Фр. Бэкон: познанию человека мешают «идолы» («призраки»)

1) «Идолы рода» – связаны с общечеловеческими особенностями (несовершенством) устройства органов чувств, мозга и т.д.

2) «Идолы пещеры» – влияние личности конкретного человека на процесс познания. Связан с уровнем образования, воспитания… «Каждый смотрит на мир из своей пещеры».

3) «Идолы рынка» (связаны с языком) – неумение правильно выразить свои мысли словами, неправильное употребление и незнание различных терминов. Науке особенно необходимы четкие, однозначные определения.

4) «Идолы театра»: Мы очень часто опираемся на признанные авторитеты, теории, не задумываясь об их правильности (Аристотель, Гален и т.п.)

Пути познания:

«Путь паука» – исключительно рационалистический, оторванный от опыта;

«Путь муравья» – когда во внимание принимается только опыт (это догматический эмпиризм);

«Путь пчелы» (наилучший) – с помощью как рационалистического, так и опытного познания. Хотя опыту нужно уделять большее предпочтение.

22. Томас Гоббс (1588-1679)

Секретарь Бэкона и его ученик

Убежденный («воинствующий») материалист;

Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология (учение о познании) и проблема государства.

l Гоббс - автор всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище»), в которой обосновал теорию общества и государства:

l Человек обладает изначально злой природой;

l Движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

l Это приводит к сознанию каждым человеком «права на все».

l Пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономической прогресс;

l Для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник механизм для регулирования жизни в обществе – государство;

l Чтобы эффективно выполнять свои функции, государство должно стать всесильным;

l Государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

23. Джон Локк (1632-1704)

Английский философ - эмпирист, развивший многие идеи Бэкона и Гоббса.

l Материалист, родоначальник либерализма и экспериментальной психологии. Либерализм - идеология, которая исходит из положения о том, высшей ценностью являются права и свободы человека.

l Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства.

l Главная обязанность государства - защищать естественные и неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и собственность.

l Для того, чтобы государство не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвинул идею разделения властей.

Локк первым выдвигает идею о том, что государство должно быть построено по принципу разделения властей на:

1) Законодательную;

2) Исполнительную;

3) Федеративную (внешнеполитическую).

Джон Локк о первичных и вторичных качествах вещей:

l Первичные качества вещей – то, что можно измерить (длина, ширина, вес и т.д.);

l Вторичные качества – то, что зависит от человека (цвет, вкус, звук…).

ü Таким образом, познание зависит и от окружающего мира, и от самого человека.

О сознании:

l Никаких врожденных идей нет;

l Сознание человека с момента рождения представляет собой «чистую доску» (tabula rasa), которая при жизни наполняется всё новым и новым содержанием (письменами разума).

l Т.е. в познании надо опираться на опыт, опытное знание: «Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях».

l Задача разума – упорядочивать то, что дают чувства.

24. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

Немецкий математик, юрист и философ, изобретатель.

Рационалист, предшественник немецкой классической философии.

Изобрел счетную машинку, способную производить операции над большими числами.

Идеи:

• Центральное понятие его философии – монады, которые он считал первоосновой бытия.

Монады – (греч. «единица») – самостоятельные духовные субстанции, неделимые, нематериальные сущности, своеобразные «души». Монады абсолютно замкнуты, независимы друг от друга. Подобно живым существам, монады способны к активности.

• Весь мир это совокупность различных монад. Мир монад строго иерархичен, от высших (Бог) – к низшим.

25. Французскую (+отчасти английскую) философию XVIII в. принято называть философией Просвещения.

Ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и идеологически подготовили Великую французскую революцию (1789 – 1794 гг.).

Французскую (+отчасти английскую) философию XVIII в. принято называть философией Просвещения.

Ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и идеологически подготовили Великую французскую революцию (1789 – 1794 гг.).

Человек, согласно просветителям, – это

часть природы, всецело телесное материальное существо. Разум они или отождествляли с чувствами (Гельвеций), или рассматривали как некое общее чувство (Дидро). Жить в согласии с природой и разумом значит жить, избегая страданий и по возможности наслаждаясь.

Человек не является злым по природе. Таким его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание.

• Вывод: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно воспитанный, т.е. просвещенный, человек займет позицию разумного эгоизма, принцип которого – «живи сам и дай жить другим».

Соответствующий этому принципу государственный строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан и даст возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересы всех других.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

1. Деистическое;

2. Атеистическо-материалистическое;

3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое).

• Деизм (не путать с дуализмом) – направление в философии, сторонники которого:

1. Видели в Боге первопричину всего сущего (но не более);

2. Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и жизнь людей после их сотворения.

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

26. Иммануил Кант (1724-1804) Немецкий (прусский) философ, основоположник немецкой классической философии, профессор Кёнигсбергского университета.

Дуалист;

Совершил «революцию» в философии.

Периоды творчества Канта:

1. Докритический: (до нач. 70-х г. 18 в.): Кант занимается проблемами бытия, природы, естествознания. Дал объяснение возникновению Солнечной системы из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи (космогоническая теория Канта-Лапласа);

2. «Критический» (1770-1804 гг.), основной (философский период): Кант разрабатывает проблемы деятельности разума, познания и его границ, логики, этики, социальной философии. Пишет свои главные произведения.

Кант выдвинул теорию о наличии границ познавательных способностей человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);

Сформулировал моральный закон («категорический императив»);

Выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

Вопросы философии по Канту

1) Что я могу знать? (метафизика, или онтология);

2) Что я должен делать? (мораль);

3) На что я смею надеяться? (религия);

4) Что такое человек? (антропология).

Произведения

1) «Критика чистого разума» (1781 г.) – в нём Кант исследует возможности и границы человеческого познания.

2) «Критика практического разума» (проблемы этики, морали и нравственности).

3) «Критика способности суждения» (идея всеобщей целесообразности – всё в природе и в человеке устроено целесообразно, имеет свой смысл и предназначение).

Критика чистого разума

n Кант: Познавательные способности человеческого разума ограничены.

n Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности), он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии:

n (С помощью разума можно доказать оба противоположных положения антиномий).

n Кант: Познавательные способности человеМы познаем не непосредственно внешний мир, а наши собственные ощущения. Представления, возникающие в разуме на основе ощущений есть лишь образы («вещи – для - нас»), которые имеют мало общего с реальным миром.

n Реальный мир, его объекты являются «вещью в себе». «Вещь–в-себе» - внутренняя сущность, причина, закон существования каждой конкретной вещи. Она непознаваема для человеческого разума и науки.

n Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности), он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии:

n Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве - Мир не имеет начала во времени и безграничен

n (С помощью разума можно доказать оба противоположных положения антиномий).

Классификация знаний по Канту

n Апостериорное знание – знание, получаемое человеком в результате опыта. Является не полностью достоверным, а вероятностным, может давать «осечки».

n Априорное знание – доопытное, врожденное, которое существует в разуме изначально и не требует доказательств (Пр.: «Все тела имеют массу», «Жизнь протекает во времени»). Оно абсолютно достоверно и надежно.

Структура мира по Канту

n Апостериорное знание – знание, получаемое человеком в результате опыта. Является не полностью достоверным, а вероятностным, может давать «осечки».

n Априорное знание – доопытное, врожденное, которое существует в разуме изначально и не требует доказательств (Пр.: «Все тела имеют массу», «Жизнь протекает во времени»). Оно абсолютно достоверно и надежно.

Категории (априорные понятия) чистого разума делятся на 3 группы:

1) Категории чувственного познания;

2) Категории рассудочного (логического) познания;

3) Категории Разума.

4) Категории чувственного познания (пространство и время). С их помощью сознание упорядочивает ощущения, размещая их в пространстве и времени.

5) Категории рассудочного (логического) познания. С их помощью рассудок «располагает по полочкам» все ощущения и обретает способность к упорядоченному мышлению. (Всего их, по Канту, 12 -4 класса по 3 в каждом):

(4 класса категорий рассудочного или логического познания):

1. Категории количества (пр.: единство и множество);

2. Категории качества

3. Категории отношения (пр.: причина и следствие);

4. Категории модальности (пр.: необходимость и случайность)

5. Категории разума – предельные, высшие идеи (идея Бога, идея души, идея сущности мира и т.д.). Философия – наука об этих высших идеях.

«Критика практического разума»

(под «практическим разумом» Кант понимает нравственность).

n Во всем человечестве, у всех народов можно обнаружить представления о нравственности, которые имеют очень много общего.

n Следовательно, существует единый для всего человечества моральный закон, который имеет высший и безусловный характер. Его наличие можно объяснить только если признать существование Бога.

n Кант назвал этот моральный закон

Категорическим императивом

Он имеет две формулировки:

1) «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»

(чтобы твои поступки могли быть образцом для всех);

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда – как к средству».

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда – как к средству».

27. Смотри 26

28. Георг Гегель (1770-1831)
Профессор Гейдельбергского и Берлинского университетов, один из самых авторитетных философов своего времени;

Идеалист;

Оказал огромное влияние на последующее развитие философии.

n Выдвинул собственную концепцию объективного идеализма (основным понятием которой является Абсолютная идея или Мировой Дух);

n Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законах и принципах.

Труды:

n «Наука логики»

n «Философия природы»

n «Феноменология духа»

Учение Гегеля о бытии
(учение об Абсолютной идее):

n Существует единое духовное начало (это Мировой Дух или Абсолютная идея). Это единственная подлинно существующая реальность, первопричина всего. Она обладает самосознанием и способностью творить.

n Абсолютная идея потенциально содержит в себе всё и состоит из противоположных составляющих (бытие и ничто, единство и множество и т.п.).

n В определенный момент Абсолютная идея начинает развиваться через диалектическое взаимодействие этих противоположностей, что ведет к количественным и качественным изменениям в ней.

n Абсолютная идея проходит определенные ступени развития.

n Природа, человек, человеческое познание и общество проходят развитие по тем же ступеням, что и Абсолютная идея (это своеобразная матрица развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

n Существует определенный тезис (утверждение, форма бытия).

n Данному тезису находится антитезис – его противоположность.

n В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое становится тезисом, но на более высоком уровне развития.

n Данный процесс происходит снова и снова.

В качестве первого тезиса Гегель выделяет тезис «бытие».

Его антитезис – «небытие».

Бытие и небытие дают «становление».

Ступени развития Абсолютной идеи:

1. Ступень логики (этап развития Абс.идеи «в себе самой», процесс развертывания системы философских категорий = плана будущего развития мира).

2. Ступень появления природы. Когда Абс. идея достигает развития во всей полноте категорий, она «отчуждает от себя» окружающий мир, природу и человека. Так как природа материальна, а Абсолютная идея – дух, это ступень«инобытия» Абсолютной идеи.

Ступень духа – ступень развития собственно человеческой духовной жизни:

1) Субъективный дух – сознание человека;

2) Объективный дух – право, мораль, нравственность, т.е. общественная жизнь (семья, государство);

3) Абсолютный дух – искусство, религия, философия.

Философия, по Гегелю – высшая ступень развития Абсолютной идеи. Это «мир, схваченный мыслью», соединение начала абсолютной идеи с её концом (человеческим сознанием, или субъективным духом). Именно в философии Абс. идея возвращается к себе самой, познаёт саму себя.

n При этом философия не может существовать без религии, она содержит её внутри себя. Абсолютная идея – философский вариант идеи Бога.

n Целью развития природы, человека, общества является познание Абсолютной идеей самой себя. Через процесс самопознания Абсолютная идея осуществляет, реализовывает себя.

n Человек, по Гегелю, является носителем Абсолютной идеи, его сознание – частица Мирового Духа. Это «конечный дух» Мирового Духа. Через мышление и деятельность человека осуществляется круговорот Мирового Духа к самому себе.

n Познание человека также развивается по ступеням развития Абсолютной идеи и способно достигать апогея (пика и конечной цели развития).

n Целью познания является достижение такого уровня знания, когда сознание обнаруживает, что материальный мир (объект познания) на самом деле не является чем-то независимым от сознания, был в нем самом (был им). Тогда исчезает различие между субъектом и объектом познания и разум становится «знающим себя», неограниченным ничем внешним и поэтому абсолютно свободным.

n Т.о., один из важнейших выводов Гегеля – в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, мышлением) не существует. Разум (сознание, идея) обладают бытием, а бытие обладает сознанием. С этим связано знаменитое высказывание Гегеля:

«Всё разумное действительно, а всё действительное разумно».

n Т.к. целью развития Абсолютной идеи является самопознание, Гегель полагал, что высшей наукой является его, Гегеля, философия (т.к. именно она говорит об Абсолютной идее и её развитии).

n Человеческое общество, по Гегелю, также должно достигнуть максимума своего развития (остановиться в развитии), этой вершиной он считал современную ему прусскую монархию, т.к. она появилась одновременно с его философской системой.

Взгляды Гегеля на историю

n История – процесс самореализации Абсолютного духа (идеи). Т.к. Абсолютному духу присущи такие качества, как разумность и свобода, вся история есть процесс обретения человечеством всё большей и большей разумности и свободы.

Периодизация истории по Гегелю

1. Восточная эра (Др.Египет, Др. Китай и т.п.) – период истории, когда в обществе осознает себя и в полной мере свободен только один человек – фараон, император, а остальные – его рабы или слуги.

2. Антично-средневековая эра – стала осознавать и чувствовать себя свободной небольшая группа людей (аристократия, феодалы);

3. Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда осознают себя и свободны все.

Гегель по праву считается основоположником современной диалектики.

Диалектика – (по Гегелю) – основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им окружающего мира.

Смысл диалектики: все в мире содержит в себе противоположные начала (+ и -, день и ночь и т.д.), которые противоречат друг другу, но одновременно едины по своей сути. Взаимодействие этих начал – основа развития и функционирования всего в мире.

29. Людвиг Фейербах (1804-1872)

Немецкий ф-ф, атеист. Автор концепции антропологического материализма.

Философия Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Труды:

n «Мысли о смерти и бессмертии» (1830)

n «Сущность христианства» (1841)

Поначалу был последователем Гегеля, потом стал её критиком (видел в его философии много недостатков - отрицал тождество бытия и мышления, Абсолютную идею и диалектику);

Одна из главных тем творчества – критика религии и обоснование принципиально новой, антропологической философии.

Антропологический материализм:

n Идея существует не сама по себе, это продукт сознания человека;

n Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворена; все, что нас окружает - различные проявления материи.

n Человек должен стать главным интересом философии (т.е. философия, по Фейербаху, по сути должна статьантропологией):

«Новая философия превращает человека…в единственный универсальный и высший предмет философии, превращая… антропологию, в т.ч. и физиологию, в универсальную науку».

n Основной фактор развития человека и общества - любовь. Это изначальная человеческая потребность.

n История человечества связана с большим или меньшим преобладанием любви. Чтобы изменить общество, необходимо осознать роль любви, что она – основа человеческого существования.

Основной фактор развития человека и общества - любовь. Это изначальная человеческая потребность.

История человечества связана с большим или меньшим преобладанием любви. Чтобы изменить общество, необходимо осознать роль любви, что она – основа человеческого существования.

n Основной фактор развития человека и общества - любовь. Это изначальная человеческая потребность.

n История человечества связана с большим или меньшим преобладанием любви. Чтобы изменить общество, необходимо осознать роль любви, что она – основа человеческого существования.

n Т.о. Бог – проекция идеального образа человека, того, каким хотел бы видеть себя человек. В действительности же Он – творение человека, его разума.

n Любовь к Богу – та же любовь человека к человеку, перенесенная на небеса.

n Т.о., (с т. зр. Фейербаха), подлинный объект религиозного поклонения находится внутри человека. Это его, человека, сущность. Бог – совершенный человек! Познание Бога – процесс самопознания человека.

n Религия - основа связей между людьми в обществе. Но она должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (Бога), а на других принципах:

n Необходимо вернуть человеку его отчуждённую сущность: заменить традиционную религию религией любви людей к друг другу (перенести отношение к Богу обратно на отношения между людьми);

Любовь к ближнему, добро, справедливость (превращённые религией в средство достижения загробного блаженства), должны стать целью сами по себе.

n Философия Фейербаха оказала значительное влияние на формирование марксистской философии;

n Её также считают предшественницей современной философской антропологии.

30. В классической философии – безграничная вера в разум.

Рациональное познание, наука являются силой, которая со временем решит все проблемы.

Концентрировала внимание на проблеме свободы и гуманистических ценностях.

Рациональное познание общечеловеческих моральных принципов и идеалов.

• В современной философии множество разнообразных школ (герменевтика, экзистенциализм, неопозитивизм, неофрейдизм, прагматизм, феноменология).

• Отказ от рационализма, переход к иррационализму. В процессе познания главенствующую роль играет интуиция.

• Большинство современных философских систем имеет антропологический характер (главная философская проблема – проблема человека).

• Противоречивое отношение к науке. Появились взгляды - сциентизм (знание, наука) и антисциентизм.

• Получает дальнейшей развитие религиозная философия.

• В ХХ веке большинство философских школ противостояло философии марксизма.

31. «Философия жизни» Представители данного направления считали, что в основе развития мира и человека лежит иррациональная реальность – «жизнь», целостный органический поток, в котором неразделимы дух и материя, сознание и бессознательное, логика и интуиция.

• Артур Шопенгауэр (1788-1860) Немецкий философ, считается основателем философии жизни. Находился под сильным влиянием Платона, Канта и индийской философии.

• Его философия не была понята современниками, но оказала огромное влияние на развитие всей неклассической философии.

• Главное произведение Шопенгауэра – «Мир как воля и представление» (1818 г.)

• Главное понятие философии Шопенгауэра – Мировая Воля. Воля – абсолютное, иррациональное, стихийное начало, идеальная сила.

• Она лежит в основе всего сущего. Мировая воля – причина любого явления, изменения, события.

• Помимо мировой воли – активного, деятельного начала, в мире присутствует материя. Она пассивна, и без мировой воли стремится к смерти, разрушению.

• Мировая воля без материи представляет собой чистый хаос. Именно благодаря взаимодействию воли и материи в мире возможна упорядоченность (высшая форма которой - жизнь).

• Мировая воля присутствует везде. В неживой материи – в бессознательной, дремлющей форме. В живых существах – в виде индивидуальной «Воли к жизни».

• Человек также наделён частицей мировой воли. Она побуждает нас меняться, благодаря ей мы имеем возможность понять окружающий мир.

• Мужчины находятся на более высокой ступени развития, т.к. более разумны (и значит ближе к косной материи). Но в женщине более ярко проявляется мировая воля, благодаря этому у неё лучше развита интуиция и она очень хорошо ориентируется в этом мире. Иногда с её помощью могут знать то, что мужчинам даётся путём длительных рассуждений.

• Сущность становления каждого живого существа – реализация эгоистической воли к жизни, в силу чего наш мир мог бы превратиться в ад.

• Преодолеть эгоизм, зависимость от воли к жизни способны лишь единицы, «аристократы духа», которых мы знаем как величайших мыслителей и гениев человечества.

• Счастье от реализации воли к жизни – иллюзорно! Смыл человеческого бытия – в аскетическом стремлении к святости и тем самым – к свободе.

Фридрих Ницше (1844-1900) Немецкий философ, последователь Шопенгауэра.

• Самый яркий и влиятельный представитель философии жизни.

• По мнению Ницше, сущность «воли к жизни» (воли, воплощенной в живых существах) составляет «Воля к власти».

«Воля к власти» - главная движущая сила в мире, ей подчинено действие каждого живого существа (близка к инстинкту самосохранения).

• «Жизнь – поток, в котором главная сила, течение – воля к власти».

• Вся история человечества – борьба за власть.

• Каждый человек, государство осознанно или не осознанно стремится к расширению, экспансии своего «Я» во внешнем мире.

• Ницше выделял аполлоническое и дионисийское начала в культуре: аполлоническое начало – рациональность, упорядоченность,

• дионисийское – жизненное, связано с хаосом, буйством, экстазом.

• Европейская культура, по Ницше, подавила дионисийское начало в мире, абсолютизировав рациональность, науку. Тем самым она отдалила человека от самой жизни.

• Христианство, по мнению Ницше, извратило мораль, сделав добродетелью всё, что противно самой жизни – слабость, смирение, убожество.

• Христианская проповедь любви к Богу и к ближнему унижает человека, она сформировала «мораль рабов». Это философия власти слабых и завистливых над сильными. Жизнь утратила всякий смысл.

• Современное общество, по мнению Ницше – стадо. Оно полностью аморально, живёт одними инстинктами. Провозглашенные моральные (христианские в своей основе) принципы не выполняются. Всюду – лицемерие!

• Христианство уже не способно (и никогда не было способно) быть ориентиром: его идеи и нравственные нормы уже не воспринимаются никем серьёзно. Бог умер!

• Следовательно, моральные принципы современного общества ложны, их надо уничтожить! Старая «мораль рабов» должна быть заменена на «мораль господ», которая прямо провозглашает неравенство людей.

• Новая мораль должна вернуть права воле к власти! Хорошо – всё то, что способствует утверждению и повышению воли к власти, дурно – всё, что её понижает, что происходит из слабости. Самое вредное – деятельное сострадание к неудачникам и слабым (христианство).

• Осуществить эту переоценку ценностей, дать людям новую мораль, согласно Ницше, может только «сверхчеловек».

• Сверхчеловек – некий идеал, обобщенный образ совершенного человека, который представляет собой абсолютную концентрацию воли к власти, дионисийского начала. Ему свойственны оптимизм, сверхиндивидуализм, творчество, бесконечное самосовершенствование и т.п..

• Он презирает толпу, но снова и снова возвращается к ней, показывая пример высшей культуры, нравственности (когда принципы и действия совпадают!).

• Толпа, «масса» должна безропотно повиноваться сверхчеловеку. Бог умер – на его место должен стать сверхчеловек (к нему надо относиться как к Богу).

32. Экзистенциализм (от лат. существование)

Проблема существования человека. Философия утверждает, что не все, чем живет человек, что он переживает, есть настоящее существование. Если человек работает, учится, отдыхает, радуется – это существование внешнее.

А экзистенция выражает глубинную основу, сущность существования, неповторимость, уникальность человека (осуществлять свой выбор, раскрыть свои возможности).

Проблема бытия человека и бытия мира.

Философия будет находится на позициях жизненного реализма, если поставит в центр анализа человека. Мир существует для человека поскольку он отталкивается от своего бытия, т.е. создает мир таким каким желает его видеть.

Проблема свободы человека. Экзистенциализм называют философией свободы. Свободы – выбор человеком самого себя. Свобода трактуется не как свобода деятельности, а как свобода выбора.

Серен Кьеркегор. Поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством вопросов – сущностью бытия, материей, Богом, механизмами познания – и почти не уделяет внимание человеку.

Философия должна помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».

Неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, «жизнь как у всех», «плывя по течению».

Подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, нахождения себя.

В своем подлинном существовании человек проходит три стадии: эстетическую, этическую, религиозную

Большую часть времени мы отчуждены от своей собственной сущности, «спим», занимаясь повседневными делами.

Но иногда человеческая сущность прорывается, прежде всего в критической, «пограничной ситуации» - перед лицом смерти, болезни, катастрофы. Тогда мы лицом к лицу сталкиваемся с собственным «Я», какими мы являемся на самом деле.

Отсюда вывод экзистенциализма: социальные конфликты, войны, революции – неизбежны, т.к. человеку так или иначе необходимо проникать в суть себя.

• Карл Ясперс. Человек живет «заброшенной», не имеющей смысла жизнью – «как все». Он даже об этом не подозревает, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако истинная натура выходят наружу. Это пограничные ситуации – между жизнью и смертью. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, соприкасается с трансцендентальностью (свободу, смерть).

• Жан-Поль Сартр Основная проблема – проблема выбора.

«Для-себя-бытие» – высшая реальность для человека, приоритетность его внутреннего мира.

Однако осознать себя человек может через «для-другого-бытие» – различные взаимоотношения с другими людьми.

Условием жизни человека, ее «стержень» – свобода.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, не в простом, а судьбоносном (решения жизни и смерти, экстремальные ситуации) – экзистенциальный выбор. Сделав его, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед.

Свобода человека абсолютна. Человек свободен постольку, поскольку он свободен хотеть.

Подчинение внешней реальности – выбор.

Проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает (все, что со мной происходит, – мое). Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение.

33. Психоанализ – направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного в жизни человека.

Бессознательное – психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание.

Реакция вытеснения (из сознания в бессознательное) отрицательных эмоций, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты.

Вытесненные желания: безуспешные попытки добиться чьей-то любви, нереализовавшиеся мечты, затаённая обида, скандальные или компрометирующие поступки и т.п.

• При топографическом подходе бессознательное – это прихожая, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции. Сознание – небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители: мысли и желания. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, и часть «ненужных» посетителей прорываются в кабинет – сознание. Но затем они снова изгоняются стражем в прихожую.

• При динамической схеме психика представляется как совокупность 3 слоев:

Оно – мир бессознательного, где содержатся мысли и желания;

Я – сознание человека, посредник между всеми компонентами психики;

Сверх-Я – давящая и влияющая на личность внешняя реальность, мораль, культурные традиции.

Инстинкт жизни (Эрос) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.

Инстинкт смерти (Танатос) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.

Юнг. Развивал учение о коллективном бессознательном.

Жизненная энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов.

• Архетипы – универсальные образы (сны, мифы, бред душевнобольного, галлюцинации).

• Цель философии – помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них – себя и окружающую действительность

34. В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души.

В психике человека есть 2 начала: любовь к жизни (биофилы) и любовь к смерти (некрофилы).

Любовь дана не каждому, это подарок судьбы, который открывает человеку путь к самовыражению и свободе.

35. Русская

36. Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели – Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие

Достоевский будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции.

Ключевую роль в судьбе государства и отдельного человека должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла.

Особую роль занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

1) Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать все. Он пытается поставить себя на место Бога. Данный путь губителен как для окружающих, так и для самого человека.

2) Путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека и всего человечества.

Философия Толстого:

• Создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть его в следующем:

• Многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;

• Религия должна стать простой и доступной для народа;

• Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть;

• Смысл жизни – самосовершенствование;

• Главное зло на Земле – смерть и насилие;

• необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;

• В основе поведения человека должно быть непротивление злу;

• Государство – аппарат насилия, не имеет права на существование;

• Всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т.д.

• За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

В.С.Соловьев (1853-1900)

Произведения:

Критика отвлеченных начал

Оправдание добра

Чтения о богочеловечестве

Смысл любви

Три свидания

Повесть об антихристе

Бог – основа всего сущего, Абсолют, несущий 2 противоположные характеристики:

• 1. Лишенность всех форм – поэтому Он Един; Единое – это Бог-Отец;

• 2. Потенциально он содержит в себе множество форм.

• Множественное, содержащееся в Едином, - это Святой Дух, или София (Премудрость Божия).

• София проникает в тварный мир и является как бы системой связи между божественным и человеческим миром. Благодаря ей мы воспринимаем красоту и добро.

• Бог-Сын – это всё человечество в целом (как единый организм), но мы об этом забыли. Задача всего человечества и всех религий – объединиться в одно государство и одну церковь, чтобы осуществить замысел Бога и стать Богочеловечеством.

• Россия – «третья сила», свободная от недостатков и ограничений двух других – «восточной» (чрезмерно подчиняющей личное начало общему) и «западной» (где царствует крайний индивидуализм).

• Поэтому России предначертана особая миссия в спасении человечества. Все церкви и народы должны объединиться под началом русского царя.

• «Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. – 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.

• Видными представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие.

Всеединство - означает прежде всего связь Бога и мира, божественного и человеческого бытия.

• "Эта идея... состоит в положительном всеединстве, в силу коего Бог, будучи один, вместе с тем заключает в себе все, и, будучи безусловно самостоятельным и единичным существом - вместе с тем есть производящее начало всего другого».

Н.А.Бердяев (1874-1948)

Русский религиозный философ, философ русского зарубежья.

В 1922 выслан из Советской России. С 1925 — во Франции, От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма.

• Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа: у России – особая роль в деле спасения человечества. Она не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада, а должна стать посредником между ними.

• Историческая миссия России – строить Царство Божие (на Земле).

• Бердяев первым высказал идею о том, что тоталитарные режимы представляют собой подобия религиозных систем (со своими культами, священными местами, объектами поклонения и вероучением).

• Высшая ценность в окружающем мире - СВОБОДА.

• Она подвергается угрозе извне, со стороны общества и государства. Государство – механизм подавления, стремится подчинить, подавить индивидуальность человека.

• Задача человека – сохранить свою самобытность, выйти из рабства – к свободе, из вражды – к космической, вселенской любви.

• Это возможно лишь благодаря ТВОРЧЕСТВУ, способностью к которому он изначально наделён, т.к. человек - образ и подобие Бога-творца.

• Т.е. путь к свободе лежит через творчество!

• Ключевую роль в жизни человека играет также религия.

• Бог – нравственный символ, пример для подражания. Отношения между Богом и человеком должны быть «на равных» (а не господина и раба).

• Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

37. Русский космизм – одно из наиболее оригинальных направлений русской философской мысли конца XIX - начала XX вв. Его основной идеей стало положение о неразрывном единстве человека, Земли и космоса и необходимости их дальнейшей совместной, сознательной эволюции.

Многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

Предпосылки возникновения

Научные: В конце девятнадцатого века значительно ускорился научный и промышленный прогресс.

Религиозные: Значительную роль в формировании русского космизма сыграли христианские представления (о воскресении мертвых, о возможности восстановления изначально совершенной и бессмертной природы человека – обóжении и т.д.).

Направления:

1) Религиозно-философское (Н.Федоров, В.Соловьев, Д. Андреев),

2) Естественнонаучное (В.Вернадский, К.Циолковский, А.Чижевский, Н.Умов и др.),

3) Художественное (Н.К. Рерих, М.В. Нестеров).

Николай Фёдоров (1828-1903) Основоположник русского космизма.

• Обладал энциклопедическими познаниями. Работал библиотекарем.

• Имел много учеников.

Для современников был образцом нравственной чистоты, простоты и мудрости.

Зло в обществе и мире появляется от разъединённости людей. В нашем мире каждый думает лишь о себе.

• Человечество не сможет искоренить зло, пока все мы разъединены (в т.ч. родители и дети, поколения). Подлинного единства человечество может достичь лишь объединившись с ушедшими от нас поколениями.

• Смерть каждого человека – невосполнимая потеря, как для близких, так и для всего человечества.

• Согласно Фёдорову, атомы несут в себе определённую степень духовной развитости. Атомы, входившие в состав тел наших предков, присутствуют в этом мире.

Возможно, в далёком будущем, люди смогут расшифровать информацию, заложенную в атомах и воскресить предков.

• Другой важнейшей задачей науки является сначала максимальное продление жизни человека, а затем и делание его бессмертным.

• Это наше «общее дело», победа над последним врагом – смертью. Только тогда человечество станет единым.

Идея освоения космоса нах:

• Когда человечество станет, наконец, единым и бессмертным, ему станет тесно на нашей маленькой планете.

• Поэтому следующая грандиозная задача науки – помочь людям освоить космос для проживания и переселения на другие планеты.

К.Э.Циолковский (1857-1935) Выдающийся русский естествоиспытатель-самоучка, изобретатель первого ракетного двигателя.

• Считал Фёдорова своим учителем.

Земля – это заповедник, где разумные существа посеяли сознательную жизнь (больше не вмешиваются).

• Во вселенной огромное количество миров, цивилизаций, разумных существ. Большинство из них стоит значительно выше по уровню своего развития и разумности, чем человечество.

• Человек – существо материально-духовное. В основе и того, и другого лежит энергия.

• Атомы, из которых мы состоим, неуничтожимы и являются носителями разума (духа). Мы должны добросовестно относиться к своим атомам, совершенствовать их, путём стремления к познанию, образованию.

• Так как атомы вечны – то и наше сознание бессмертно.

• Мы должны бережно относиться к своей планете, а мы загрязняем природу, уничтожаем целые виды животных и растений.

Чем больше мы уничтожаем – тем более примитивными мы становимся

• Человечество должно отказаться от употребления мяса. Принимая мясную пищу, мы принимаем атомы-духи животных. Когда мы перестанем потреблять их (сначала животных, а потом и растения) – наше тело постепенно видоизменится, лишится многих признаков грубой материи.

• В конце концов (через миллионы лет) человечество обретёт Световое (энергетическое) тело, которое будет питаться только энергией солнца и даст людям возможность свободно перемещаться в пространстве.

• Тогда человечество сможет беспрепятственно расселиться по всему околосолнечному пространству. Оно сможет свободно общаться со многими разумными существами вселенной, не будет больше войн.

• Однако мы уже сейчас можем познакомиться с различными формами жизни во вселенной. Для этого необходимо осваивать нашу солнечную систему и системы других звёзд.

• Ракетные двигатели необходимы для того, чтобы наш примитивный пока ещё человек смог перемещаться на другие планеты.

В.И.Вернадский (1863-1945)

• Научное творчество человека – это прежде всего научные открытия (не только логика, но и возможность иначе посмотреть на мир).

• Традиционная наука – знание строго доказанное; философия – даёт общую картину, не вдаваясь в детали.

• Качественно новый взгляд на мир можно получить тогда, когда объединяют науку и философию! Любая конкретная наука не даст нового качества, нового открытия без философского взгляда на мир.

Ноосфера – энерго-информационная оболочка Земли, образованная мыслительной, культурной, социальной деятельностью человека.

• Все люди связаны с ней, но совершенство мыслительного аппарата, а также уровень нашего образования, желание и другие моменты влияют на нашу возможность делать открытия.

• Если человек достаточно развит, он может «настроиться» и расшифровать эту информацию.

• Отсюда – особая ответственность человека за состояние природы и за собственные мысли!

А.Л. Чижевский (1897-1964) Выдающийся русский биофизик, основоположник гелиобиологии. Изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе.

• Ученик Циолковского.

• Чижевский изучал влияние космических факторов (излучений, циклов солнечной активности, фаз луны) на земную жизнь – растения, животных, людей, возникновение эпидемий и т.п..

• Он пришел к выводу, что космические циклы непосредственным образом влияют на жизнедеятельность организмов (их биологические ритмы);

• Проблемы войн, революций, бунтов, восстаний и других общественных явлений напрямую связаны с теми событиями, которые происходят в солнечной системе и за её пределами.

• Чижевский открыл 11-ти летние циклы солнечной активности и эффект аэроионизации («люстра Чижевского»).

• Главные выводы: человек не просто результат определённых экономических отношений, он – космическое существо, и все энергетические процессы в космосе влияют на его психическое состояние, а оно, в свою очередь – на социальные процессы.

38. Парменид «Бытие существует, а небытие – нет».

Платон «Бытие – это мир идей, являющихся истинными».

Гераклит «Сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия».

Аристотель «Основу бытия составляет первичная материя, включает в себя 4 элемента: огонь, воздух, воду и землю».

l Онтология – раздел философии, изучающий проблему бытия.

l Бытие (от слова быть, т.е. существовать) – указывает на факт существования чего-либо.

l Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто (противоположно бытию).

l Впервые понятие бытия ввел древнегреческий философ Парменид.

Формы бытия

1. Материальное бытие – существование материальных тел, вещей, природы.

а) Бытие «первой природы» - природы естественной;

б) Бытие «второй природы» - созданной человеком (антропогенной).

2. Духовное (нематериальное, идеальное) бытие – сознание отдельного человека, общественное сознание.

3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного.

4. Социальное бытие – бытие человека в обществе и самого общества.

Проблема бытия – фундаметальная, но нехера не решаема, и что об этом вообще говорить, но все таки.

l Существование бытия Бога. С точки зрения логики – возможно ли в принципе такое доказательство?

l В практической жизни. Существует ли реально подозреваемая или неподозреваемая та или иная болезнь у человека – разве это не важно для него?

l Для науки.

1. Разнообразные «необычные явления». Например, экстрасенсорные феномены.

2. Переход основных понятий из теории в практику, приобретая как бы «материальный статус». Например, двойная спираль ДНК (структура гена).

39. Материя – это основа бытия вещей, единое, что есть во всех конкретных предметах и образованиях.

(Но: отдельные предметы – не материя, а материальные объекты)

Вопрос о том, что первично – материя или Дух (идеальное бытие), т.е. о том, что является субстанцией – первоосновой мира) составляет суть «основного вопроса философии» и «проблемы единства мира

1) Отождествление материи со вполне конкретными, чувственно воспринимаемыми образованиями, природными стихиями: огнём, водой, воздухом, землёй, растениями и т.д. (Пример – милетская школа Др. Греции; Др. Китай, Др.Индия).

Атрибуты материи:

1. Системность (структура, упорядоченность).

2. Размещенность в пространстве (пространство).

3. Существование во времени (время);

4. Движени е (изменение, развитие).

5. Способность к самоорганизации.

6. Способность к отражению (отражение).

40. Пространство, его свойства Материя расположена во времени и пространстве. Вопрос об их соотношении:

Два подхода:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: