• Основоположник рационализма.
• На лат. Декарт – Картезий, прозвали «Великий Картезий»
• Естествоиспытатель, философ, медик, математик.
• Декарт искал признаки достоверности знания. Чтобы найти положение, истинность которого не вызывает сомнения, отвергал всё, в чем можно было усомниться (сомнительно всё – существование Бога, внешнего мира, собственного тела…).
• Он пришел к выводу, что реально существует только само сомнение. Сомнение – это свойство мысли. А мысль – это работа разума. Несомненно лишь то, что я мыслю.
• Cogito ergo sum - «Я мыслю, следовательно, я существую».
• Он считал, что в поиске истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам.
• Субстанция (первооснова бытия) – это то, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Ею может быть только Бог. Бог создал мир, также состоящий из субстанции.
• Роль Бога у Декарта сводится только к приданию Вселенной первоначального толчка (хаотического движения), а устроение мира и образование Солнечной системы есть результат действия законов механики.
|
|
• Поэтому Р. Декарт— деист.
• Декарт был также дуалистом, так как признавал равными два начала: дух и материю.
Мир состоит из двух видов субстанций:
ü Материальные субстанции (вещи) • Главное свойство – свойство протяжённости; • Вторичные, производные качества (модусы) – форма, движение, положение в пространстве и т.д. | ü Духовные субстанции (идеи) • Главное свойство – свойство мышления; • Вторичные свойства (модусы) – чувства, желания, ощущения… • В отличие от материальной субстанции, является неделимой и не имеет формы. |
• Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют оба типа субстанции (материальная и духовная).
• В качестве основного научного метода Декарт предлагал дедукцию (от общего к частному).
• Считал возможным логическим путем вывести все знания о мире.
• В качестве конечной цели познания Декарт видел господство человека над природой.
• Декарт выдвинул теорию о «врожденных идеях» - особом роде знаний, которые не нуждаются ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Они всегда существуют в разуме Бога и человека и передаются из поколения в поколение. Эти идеи могут быть двух видов: понятия и суждения.
• Примерами врожденных понятий могут служить: Бог (существует); «число», «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.
• Примеры врожденных суждений – «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».
|
|
• Последователи Декарта – «картезианцы».
• Вся последующая европейская философия прямо или косвенно связана с идеями Декарта
20. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677)
Священнослужитель отлученный от иудаизма за свои идеи.
Рационалист, последователь Декарта;
Был пантеистом (pan-всё, teos-Бог), т.е. обожествлял природу.
• Спиноза - автор наиболее разработанной философской системы Нидерландов Нового времени. Его девиз «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».
• Основные труды: «Основы философии Декарта», «Политический трактат», «Этика».
• Спиноза был пантеистом, то есть он верил, что Бог заключен во всех вещах: Бог есть, он растворен в каждой частице природы. Бог – творческое начало природы (творящая природа).
• Природа и Бог существуют извечно, они неразделимы и неразличимы.
• Существует только одна субстанция, одна единая и бесконечная;
• Спиноза называет ее Богом и одновременно природой. (Это обожествленная природа);
• Т.е. субстанция = Бог = Природа.
• Не существует принципиального различия между высшей субстанцией (Богом) и сотворенными им другими субстанциями.
• Т.о., в отличие от Декарта (бывшего дуалистом), Спиноза становится на точку зрения монизма (mono - один), признающего одно, единое первоначало мира.
• Модусы («способы существования» субстанции), по Спинозе - это все единичные вещи. Субстанция существует только через единичные вещи.
• Главные атрибуты (неотъемлемые свойства) единой субстанции – протяженность и мышление (вместе!). Каждая единичная вещь – это тело (воплощение атрибута протяжённости), и соответствующая этому телу идея (воплощение атрибута мышления).
• Пример: Идея протяженности – это мысль, а сама протяженность - воплощение мысли.
• Человек – самый сложный из модусов субстанции (ему соответствует идея, мыслящая саму себя и своё тело).
• От животных он отличается тем, что его тело дает мыслительным свойствам субстанции развиться. Душа его после смерти растворяется в божественной природе.
• Подчиненность страстям, действия под влиянием аффектов (страстей), по Спинозе, есть порабощенность человека миром.
• Цель человека – их усмирение, путем познания того, что причины страстей – вещи, события в мире не имеют самостоятельного существования, а представляют собой лишь единичные проявления жизни целого (единой субстанции).
• Все мировые процессы, по Спинозе, имеют волновую природу (это возмущения субстанции).
Проблема свободы
Бог (природа творящая) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости; в силу своей сущности он не может не породить следствие - природу сотворенную.
• Модусы (проявления субстанции – единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;
• Т.о., все существующее в природе сотворенной (в мире конечных вещей - модусов) является причинно-обусловленным, закономерным и необходимым. Нет ничего случайного.
• Человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости.
• Т.о., настоящей свободы в нашем мире нет, т.к. есть жесткая закономерность, зависимость одних вещей, явлений от других.
• Тем не менее свобода возможна, когда мы познаём эту всемирную зависимость. Путь к свободе – это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю.
• «Свобода – это познанная необходимость».
Спиноза выделяет три рода познания:
1. Чувственное познание (мнение, или воображение). Этот вид знания дает смутные идеи и зачастую приводит к заблуждению.
2. Понимание - даёт отчетливое представление модусов. К пониманию относится деятельность рассудка (ratio) и разума (intellectus).
|
|
3. Третий и высший род познания — это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины. Благодаря интуиции можно постигнуть, что все вещи (модусы) - проявления единой субстанции.
21. Френсис Бэкон (1561-1626)
Английский философ и естествоиспытатель, основатель эмпиризма.
Занимал видные посты в правительстве (ген. прокурор, лорд-канцлер).
Один из основателей методологии науки.
Основоположник сциентизма.
Его кредо: «Знание – сила».
l Создал одну из первых классификаций наук
l В основе познания, по Бэкону, лежит исключительно ОПЫТ.
l Главный метод познания, по Бэкону – ИНДУКЦИЯ (от частного – к общему).
l Френсис Бэкон решал две основные задачи:
1. Выявить источники заблуждений
2. Указать правильные пути (методы) овладения истиной.