Каждый студент получает индивидуальное задание, в котором характеризуются факторы трудового процесса на конкретных рабочих местах. На основании шагов алгоритма студенты осваивают профессиональные навыки в соответствии с целями и задачами занятия по гигиенической оценке факторов трудового процесса, учатся формулировать рекомендации по проведению предварительных медицинских осмотров и мероприятий, направленных на оздоровление условий труда.
Согласно 1 шага алгоритма студенты, по условию ситуационной задачи, анализируют технологию, характеризуют трудовой процесс.
Категория тяжести труда применяется для характеристики трудового процесса, которая отражает преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, и др.), что обеспечивают его деятельность.
Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой груза, который поднимается и перемещается, общим числом стереотипных движений, величиной статической нагрузки, рабочей позой, степенью наклона корпуса, перемещением в пространстве.
Категория напряженности труда применяется для характеристики трудового процесса, которая отражает преимущественную нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работников.
К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.
2 шаг алгоритма предусматривает оценку всех показателей, характеризующих тяжесть или напряженность труда, сравнивая количественные параметры с выбранным гигиеническим нормативом из «Гигиенической классификации труда…», 2001г. (приложения 3, 4, 5), определение класса, степени вредности и опасности.
Результатом оценки является вывод, по которому труд работников по показателям тяжести или напряженности относят к: 1классу, 2 классу, или 3 классу 1, 2, 3 степени. Например, «работа грузчиков по показателям тяжести труда относится к 3 классу 2 степени вредности».
1 класс – оптимальные условия труда, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для поддержания высокого уровня работоспособности.
2 класс – допустимые условия труда, при которых уровни факторов не превышают гигиенических нормативов, а возникающие функциональные изменения в организме восстанавливаются за время регламентированного отдыха.
3 класс – вредные условия труда, характеризуются такими уровнями факторов, которые превышают гигиенические нормативы и способны неблагоприятно влиять на организм работающих.
В том случае, если по разным критериям устанавливается разная степень вредности, окончательная оценка устанавливается по критерию, который имеет наиболее высокую степень вредности и опасности.
3 шаг алгоритмапредполагает определение основных органов и систем у рабочих, патология которых может быть медицинским противопоказанием для приема их на работу в конкретные условия, изложенные в задаче. На данный вопрос студенты отвечают, анализируя условия труда, факторы трудового процесса, этиопатогенез профессиональных заболеваний и обьясняют, почему они пришли к такому выводу.
4 шаг – из перечня общепринятых профилактических мероприятий студенты выбирают те, которые должны быть внедрены для оздоровления условий труда и повышения работоспособности, профилактики переутомления, расставляя их в блоки: законодательно - организационные, технические, лечебно-профилактические, и т.п.
Приложение 3
Класс условий труда по показателям тяжести трудового процесса
(Извлечение из «Гігієнічної класифікації праці за показниками шкідливості та небезпечності факторів виробничого середовища, важкості та напруженості трудового процесу») К.-2001г.
№ пп | Показатели тяжести трудового процесса | Класс условий труда | ||||
Оптимальный | Допустимый | Вредный (тяжелый труд) | ||||
1 степень | 2 степень | 3сте-пень | ||||
1. | Физическая динамическая нагрузка, выраженная в единицах механической работы за смену, кг • м | |||||
1.1 | При региональной нагрузке (с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) при перемещении груза на расстояние до 1 м: -для мужчин -для женщин | до 2500 до 1500 | до 5000 до 3000 | до 7000 до 4000 | > 7000 > 4000 | |
1.2 | При общей нагрузке (с участием мышц рук, корпуса, ног): | |||||
1.2.1 | -при перемещении груза на расстояние от 1 до 5 м: -для мужчин -для женщин | до 12500 до 7500 | до 25000 до 15000 | до 35000 до 25000 | >35000 >25000 | |
1.2.2 | -при перемещении груза на расстояние более 5 м: -для мужчин -для женщин | до 24000 до 14000 | до 46000 до 28000 | до 70000 до 40000 | >70000 >40000 | |
2. | Масса груза, который поднимается и перемещается, кг | |||||
2.1 | Подъем и перемещение (однократное) груза при чередовании с другой работой (до 2 раз за час): -для мужчин -для женщин | до 15 до 5 | до 30 до 10 | до 35 до 12 | >30 >10 | |
2.2 | Подъем и перемещение (однократное) грузов постоянно на протяжении рабочей смены: -для мужчин -для женщин | до 5 до 3 | до 15 до7 | до 30 до 10 | >30 >10 | |
2.3 | Суммарная масса грузов (кг), которые перемещаются на протяжение каждого часа смены: | |||||
2.3.1 | с рабочей поверхности, -для мужчин -для женщин | до 250 до 100 | до 870 до 350 | до 1500 до 700 | >1500 >700 | |
2.3.2 | с пола: -для мужчин -для женщин | до 100 до 50 | до 435 до 175 | до 600 до 350 | >600 >350 | |
3. | Стереотипные рабочие движения (количество за смену) | |||||
3.1 | При локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук) | до 20000 | до 40000 | до 60000 | >60000 | |
3.2 | При региональной нагрузке (при работе с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) | до 10000 | до 20000 | до 30000 | >30000 | |
4. | Статическая нагрузка Величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложение усилий, кг•с: | |||||
4.1 | одной рукой -для мужчин -для женщин | до 18000 до 11000 | до 36000 до 22000 | до 70000 до 42000 | >70000 >42000 | |
4.2 | двумя руками -для мужчин -для женщин | до 36000 до 22000 | до 70000 до 42000 | до 140000 до 84000 | >140000 >84000 | |
4.3 | с участием мышц корпуса и ног: для мужчин -для женщин | до 43000 до 26000 | до 100000 до 60000 | до 200000 до 12000 | >200000 >120000 | |
5. | Рабочая поза | Свободная удобная поза, возможность смены позы (“сидя –стоя”) по желанию работника). Нахождение в позе „стоя” до 40% времени смены. | Периодическое пребывание в неудобной, фиксированной позе (работа с поворотом туловища, неудобным расположением конечностей) и/или фиксирован6ной позе невозможность изменения взаиморасположения разных частей тела относительно друг друга) до 25% времени смены Нахождение в позе „стоя” до 60% времени смены. | Периодическое пребывание в неудобной и/или фиксированной позе до 50% времени смены, пребывание в вынужденной позе (на корточках, на коленях) до 25% времени смены. Нахождение, в позе „стоя” от 60% до 80% времени смены. | Пребывание в неудобной и/или фиксированной позе >50% времени смены, пребывание в вынужденной позе (на коленях, на корточках) >25% времени смены. Нахождение в позе „стоя” более 80% времени смены. | |
6. | Наклоны корпуса (вынужденные, более 30º) количество за смену | до 50 | 51-100 | 101-300 | >300 | |
7. | Перемещения в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены), км | |||||
7.1 | По горизонтали | до 4 | до 8 | до 12 | >12 | |
7.2 | По вертикали | до 2 | до 4 | до 8 | >8 |
Приложение 4
Класс условий труда по показателям напряженности трудового процесса
(Извлечение из «Гігієнічної класифікації праці за показниками шкідливості та небезпечності факторів виробничого середовища, важкості та напруженості трудового процесу») К.-2001г.
№ пп | Показатели напряженности трудового процесса | Класс условий труда | ||||
Оптимальный | Допустимый | Напряженный труд | ||||
1 степень | 2 степень | 3 сте- пень | ||||
1. | Интеллектуальное напряжение | |||||
1.1 | Содержание работы | Отсутствие необходимости принятия решений | Решение простых альтернатив-ных задач согласно инструкции | Решение сложных задач с выбором по известному алгоритму (работа по серии инструкций) | Эвристическая (творческая) деятельность, которая требует решения сложных задач при отсутствии алгоритма; личное руководство в сложных ситуациях | |
1.2 | Прием сигналов (информации) и их оценка | Прием сигналов, но нет необходимости в коррекции действий | Прием сигналов с последующей коррекцией действий и операций | Прием сигналов с после-дующим сопостав-лением фактических значений с номинальными, их оценка | Прием сигналов с последующей оценкой взаимосвязан-ных параметров | |
1.3 | Распределение функций по степени сложности задания | Обработка и выполнение задания | Обработка, выполнение задания и его проверка | Обработка, проверка и контроль за выполнением задания | Контроль и предваритель-ная работа по распределению заданий другим лицам | |
1.4 | Характер выпополняемой работы | Работа по индивиду-альному плану | Работа по установленному графику с возможностью его коррекции в ходе деятельности | Работа в условиях дефицита времени | Работа в усло-виях дефицита времени и информации с повышенной ответствен-ностью за результат | |
2. | Сенсорные нагрузки | |||||
2.1 | Продолжительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) | до 25 | 26-50 | 51-75 | Более 75 | |
2.2 | Плотность сигналов (световых, звуковых и др.) и сообщений в среднем за 1 час работы | до 75 | 76-175 | 176-300 | более 300 | |
2.3 | Количество производственных объектов одновременного наблюдения | до 5 | 5-10 | 11-25 | Более 25 | |
2.4 | Нагрузка на зрительный анализатор | |||||
2.4.1 | Размер объекта различения (на удалении от глаз работающего до 0,5 м), при продолжительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | более 5 мм 100% времени | 5,0-1,1мм (>50 %) 1,0-0,3мм (до 50 %) <0,3 (до 25 %) | 1,0-0,3мм (>50 %) <0,3мм (25-50 % времени) | <0,3мм более 50 % времени | |
2.4.2 | Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы) при продолжительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) | 26-50 | 51-75 | Более 75 | ||
2.4.3 | Наблюдения за экранами видеотерминалов (часов в смену) | до 2 | 2-3 | 3-4 | более 4 | |
2.5 | Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) | Разборчивость слов и сигналов от 100 % до 90 % | Разборчивость слов и сигналов от 90 % до 70 % | Разборчивость слов и сигналов от 70 % до 50 % | Разборчивость слов и сигналов менее 50 % | |
2.6 | Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, в течение недели) | до 16 | 16-20 | 20-25 | более 25 | |
3. | Эмоциональная нагрузка | |||||
3.1 | Степень ответственности за результат своей деятельности. Значимость ошибки | Несет ответственность за выполне-ние отде-льных элемен-тов задания. Требует дополни-тельных усилий со стороны работни-ка | Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Требует дополнительных усилий со стороны руководства и (бригадира, мастера) | Несет ответственность за функцио-нальное качество основной работы. Требует исправле-ний за счет дополни-тельных усилий всего коллек-тива | Несет ответствен-ность за функциональ-ное качество конечной продукции, работы, задания. Неправильные решения могут вызвать повреждение оборудования, остановку технологичес-кого процесса, возможную опасность для жизни. | |
3.2 | Степень риска для собственной жизни | Исключена | — | — | Возможна | |
3.3 | Степень риска для безопасности других лиц | Исключена | — | — | Возможна | |
4. | Монотонность нагрузок | |||||
4.1 | Число элементов, необходимых для реализации простого задания или в операциях, которые повторяются многократно | более 10 | 9-6 | 5-3 | менее 3 | |
4.2 | Продолжительность выполнения простых производственных заданий или операций, которые повторяются, с | более 100 | 100-25 | 24-10 | Менее 10 | |
4.3 | Время активных действий (% смены). Остальное время – наблюдение за технологическим процессом | 20 и более | 19-10 | 9-5 | 4 и менее | |
4.4 | Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за технологическим процессом в % времени смены) | менее 75 | 76-80 | 81-90 | Более 90 | |
5. | Режим труда | |||||
5.1 | Фактическая продолжительность рабочего дня, час. | 6-7 | 8-9 | 10-12 | Более 12 | |
5.2 | Сменность работы | Односменная работа (без ночной смены) | Двухсменная работа (без ночной смены) | Трехсменная работа (работа в ночную смену) | Нерегулярная сменность с работой в ночное время | |
5.3 | Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность | Регламентирован-ные перерывыдостаточ-ной продолжительности: 7% и более продолжительности смены | Регламенти-рованные перерывы, не достаточной продолжите-льности: от 3% до 7% продолжите-льности смены | Не регла-ментиро-ванные перерывы или не достаточ-ной продолжительности: до 3% продолжительности смены | Перерывы отсутствуют |
Приложение 5
Выписка из приказа Министерства здравоохранения Украины от 27. 12. 2001г. № 528 «Об утверждении Гигиенической классификации труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»
Исходя из принципов Гигиенической классификации, условия труда подразделяются на 4 класса:
1 класс – оптимальные условия труда – такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для поддержания высокого уровня трудоспособности.
Оптимальные гигиенические нормативы производственных факторов установлены для микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов как оптимальные условно принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы производственной среды не превышают уровней, принятых как безопасные для населения.
2 класс – допустимые условия труда – характеризуются такими уровнями факторов производственной среды и трудового процесса, которые не превышают установленные гигиенические нормативы, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются за время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, и не оказывают неблагоприятного влияния на состояние здоровья работающих и их потомство в течение ближайшего и более отдаленного времени.
3 класс – вредные условия труда –характеризуются такими уровнями вредных производственных факторов, которые превышают гигиенические нормативы и способны оказывать неблагоприятное влияние на здоровье работающих и/или их потомков.
Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности возможных изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени:
1 степень (3.1) – условия труда характеризуются такими уровнями вредных факторов производственной среды и трудового процесса, которые, как правило, вызывают функциональные изменения, которые выходят за границы физиологических колебаний (последние восстанавливаются в течение более длительного периода, чем период до начала следующей смены) и повышают риск ухудшения здоровья.
2 степень (3.2) – условия труда характеризуются такими уровнями вредных факторов производственной среды и трудового процесса, которые способны вызвать стойкие функциональные нарушения, приводят в большинстве случаев к росту производственно обусловленной заболеваемости, возникновению отдельных признаков или легких форм профессиональной патологии (без утраты трудоспособности), которые возникают после длительной экспозиции (10 и более лет).
3 степень (3.3) – условия труда характеризуются такими уровнями вредных факторов производственной среды и трудового процесса, которые приводят, кроме роста производственно-обусловленной заболеваемости, к развитию профессиональных заболеваний, как правило, легкой и средней степени тяжести (с утратой профессиональной трудоспособности в период трудовой деятельности).
4 степень (3.4) – условия труда характеризуются такими уровнями вредных факторов производственной среды и трудового процесса, которые способны привести к значительному росту хронической патологии и уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, а также к развитию тяжелых случаев профессиональных заболеваний (с утратой общей трудоспособности).
4 класс – опасные (экстремальные) условия труда, характеризуются такими уровнями вредных факторов производственной среды и трудового процесса, влияние которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных повреждений.
Тема “Производственный шум и вибрация, их влияние на организм”