Обучения в общеобразовательной школе»

Актуальность темы:

Развитие системы школьного образования в Украине является важнейшей общегосударственной проблемой. Гармоничное воспитание личности предполагает, в частности, внедрение комплекса мероприятий, направленных на создание условий обучения, при которых исключается действие неблагоприятных факторов. Многофакторная школьная среда определяет уровень трудоспособности детей, их иммунологическую защиту, состояние опорно-двигательного аппарата, анализаторов, ведущих органов и систем, и, как следствие, может выступать фактором риска развития болезней. Ответственность за создание безопасных условий обучения возложена на директора, а организует оздоровительную работу педагогический и медицинский персонал школы. Важнейшую функцию контроля над условиями и организацией обучения в общеобразовательной школе выполняют врачи территориальных поликлиник, санитарно-эпидемиологических станций, общественные советы, родители.

Цель (общая): уметь оценить условия и организацию обучения в общеобразовательной школе для обоснования оздоровительных мероприятий.

Конкретные цели: УМЕТЬ: Цели исходного уровня знаний-умений: УМЕТЬ:
1. оценить микроклимат, естественное и искусственное освещение в классе по результатам предварительных измерений; 2. оценить правильность рассаживания учеников в классе; 3. оценить плотность уроков; 4. оценить недельное расписание; 5. определить фазу работоспособности школьников в течение рабочего дня для обоснования рационального режима обучения и отдыха. 1. измерять и интерпретировать результаты измерения психофизиологических функций у человека (кафедра физиологии); 2. интерпретировать динамику изменения работоспособности человека по данным психофизиологических измерений (кафедра физиологии).

Для проверки усвоения исходных знаний-умений решите следующие задачи для самоподготовки и самоконтроля:

Задача 1.

Латентный период дифференцировочной зрительно-моторной реакции школьника измеряют:

1. Электроэнцефалографом.

2. Электромиографом.

3. Хронорефлексометром.

4. Окулометром.

5. Пиктографом.

Задача 2.

Увеличение латентного периода дифференцировочной зрительно-моторной реакции через 3 часа занятий в школе свидетельствует о развитии:

1. Вегетативного дисбаланса.

2. Центрального возбуждения.

3. Расстройства кортико-висцеральных отношений.

4. Мышечной дискинезии.

5. Утомления.

Эталоны ответов контроля исходного уровня: 1 – 3, 2-5

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:

1. Філімонов В.І. Нормальна фізіологія: Підручник. - Запоріжжя. - 1995. - С. 36-37, 336-340.

2. Нормальна фізіологія / Під ред. проф. Філімонова В.І.: Підручник. - Київ: Здоров’я. - 1994. - С. 566-586.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

После усвоения необходимых знаний переходите к изучению литературы по теме:

Основная:

1. Гігієна та екологія / За ред. В.Г.Бардова. – К: Нова книга, 2006. – С. 352-367

2. Даценко І. І., Габович Р. Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології: Навчальний посібник. - К: Здоров'я, 1999. - С. 585-590.

3. Даценко І. І., Денисюк О. Б., Долошицька С. А. та інші. Загальна гігієна: Посібник для практичних занять. – Львів, Світ. - 2001. - С. 187-210.

4. Лекция по теме.

5. Граф логической структуры темы (Приложение 1).

Дополнительная:

1. Габович Р. Д., Познанский С. С., Шахбазян Г. Х. Гигиена: Учебник. - К.: Вища школа, 1983. - С. 257-262.

2. Гигиена детей и подростков / Под ред. Кардашенко В. Н.: Учебник. - М.: Медицина, - 1988. - С. 155-169.

3. Пивоваров Ю. П., Гоева О. Э., Величко А. А. Пособие для лабораторных занятий по гигиене. - М.: Медицина, 1983. - С. 217-234.

4. Сердюковская Г. Н., Сухарев А. Г. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей. - М.: Медицина, 1986. - С. 132-167.

5. Румянцев Г. И., Вишневская Е. П., Козлова Т. А. Общая гигиена: Учебник. - М.: Медицина, 1985. - С.346-351.

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности:

1. Понятие о работоспособности школьников. Фазы работоспособности, их физиолого-гигиеническая интерпретация.

2. Переутомление школьников как гигиеническая проблема. Факторы переутомления.

3. Принципы профилактики переутомления школьников и мероприятия по повышению работоспособности.

4. Гигиенические требования к микроклимату, естественному и искусственному освещению в школе.

5. Гигиенические требования к школьной мебели. Правила рассаживания учеников в классе, методика гигиенической оценки.

6. Физиолого-гигиенические основы организации учебного процесса в школе.

7. Понятие о плотности урока, методика гигиенической оценки.

8. Гигиенические требования к составлению расписания уроков в общеобразовательной школе.

Ориентировочная основа деятельности

После усвоения перечисленных вопросов ознакомьтесь с алгоритмом (приложение 2) и содержанием извлечения из Санитарных правил «Устаткування, утримання середніх загальноосвітніх навчально-виховних закладів та організація навчально-виховного процесу»

Державні санітарні правила та норми ДСанПіН 5.5.2.008-01.

Для проверки усвоения материала Вам предлагается решить следующие задания.

Задания обучающего типа:

Задача 1.

С целью создания общего равномерного освещения в классе люминесцентными лампами врач требует, чтобы освещенность на уроке была не менее чем:

1. 150 лк.

2. 300 лк.

3. 450 лк.

4. 600 лк.

5. 750 лк.

Задача 2.

При обследования класса установлено, что дети рассажены согласно нормативам, так как процент правильно сидящих детей составил:

1. 20-30 %.

2. 40-60 %.

3. 60-90 %.

4. 70-100 %.

5. 100%.

Задача 3.

Урок математики организован правильно, если его плотность составляет:

1. 30 %.

2. 45 %.

3. 60 %.

4. 75 %.

5. 90 %.

Задача 4.

На первый урок в 8-ом классе в расписании рекомендуется ставить:

1. Труд.

2. Иностранный язык.

3. Математику.

4. Историю.

5. Географию.

Задача 5.

На втором уроке в пятом классе отмечено закономерное изменение функционального состояния школьников, характеризующееся напряжением показателей вегетативной нервной системы и ростом скорости переработки информации. Они находились в фазе:

1. Врабатывания.

2. Напряжения.

3. Высокой работоспособности.

4. Утомления.

5. Переутомления.

Эталоны ответов: 1-2; 2-3.

Краткие методические указания к проведению занятия:

На практическом занятии студенты решают ситуационные задачи, которые описывают условия и организацию обучения в одном из классов общеобразовательной школы. В соответствии с алгоритмом оценки проводят последовательный анализ различных ситуаций, формулируют выводы и заключения, разрабатывают рекомендации по оптимизации школьной среды и организации обучения.

Технологическая карта практического занятия

  № п/п   Этапы   Время, минут.   Учебные устройства Место проведения
Средства обучения Оснащение занятия
1. Проверка уровня подготовки к занятию (устно)   Контроль-ные вопросы   Лаборато-рия кафедры
2. Самостоятельная работа: Оценка условий и организации обучения в общеобразовательной школе по ситуационным задачам   учебные таблицы, нормативы Граф логической структуры, ситуацион-ные задачи, линейка Никитина
  Анализ и коррекция самостоятельной работы   учебные таблицы  
  Тестовый контроль   тестовые задания  
5. Обобщение работы и оценивание      

Приложение 1

Граф логической структуры темы:

«Гигиеническая оценка условий и организации обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: