Указ Президента РФ.

Почему не все юристы согласились с этим решением КС РФ??? В литературе существует мнение, что данным решением КС нарушил принцип разделения властей. Но в данном случае Президент – лишь орудие: он претворяет в жизнь решение субъекта. Он не может сказать «НЕТ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: