1) «Идолы рода» – связаны с общечеловеческими особенностями (несовершенством) устройства органов чувств, мозга и т.д.
2) «Идолы пещеры» – влияние личности конкретного человека на процесс познания. Связан с уровнем образования, воспитания… «Каждый смотрит на мир из своей пещеры».
3) «Идолы рынка» (связаны с языком) – неумение правильно выразить свои мысли словами, неправильное употребление и незнание различных терминов. Науке особенно необходимы четкие, однозначные определения.
4) «Идолы театра»: Мы очень часто опираемся на признанные авторитеты, теории, не задумываясь об их правильности (Аристотель, Гален и т.п.)
Пути познания:
«Путь паука» – исключительно рационалистический, оторванный от опыта;
«Путь муравья» – когда во внимание принимается только опыт (это догматический эмпиризм);
«Путь пчелы» (наилучший) – с помощью как рационалистического, так и опытного познания. Хотя опыту нужно уделять большее предпочтение.
22. Томас Гоббс (1588-1679)
Секретарь Бэкона и его ученик
Убежденный («воинствующий») материалист;
Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология (учение о познании) и проблема государства.
l Гоббс - автор всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище»), в которой обосновал теорию общества и государства:
l Человек обладает изначально злой природой;
l Движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;
l Это приводит к сознанию каждым человеком «права на все».
l Пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономической прогресс;
l Для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник механизм для регулирования жизни в обществе – государство;
l Чтобы эффективно выполнять свои функции, государство должно стать всесильным;
l Государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.
23. Джон Локк (1632-1704)
Английский философ - эмпирист, развивший многие идеи Бэкона и Гоббса.
l Материалист, родоначальник либерализма и экспериментальной психологии. Либерализм - идеология, которая исходит из положения о том, высшей ценностью являются права и свободы человека.
l Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства.
l Главная обязанность государства - защищать естественные и неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и собственность.
l Для того, чтобы государство не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвинул идею разделения властей.
Локк первым выдвигает идею о том, что государство должно быть построено по принципу разделения властей на:
1) Законодательную;
2) Исполнительную;
3) Федеративную (внешнеполитическую).
Джон Локк о первичных и вторичных качествах вещей:
l Первичные качества вещей – то, что можно измерить (длина, ширина, вес и т.д.);
l Вторичные качества – то, что зависит от человека (цвет, вкус, звук…).
ü Таким образом, познание зависит и от окружающего мира, и от самого человека.
О сознании:
l Никаких врожденных идей нет;
l Сознание человека с момента рождения представляет собой «чистую доску» (tabula rasa), которая при жизни наполняется всё новым и новым содержанием (письменами разума).
l Т.е. в познании надо опираться на опыт, опытное знание: «Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях».
l Задача разума – упорядочивать то, что дают чувства.
24. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
Немецкий математик, юрист и философ, изобретатель.
Рационалист, предшественник немецкой классической философии.
Изобрел счетную машинку, способную производить операции над большими числами.
Идеи:
• Центральное понятие его философии – монады, которые он считал первоосновой бытия.
• Монады – (греч. «единица») – самостоятельные духовные субстанции, неделимые, нематериальные сущности, своеобразные «души». Монады абсолютно замкнуты, независимы друг от друга. Подобно живым существам, монады способны к активности.
• Весь мир это совокупность различных монад. Мир монад строго иерархичен, от высших (Бог) – к низшим.
25. Французскую (+отчасти английскую) философию XVIII в. принято называть философией Просвещения.
Ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и идеологически подготовили Великую французскую революцию (1789 – 1794 гг.).
Французскую (+отчасти английскую) философию XVIII в. принято называть философией Просвещения.
Ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и идеологически подготовили Великую французскую революцию (1789 – 1794 гг.).
• Человек, согласно просветителям, – это
• часть природы, всецело телесное материальное существо. Разум они или отождествляли с чувствами (Гельвеций), или рассматривали как некое общее чувство (Дидро). Жить в согласии с природой и разумом – значит жить, избегая страданий и по возможности наслаждаясь.
Человек не является злым по природе. Таким его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание.
• Вывод: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно воспитанный, т.е. просвещенный, человек займет позицию разумного эгоизма, принцип которого – «живи сам и дай жить другим».
Соответствующий этому принципу государственный строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан и даст возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересы всех других.
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
1. Деистическое;
2. Атеистическо-материалистическое;
3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое).
• Деизм (не путать с дуализмом) – направление в философии, сторонники которого:
1. Видели в Боге первопричину всего сущего (но не более);
2. Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и жизнь людей после их сотворения.
К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
26. Иммануил Кант (1724-1804) Немецкий (прусский) философ, основоположник немецкой классической философии, профессор Кёнигсбергского университета.
Дуалист;
Совершил «революцию» в философии.
Периоды творчества Канта:
1. Докритический: (до нач. 70-х г. 18 в.): Кант занимается проблемами бытия, природы, естествознания. Дал объяснение возникновению Солнечной системы из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи (космогоническая теория Канта-Лапласа);
2. «Критический» (1770-1804 гг.), основной (философский период): Кант разрабатывает проблемы деятельности разума, познания и его границ, логики, этики, социальной философии. Пишет свои главные произведения.
Кант выдвинул теорию о наличии границ познавательных способностей человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
Сформулировал моральный закон («категорический императив»);
Выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.
Вопросы философии по Канту
1) Что я могу знать? (метафизика, или онтология);
2) Что я должен делать? (мораль);
3) На что я смею надеяться? (религия);
4) Что такое человек? (антропология).
Произведения
1) «Критика чистого разума» (1781 г.) – в нём Кант исследует возможности и границы человеческого познания.
2) «Критика практического разума» (проблемы этики, морали и нравственности).
3) «Критика способности суждения» (идея всеобщей целесообразности – всё в природе и в человеке устроено целесообразно, имеет свой смысл и предназначение).
Критика чистого разума
n Кант: Познавательные способности человеческого разума ограничены.
n Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности), он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии:
n (С помощью разума можно доказать оба противоположных положения антиномий).
n Кант: Познавательные способности человеМы познаем не непосредственно внешний мир, а наши собственные ощущения. Представления, возникающие в разуме на основе ощущений есть лишь образы («вещи – для - нас»), которые имеют мало общего с реальным миром.
n Реальный мир, его объекты являются «вещью в себе». «Вещь–в-себе» - внутренняя сущность, причина, закон существования каждой конкретной вещи. Она непознаваема для человеческого разума и науки.
n Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности), он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии:
n Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве - Мир не имеет начала во времени и безграничен
n (С помощью разума можно доказать оба противоположных положения антиномий).
Классификация знаний по Канту
n Апостериорное знание – знание, получаемое человеком в результате опыта. Является не полностью достоверным, а вероятностным, может давать «осечки».
n Априорное знание – доопытное, врожденное, которое существует в разуме изначально и не требует доказательств (Пр.: «Все тела имеют массу», «Жизнь протекает во времени»). Оно абсолютно достоверно и надежно.
Структура мира по Канту
n Апостериорное знание – знание, получаемое человеком в результате опыта. Является не полностью достоверным, а вероятностным, может давать «осечки».
n Априорное знание – доопытное, врожденное, которое существует в разуме изначально и не требует доказательств (Пр.: «Все тела имеют массу», «Жизнь протекает во времени»). Оно абсолютно достоверно и надежно.
Категории (априорные понятия) чистого разума делятся на 3 группы:
1) Категории чувственного познания;
2) Категории рассудочного (логического) познания;
3) Категории Разума.
4) Категории чувственного познания (пространство и время). С их помощью сознание упорядочивает ощущения, размещая их в пространстве и времени.
5) Категории рассудочного (логического) познания. С их помощью рассудок «располагает по полочкам» все ощущения и обретает способность к упорядоченному мышлению. (Всего их, по Канту, 12 -4 класса по 3 в каждом):
(4 класса категорий рассудочного или логического познания):
1. Категории количества (пр.: единство и множество);
2. Категории качества
3. Категории отношения (пр.: причина и следствие);
4. Категории модальности (пр.: необходимость и случайность)
5. Категории разума – предельные, высшие идеи (идея Бога, идея души, идея сущности мира и т.д.). Философия – наука об этих высших идеях.
«Критика практического разума»
(под «практическим разумом» Кант понимает нравственность).
n Во всем человечестве, у всех народов можно обнаружить представления о нравственности, которые имеют очень много общего.
n Следовательно, существует единый для всего человечества моральный закон, который имеет высший и безусловный характер. Его наличие можно объяснить только если признать существование Бога.
n Кант назвал этот моральный закон
Категорическим императивом
Он имеет две формулировки:
1) «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»
(чтобы твои поступки могли быть образцом для всех);
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда – как к средству».
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда – как к средству».
27. Смотри 26
28. Георг Гегель (1770-1831)
Профессор Гейдельбергского и Берлинского университетов, один из самых авторитетных философов своего времени;
Идеалист;
Оказал огромное влияние на последующее развитие философии.
n Выдвинул собственную концепцию объективного идеализма (основным понятием которой является Абсолютная идея или Мировой Дух);
n Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законах и принципах.
Труды:
n «Наука логики»
n «Философия природы»
n «Феноменология духа»
Учение Гегеля о бытии
(учение об Абсолютной идее):
n Существует единое духовное начало (это Мировой Дух или Абсолютная идея). Это единственная подлинно существующая реальность, первопричина всего. Она обладает самосознанием и способностью творить.
n Абсолютная идея потенциально содержит в себе всё и состоит из противоположных составляющих (бытие и ничто, единство и множество и т.п.).
n В определенный момент Абсолютная идея начинает развиваться через диалектическое взаимодействие этих противоположностей, что ведет к количественным и качественным изменениям в ней.
n Абсолютная идея проходит определенные ступени развития.
n Природа, человек, человеческое познание и общество проходят развитие по тем же ступеням, что и Абсолютная идея (это своеобразная матрица развития).
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
n Существует определенный тезис (утверждение, форма бытия).
n Данному тезису находится антитезис – его противоположность.
n В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое становится тезисом, но на более высоком уровне развития.
n Данный процесс происходит снова и снова.
В качестве первого тезиса Гегель выделяет тезис «бытие».
Его антитезис – «небытие».
Бытие и небытие дают «становление».
Ступени развития Абсолютной идеи:
1. Ступень логики (этап развития Абс.идеи «в себе самой», процесс развертывания системы философских категорий = плана будущего развития мира).
2. Ступень появления природы. Когда Абс. идея достигает развития во всей полноте категорий, она «отчуждает от себя» окружающий мир, природу и человека. Так как природа материальна, а Абсолютная идея – дух, это ступень«инобытия» Абсолютной идеи.
Ступень духа – ступень развития собственно человеческой духовной жизни:
1) Субъективный дух – сознание человека;
2) Объективный дух – право, мораль, нравственность, т.е. общественная жизнь (семья, государство);
3) Абсолютный дух – искусство, религия, философия.
Философия, по Гегелю – высшая ступень развития Абсолютной идеи. Это «мир, схваченный мыслью», соединение начала абсолютной идеи с её концом (человеческим сознанием, или субъективным духом). Именно в философии Абс. идея возвращается к себе самой, познаёт саму себя.
n При этом философия не может существовать без религии, она содержит её внутри себя. Абсолютная идея – философский вариант идеи Бога.
n Целью развития природы, человека, общества является познание Абсолютной идеей самой себя. Через процесс самопознания Абсолютная идея осуществляет, реализовывает себя.
n Человек, по Гегелю, является носителем Абсолютной идеи, его сознание – частица Мирового Духа. Это «конечный дух» Мирового Духа. Через мышление и деятельность человека осуществляется круговорот Мирового Духа к самому себе.
n Познание человека также развивается по ступеням развития Абсолютной идеи и способно достигать апогея (пика и конечной цели развития).
n Целью познания является достижение такого уровня знания, когда сознание обнаруживает, что материальный мир (объект познания) на самом деле не является чем-то независимым от сознания, был в нем самом (был им). Тогда исчезает различие между субъектом и объектом познания и разум становится «знающим себя», неограниченным ничем внешним и поэтому абсолютно свободным.
n Т.о., один из важнейших выводов Гегеля – в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, мышлением) не существует. Разум (сознание, идея) обладают бытием, а бытие обладает сознанием. С этим связано знаменитое высказывание Гегеля:
«Всё разумное действительно, а всё действительное разумно».
n Т.к. целью развития Абсолютной идеи является самопознание, Гегель полагал, что высшей наукой является его, Гегеля, философия (т.к. именно она говорит об Абсолютной идее и её развитии).
n Человеческое общество, по Гегелю, также должно достигнуть максимума своего развития (остановиться в развитии), этой вершиной он считал современную ему прусскую монархию, т.к. она появилась одновременно с его философской системой.
Взгляды Гегеля на историю
n История – процесс самореализации Абсолютного духа (идеи). Т.к. Абсолютному духу присущи такие качества, как разумность и свобода, вся история есть процесс обретения человечеством всё большей и большей разумности и свободы.
Периодизация истории по Гегелю
1. Восточная эра (Др.Египет, Др. Китай и т.п.) – период истории, когда в обществе осознает себя и в полной мере свободен только один человек – фараон, император, а остальные – его рабы или слуги.
2. Антично-средневековая эра – стала осознавать и чувствовать себя свободной небольшая группа людей (аристократия, феодалы);
3. Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда осознают себя и свободны все.
Гегель по праву считается основоположником современной диалектики.
Диалектика – (по Гегелю) – основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им окружающего мира.
Смысл диалектики: все в мире содержит в себе противоположные начала (+ и -, день и ночь и т.д.), которые противоречат друг другу, но одновременно едины по своей сути. Взаимодействие этих начал – основа развития и функционирования всего в мире.
29. Людвиг Фейербах (1804-1872)
Немецкий ф-ф, атеист. Автор концепции антропологического материализма.
Философия Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Труды:
n «Мысли о смерти и бессмертии» (1830)
n «Сущность христианства» (1841)
Поначалу был последователем Гегеля, потом стал её критиком (видел в его философии много недостатков - отрицал тождество бытия и мышления, Абсолютную идею и диалектику);
Одна из главных тем творчества – критика религии и обоснование принципиально новой, антропологической философии.
Антропологический материализм:
n Идея существует не сама по себе, это продукт сознания человека;
n Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворена; все, что нас окружает - различные проявления материи.
n Человек должен стать главным интересом философии (т.е. философия, по Фейербаху, по сути должна статьантропологией):
«Новая философия превращает человека…в единственный универсальный и высший предмет философии, превращая… антропологию, в т.ч. и физиологию, в универсальную науку».
n Основной фактор развития человека и общества - любовь. Это изначальная человеческая потребность.
n История человечества связана с большим или меньшим преобладанием любви. Чтобы изменить общество, необходимо осознать роль любви, что она – основа человеческого существования.
Основной фактор развития человека и общества - любовь. Это изначальная человеческая потребность.
История человечества связана с большим или меньшим преобладанием любви. Чтобы изменить общество, необходимо осознать роль любви, что она – основа человеческого существования.
n Основной фактор развития человека и общества - любовь. Это изначальная человеческая потребность.
n История человечества связана с большим или меньшим преобладанием любви. Чтобы изменить общество, необходимо осознать роль любви, что она – основа человеческого существования.
n Т.о. Бог – проекция идеального образа человека, того, каким хотел бы видеть себя человек. В действительности же Он – творение человека, его разума.
n Любовь к Богу – та же любовь человека к человеку, перенесенная на небеса.
n Т.о., (с т. зр. Фейербаха), подлинный объект религиозного поклонения находится внутри человека. Это его, человека, сущность. Бог – совершенный человек! Познание Бога – процесс самопознания человека.
n Религия - основа связей между людьми в обществе. Но она должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (Бога), а на других принципах:
n Необходимо вернуть человеку его отчуждённую сущность: заменить традиционную религию религией любви людей к друг другу (перенести отношение к Богу обратно на отношения между людьми);
Любовь к ближнему, добро, справедливость (превращённые религией в средство достижения загробного блаженства), должны стать целью сами по себе.
n Философия Фейербаха оказала значительное влияние на формирование марксистской философии;
n Её также считают предшественницей современной философской антропологии.
30. В классической философии – безграничная вера в разум.
Рациональное познание, наука являются силой, которая со временем решит все проблемы.
Концентрировала внимание на проблеме свободы и гуманистических ценностях.
Рациональное познание общечеловеческих моральных принципов и идеалов.
• В современной философии множество разнообразных школ (герменевтика, экзистенциализм, неопозитивизм, неофрейдизм, прагматизм, феноменология).
• Отказ от рационализма, переход к иррационализму. В процессе познания главенствующую роль играет интуиция.
• Большинство современных философских систем имеет антропологический характер (главная философская проблема – проблема человека).
• Противоречивое отношение к науке. Появились взгляды - сциентизм (знание, наука) и антисциентизм.
• Получает дальнейшей развитие религиозная философия.
• В ХХ веке большинство философских школ противостояло философии марксизма.
31. «Философия жизни» Представители данного направления считали, что в основе развития мира и человека лежит иррациональная реальность – «жизнь», целостный органический поток, в котором неразделимы дух и материя, сознание и бессознательное, логика и интуиция.
• Артур Шопенгауэр (1788-1860) Немецкий философ, считается основателем философии жизни. Находился под сильным влиянием Платона, Канта и индийской философии.
• Его философия не была понята современниками, но оказала огромное влияние на развитие всей неклассической философии.
• Главное произведение Шопенгауэра – «Мир как воля и представление» (1818 г.)
• Главное понятие философии Шопенгауэра – Мировая Воля. Воля – абсолютное, иррациональное, стихийное начало, идеальная сила.
• Она лежит в основе всего сущего. Мировая воля – причина любого явления, изменения, события.
• Помимо мировой воли – активного, деятельного начала, в мире присутствует материя. Она пассивна, и без мировой воли стремится к смерти, разрушению.
• Мировая воля без материи представляет собой чистый хаос. Именно благодаря взаимодействию воли и материи в мире возможна упорядоченность (высшая форма которой - жизнь).
• Мировая воля присутствует везде. В неживой материи – в бессознательной, дремлющей форме. В живых существах – в виде индивидуальной «Воли к жизни».
• Человек также наделён частицей мировой воли. Она побуждает нас меняться, благодаря ей мы имеем возможность понять окружающий мир.
• Мужчины находятся на более высокой ступени развития, т.к. более разумны (и значит ближе к косной материи). Но в женщине более ярко проявляется мировая воля, благодаря этому у неё лучше развита интуиция и она очень хорошо ориентируется в этом мире. Иногда с её помощью могут знать то, что мужчинам даётся путём длительных рассуждений.
• Сущность становления каждого живого существа – реализация эгоистической воли к жизни, в силу чего наш мир мог бы превратиться в ад.
• Преодолеть эгоизм, зависимость от воли к жизни способны лишь единицы, «аристократы духа», которых мы знаем как величайших мыслителей и гениев человечества.
• Счастье от реализации воли к жизни – иллюзорно! Смыл человеческого бытия – в аскетическом стремлении к святости и тем самым – к свободе.
Фридрих Ницше (1844-1900) Немецкий философ, последователь Шопенгауэра.
• Самый яркий и влиятельный представитель философии жизни.
• По мнению Ницше, сущность «воли к жизни» (воли, воплощенной в живых существах) составляет «Воля к власти».
• «Воля к власти» - главная движущая сила в мире, ей подчинено действие каждого живого существа (близка к инстинкту самосохранения).
• «Жизнь – поток, в котором главная сила, течение – воля к власти».
• Вся история человечества – борьба за власть.
• Каждый человек, государство осознанно или не осознанно стремится к расширению, экспансии своего «Я» во внешнем мире.
• Ницше выделял аполлоническое и дионисийское начала в культуре: аполлоническое начало – рациональность, упорядоченность,
• дионисийское – жизненное, связано с хаосом, буйством, экстазом.
• Европейская культура, по Ницше, подавила дионисийское начало в мире, абсолютизировав рациональность, науку. Тем самым она отдалила человека от самой жизни.
• Христианство, по мнению Ницше, извратило мораль, сделав добродетелью всё, что противно самой жизни – слабость, смирение, убожество.
• Христианская проповедь любви к Богу и к ближнему унижает человека, она сформировала «мораль рабов». Это философия власти слабых и завистливых над сильными. Жизнь утратила всякий смысл.
• Современное общество, по мнению Ницше – стадо. Оно полностью аморально, живёт одними инстинктами. Провозглашенные моральные (христианские в своей основе) принципы не выполняются. Всюду – лицемерие!
• Христианство уже не способно (и никогда не было способно) быть ориентиром: его идеи и нравственные нормы уже не воспринимаются никем серьёзно. Бог умер!
• Следовательно, моральные принципы современного общества ложны, их надо уничтожить! Старая «мораль рабов» должна быть заменена на «мораль господ», которая прямо провозглашает неравенство людей.
• Новая мораль должна вернуть права воле к власти! Хорошо – всё то, что способствует утверждению и повышению воли к власти, дурно – всё, что её понижает, что происходит из слабости. Самое вредное – деятельное сострадание к неудачникам и слабым (христианство).
• Осуществить эту переоценку ценностей, дать людям новую мораль, согласно Ницше, может только «сверхчеловек».
• Сверхчеловек – некий идеал, обобщенный образ совершенного человека, который представляет собой абсолютную концентрацию воли к власти, дионисийского начала. Ему свойственны оптимизм, сверхиндивидуализм, творчество, бесконечное самосовершенствование и т.п..
• Он презирает толпу, но снова и снова возвращается к ней, показывая пример высшей культуры, нравственности (когда принципы и действия совпадают!).
• Толпа, «масса» должна безропотно повиноваться сверхчеловеку. Бог умер – на его место должен стать сверхчеловек (к нему надо относиться как к Богу).
32. Экзистенциализм (от лат. существование)
Проблема существования человека. Философия утверждает, что не все, чем живет человек, что он переживает, есть настоящее существование. Если человек работает, учится, отдыхает, радуется – это существование внешнее.
А экзистенция выражает глубинную основу, сущность существования, неповторимость, уникальность человека (осуществлять свой выбор, раскрыть свои возможности).
• Проблема бытия человека и бытия мира.
Философия будет находится на позициях жизненного реализма, если поставит в центр анализа человека. Мир существует для человека поскольку он отталкивается от своего бытия, т.е. создает мир таким каким желает его видеть.
• Проблема свободы человека. Экзистенциализм называют философией свободы. Свободы – выбор человеком самого себя. Свобода трактуется не как свобода деятельности, а как свобода выбора.
Серен Кьеркегор. Поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством вопросов – сущностью бытия, материей, Богом, механизмами познания – и почти не уделяет внимание человеку.
Философия должна помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».
Неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, «жизнь как у всех», «плывя по течению».
Подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, нахождения себя.
В своем подлинном существовании человек проходит три стадии: эстетическую, этическую, религиозную
Большую часть времени мы отчуждены от своей собственной сущности, «спим», занимаясь повседневными делами.
Но иногда человеческая сущность прорывается, прежде всего в критической, «пограничной ситуации» - перед лицом смерти, болезни, катастрофы. Тогда мы лицом к лицу сталкиваемся с собственным «Я», какими мы являемся на самом деле.
Отсюда вывод экзистенциализма: социальные конфликты, войны, революции – неизбежны, т.к. человеку так или иначе необходимо проникать в суть себя.
• Карл Ясперс. Человек живет «заброшенной», не имеющей смысла жизнью – «как все». Он даже об этом не подозревает, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако истинная натура выходят наружу. Это пограничные ситуации – между жизнью и смертью. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, соприкасается с трансцендентальностью (свободу, смерть).
• Жан-Поль Сартр Основная проблема – проблема выбора.
«Для-себя-бытие» – высшая реальность для человека, приоритетность его внутреннего мира.
Однако осознать себя человек может через «для-другого-бытие» – различные взаимоотношения с другими людьми.
Условием жизни человека, ее «стержень» – свобода.
Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, не в простом, а судьбоносном (решения жизни и смерти, экстремальные ситуации) – экзистенциальный выбор. Сделав его, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед.
Свобода человека абсолютна. Человек свободен постольку, поскольку он свободен хотеть.
Подчинение внешней реальности – выбор.
Проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает (все, что со мной происходит, – мое). Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение.
33. Психоанализ – направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного в жизни человека.
Бессознательное – психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание.
Реакция вытеснения (из сознания в бессознательное) отрицательных эмоций, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты.
Вытесненные желания: безуспешные попытки добиться чьей-то любви, нереализовавшиеся мечты, затаённая обида, скандальные или компрометирующие поступки и т.п.
• При топографическом подходе бессознательное – это прихожая, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции. Сознание – небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители: мысли и желания. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, и часть «ненужных» посетителей прорываются в кабинет – сознание. Но затем они снова изгоняются стражем в прихожую.
• При динамической схеме психика представляется как совокупность 3 слоев:
• Оно – мир бессознательного, где содержатся мысли и желания;
• Я – сознание человека, посредник между всеми компонентами психики;
• Сверх-Я – давящая и влияющая на личность внешняя реальность, мораль, культурные традиции.
• Инстинкт жизни (Эрос) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.
• Инстинкт смерти (Танатос) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.
Юнг. Развивал учение о коллективном бессознательном.
Жизненная энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов.
• Архетипы – универсальные образы (сны, мифы, бред душевнобольного, галлюцинации).
• Цель философии – помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них – себя и окружающую действительность
34. В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души.
В психике человека есть 2 начала: любовь к жизни (биофилы) и любовь к смерти (некрофилы).
Любовь дана не каждому, это подарок судьбы, который открывает человеку путь к самовыражению и свободе.
35. Русская
36. Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели – Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие
Достоевский будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции.
Ключевую роль в судьбе государства и отдельного человека должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла.
Особую роль занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
1) Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать все. Он пытается поставить себя на место Бога. Данный путь губителен как для окружающих, так и для самого человека.
2) Путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека и всего человечества.
Философия Толстого:
• Создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть его в следующем:
• Многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;
• Религия должна стать простой и доступной для народа;
• Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть;
• Смысл жизни – самосовершенствование;
• Главное зло на Земле – смерть и насилие;
• необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
• В основе поведения человека должно быть непротивление злу;
• Государство – аппарат насилия, не имеет права на существование;
• Всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т.д.
• За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
В.С.Соловьев (1853-1900)
Произведения:
• Критика отвлеченных начал
• Оправдание добра
• Чтения о богочеловечестве
• Смысл любви
• Три свидания
• Повесть об антихристе
Бог – основа всего сущего, Абсолют, несущий 2 противоположные характеристики:
• 1. Лишенность всех форм – поэтому Он Един; Единое – это Бог-Отец;
• 2. Потенциально он содержит в себе множество форм.
• Множественное, содержащееся в Едином, - это Святой Дух, или София (Премудрость Божия).
• София проникает в тварный мир и является как бы системой связи между божественным и человеческим миром. Благодаря ей мы воспринимаем красоту и добро.
• Бог-Сын – это всё человечество в целом (как единый организм), но мы об этом забыли. Задача всего человечества и всех религий – объединиться в одно государство и одну церковь, чтобы осуществить замысел Бога и стать Богочеловечеством.
• Россия – «третья сила», свободная от недостатков и ограничений двух других – «восточной» (чрезмерно подчиняющей личное начало общему) и «западной» (где царствует крайний индивидуализм).
• Поэтому России предначертана особая миссия в спасении человечества. Все церкви и народы должны объединиться под началом русского царя.
• «Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. – 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.
• Видными представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие.
• Всеединство - означает прежде всего связь Бога и мира, божественного и человеческого бытия.
• "Эта идея... состоит в положительном всеединстве, в силу коего Бог, будучи один, вместе с тем заключает в себе все, и, будучи безусловно самостоятельным и единичным существом - вместе с тем есть производящее начало всего другого».
Н.А.Бердяев (1874-1948)
• Русский религиозный философ, философ русского зарубежья.
• В 1922 выслан из Советской России. С 1925 — во Франции, От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма.
• Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа: у России – особая роль в деле спасения человечества. Она не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада, а должна стать посредником между ними.
• Историческая миссия России – строить Царство Божие (на Земле).
• Бердяев первым высказал идею о том, что тоталитарные режимы представляют собой подобия религиозных систем (со своими культами, священными местами, объектами поклонения и вероучением).
• Высшая ценность в окружающем мире - СВОБОДА.
• Она подвергается угрозе извне, со стороны общества и государства. Государство – механизм подавления, стремится подчинить, подавить индивидуальность человека.
• Задача человека – сохранить свою самобытность, выйти из рабства – к свободе, из вражды – к космической, вселенской любви.
• Это возможно лишь благодаря ТВОРЧЕСТВУ, способностью к которому он изначально наделён, т.к. человек - образ и подобие Бога-творца.
• Т.е. путь к свободе лежит через творчество!
• Ключевую роль в жизни человека играет также религия.
• Бог – нравственный символ, пример для подражания. Отношения между Богом и человеком должны быть «на равных» (а не господина и раба).
• Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
•
37. Русский космизм – одно из наиболее оригинальных направлений русской философской мысли конца XIX - начала XX вв. Его основной идеей стало положение о неразрывном единстве человека, Земли и космоса и необходимости их дальнейшей совместной, сознательной эволюции.
Многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.
• Научные: В конце девятнадцатого века значительно ускорился научный и промышленный прогресс.
Религиозные: Значительную роль в формировании русского космизма сыграли христианские представления (о воскресении мертвых, о возможности восстановления изначально совершенной и бессмертной природы человека – обóжении и т.д.).
Направления:
1) Религиозно-философское (Н.Федоров, В.Соловьев, Д. Андреев),
2) Естественнонаучное (В.Вернадский, К.Циолковский, А.Чижевский, Н.Умов и др.),
3) Художественное (Н.К. Рерих, М.В. Нестеров).
Николай Фёдоров (1828-1903) Основоположник русского космизма.
• Обладал энциклопедическими познаниями. Работал библиотекарем.
• Имел много учеников.
• Для современников был образцом нравственной чистоты, простоты и мудрости.
• Зло в обществе и мире появляется от разъединённости людей. В нашем мире каждый думает лишь о себе.
• Человечество не сможет искоренить зло, пока все мы разъединены (в т.ч. родители и дети, поколения). Подлинного единства человечество может достичь лишь объединившись с ушедшими от нас поколениями.
• Смерть каждого человека – невосполнимая потеря, как для близких, так и для всего человечества.
• Согласно Фёдорову, атомы несут в себе определённую степень духовной развитости. Атомы, входившие в состав тел наших предков, присутствуют в этом мире.
• Возможно, в далёком будущем, люди смогут расшифровать информацию, заложенную в атомах и воскресить предков.
• Другой важнейшей задачей науки является сначала максимальное продление жизни человека, а затем и делание его бессмертным.
• Это наше «общее дело», победа над последним врагом – смертью. Только тогда человечество станет единым.
Идея освоения космоса нах:
• Когда человечество станет, наконец, единым и бессмертным, ему станет тесно на нашей маленькой планете.
• Поэтому следующая грандиозная задача науки – помочь людям освоить космос для проживания и переселения на другие планеты.
К.Э.Циолковский (1857-1935) Выдающийся русский естествоиспытатель-самоучка, изобретатель первого ракетного двигателя.
• Считал Фёдорова своим учителем.
• Земля – это заповедник, где разумные существа посеяли сознательную жизнь (больше не вмешиваются).
• Во вселенной огромное количество миров, цивилизаций, разумных существ. Большинство из них стоит значительно выше по уровню своего развития и разумности, чем человечество.
• Человек – существо материально-духовное. В основе и того, и другого лежит энергия.
• Атомы, из которых мы состоим, неуничтожимы и являются носителями разума (духа). Мы должны добросовестно относиться к своим атомам, совершенствовать их, путём стремления к познанию, образованию.
• Так как атомы вечны – то и наше сознание бессмертно.
• Мы должны бережно относиться к своей планете, а мы загрязняем природу, уничтожаем целые виды животных и растений.
Чем больше мы уничтожаем – тем более примитивными мы становимся
• Человечество должно отказаться от употребления мяса. Принимая мясную пищу, мы принимаем атомы-духи животных. Когда мы перестанем потреблять их (сначала животных, а потом и растения) – наше тело постепенно видоизменится, лишится многих признаков грубой материи.
• В конце концов (через миллионы лет) человечество обретёт Световое (энергетическое) тело, которое будет питаться только энергией солнца и даст людям возможность свободно перемещаться в пространстве.
• Тогда человечество сможет беспрепятственно расселиться по всему околосолнечному пространству. Оно сможет свободно общаться со многими разумными существами вселенной, не будет больше войн.
• Однако мы уже сейчас можем познакомиться с различными формами жизни во вселенной. Для этого необходимо осваивать нашу солнечную систему и системы других звёзд.
• Ракетные двигатели необходимы для того, чтобы наш примитивный пока ещё человек смог перемещаться на другие планеты.
В.И.Вернадский (1863-1945)
• Научное творчество человека – это прежде всего научные открытия (не только логика, но и возможность иначе посмотреть на мир).
• Традиционная наука – знание строго доказанное; философия – даёт общую картину, не вдаваясь в детали.
• Качественно новый взгляд на мир можно получить тогда, когда объединяют науку и философию! Любая конкретная наука не даст нового качества, нового открытия без философского взгляда на мир.
• Ноосфера – энерго-информационная оболочка Земли, образованная мыслительной, культурной, социальной деятельностью человека.
• Все люди связаны с ней, но совершенство мыслительного аппарата, а также уровень нашего образования, желание и другие моменты влияют на нашу возможность делать открытия.
• Если человек достаточно развит, он может «настроиться» и расшифровать эту информацию.
• Отсюда – особая ответственность человека за состояние природы и за собственные мысли!
А.Л. Чижевский (1897-1964) Выдающийся русский биофизик, основоположник гелиобиологии. Изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе.
• Ученик Циолковского.
• Чижевский изучал влияние космических факторов (излучений, циклов солнечной активности, фаз луны) на земную жизнь – растения, животных, людей, возникновение эпидемий и т.п..
• Он пришел к выводу, что космические циклы непосредственным образом влияют на жизнедеятельность организмов (их биологические ритмы);
• Проблемы войн, революций, бунтов, восстаний и других общественных явлений напрямую связаны с теми событиями, которые происходят в солнечной системе и за её пределами.
• Чижевский открыл 11-ти летние циклы солнечной активности и эффект аэроионизации («люстра Чижевского»).
• Главные выводы: человек не просто результат определённых экономических отношений, он – космическое существо, и все энергетические процессы в космосе влияют на его психическое состояние, а оно, в свою очередь – на социальные процессы.
38. Парменид «Бытие существует, а небытие – нет».
Платон «Бытие – это мир идей, являющихся истинными».
Гераклит «Сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия».
Аристотель «Основу бытия составляет первичная материя, включает в себя 4 элемента: огонь, воздух, воду и землю».
l Онтология – раздел философии, изучающий проблему бытия.
l Бытие (от слова быть, т.е. существовать) – указывает на факт существования чего-либо.
l Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто (противоположно бытию).
l Впервые понятие бытия ввел древнегреческий философ Парменид.
Формы бытия
1. Материальное бытие – существование материальных тел, вещей, природы.
а) Бытие «первой природы» - природы естественной;
б) Бытие «второй природы» - созданной человеком (антропогенной).
2. Духовное (нематериальное, идеальное) бытие – сознание отдельного человека, общественное сознание.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного.
4. Социальное бытие – бытие человека в обществе и самого общества.
Проблема бытия – фундаметальная, но нехера не решаема, и что об этом вообще говорить, но все таки.
l Существование бытия Бога. С точки зрения логики – возможно ли в принципе такое доказательство?
l В практической жизни. Существует ли реально подозреваемая или неподозреваемая та или иная болезнь у человека – разве это не важно для него?
l Для науки.
1. Разнообразные «необычные явления». Например, экстрасенсорные феномены.
2. Переход основных понятий из теории в практику, приобретая как бы «материальный статус». Например, двойная спираль ДНК (структура гена).
39. Материя – это основа бытия вещей, единое, что есть во всех конкретных предметах и образованиях.
(Но: отдельные предметы – не материя, а материальные объекты)
Вопрос о том, что первично – материя или Дух (идеальное бытие), т.е. о том, что является субстанцией – первоосновой мира) составляет суть «основного вопроса философии» и «проблемы единства мира
1) Отождествление материи со вполне конкретными, чувственно воспринимаемыми образованиями, природными стихиями: огнём, водой, воздухом, землёй, растениями и т.д. (Пример – милетская школа Др. Греции; Др. Китай, Др.Индия).
Атрибуты материи:
1. Системность (структура, упорядоченность).
2. Размещенность в пространстве (пространство).
3. Существование во времени (время);
4. Движени е (изменение, развитие).
5. Способность к самоорганизации.
6. Способность к отражению (отражение).
40. Пространство, его свойства Материя расположена во времени и пространстве. Вопрос об их соотношении:
Два подхода: