Тема 4. Социальные институты, общности и организации

Понятие “социальный” институт. Процесс институционализации и его основные этапы. Основные социальные институты (семьи, политики, экономики, религии, образования) и их роль в воспроизводстве социальных взаимоотношений, в поддержании стабильности и устойчивости общества. Функции и дисфункции социальных институтов.

Социальные группы и общности. Типология общностей и групп.

Понятие «социальная организация», ее структура и функции, место и роль в обществе. Два типа социальной организации: формальная и неформальная. Проблемы функционирования и развития социальных организаций как элементов сложной социальной структуры общества.

Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация

Понятие структуры общества. Социальная стратификация: сущность и основные измерения (власть, доход, образование и т. д.). Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия “социальный класс”, “социальная группа”, “социальный слой” (страта), ”социальный статус”. Социальная стратификация как постоянная характеристика любого организованного общества.

Концепция социальной мобильности П. А. Сорокина: понятие и основные формы. Понятие маргинальности.

Особенности социальной структуры современного российского общества. Причины изменений, возникновение новых социальных групп и сущностные изменения “старых”.

Тема 6. Социальные взаимосвязи. Природа социальных конфликтов

Социальная связь, ее структура и основные элементы. Общие принципы регуляции социальных связей.

Основные формы социального взаимодействия. Конфликт как форма проявления социальной взаимосвязи. Понятие конфликта, причины его возникновения. Природа, функции и типы социальных конфликтов. Этапы протекания социального конфликта и механизм разрешения. Субъекты социального конфликта. Л. Козер, Р. Дарендорф, Д. Рекс и их концепции социального конфликта.

Понятие социального консенсуса, его значение и сущность. Возможность достижения “полного” социального консенсуса в сложноорганизованной социальной системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: