Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Уже на начальных этапах развития человеческого познания мыслители глубокой ревности обратили внимание на изменчивость бытия. На различных этапах развития науки и философии существовали теории, абсолютизирующие одни формы движения и игнорирующие другие. Согласно теории круговорота, все изменения сводятся к прохождению одних и тех же стадий, завершаясь возвратом к исходной точке. В наиболее яркой форме, предполагающей абсолютное повторение пройденных стадий, идея круговорота выражена пифагорейцами: через каждые 760 000 лет в мире все возвращается в свое первоначальное состояние и вновь повторяет уже пройденные ступени.
Французские материалисты XVIII в. разработали понятие об атрибутивности движения. Многие из них считали, что движение есть внутреннее, неотъемлемое, необходимое свойство материи, способ ее бытия. Мысль о неразрывной связи, единстве движения и материи проводил и Гегель.
Движение существует в разных формах. Но многие естествоиспытатели и философы — Галилей, Ньютон, Лаплас, Гоббс, французские материалисты XVIII в. — сводили все формы движения материи к механическому движению, перенося его законы на другие формы движения, игнорируя специфику последних. Такая позиция характерна для механистического материализма, который опирался на развитие механики.
С возникновением опытной науки Нового времени начинают формироваться представления о развитии как особом типе движения, характеризующемся необратимостью, направленностью изменений, ведущих к возникновению нового качественного состояния материальных и идеальных систем. Идея развития становится предметом изучения естествознания и философии, возникают различные, порой противоположные взгляды на развитие, в которых по-разному объясняются его причины и закономерности.
На протяжении длительного развития философии и науки складывались и формировались два взгляда, два направления в понимании сущности движения и развития. Одно направление рассматривало мир в состоянии покоя, в статике, другое — в динамике. Возникли и сформировались две концепции развития — метафизика и диалектика.
ü возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы); |
ü всеобъемлюще (движется всё: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идёт постоянная работа живых организмов – работают сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество; Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг солнца (звёзд); звёздные системы движутся в галактиках, галактики – во Вселенной); |
ü постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения). |
ü
| ||||
ü физическое движение; | ||||
ü химическое движение; | ||||
ü биологическое движение; | ||||
ü
|
1.Метафизика. Термин «метафизика» (греч. «после физики») возник в I в. до н.э. для обозначения той части учения Аристотеля, в которой исследовались общие, умозрительно постигаемые начала бытия и познания.
Как метод исследования природы метафизика сложилась в науке Нового времени. Он состоял в разложении природы на составные части и изучении каждой из них в отдельности, вне их изменения и развития. Такой подход к исследованию природы имел историческое оправдание: прежде чем рассматривать вещи в их взаимосвязях и изменении, нужно познать сами эти вещи, знать, что они собой представляют. Благодаря метафизике естествознание Нового времени достигло значительных успехов, вместе с тем метафизика стала рассматриваться как общая философская концепция и универсальный метод познания. В результате сформировалась статическая картина мира, в которой бытие и его многообразные формы пребывают в устойчивом, неизменном состоянии. Развитие знаний о мире, открытия в области естествознания показали ограниченность метафизического взгляда на мир.
ü по вопросу связей старого и нового: если диалектика признаёт наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое; |
ü по вопросу о причине движения: согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок; |
ü по вопросу взаимосвязи количества и качества: сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается); |
ü по вопросу направленности движения, развития: если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признаёт развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признаёт направленности развития; |
ü в системе мышления: если динамический способ мышления сводится к шагам «тезис – антитезис – синтез», то метафизический опирается на формулы «или – или», «если не то, значит, это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое; |
ü в отношении к окружающей действительности: диалектика видит мир во всём её многообразии («цветное видение мира»), а метафизика – однообразно, по принципу «чёрное – белое»; |
ü в отношении к познанию: согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учётом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приёмов, носящих «умозрительный» характер; |
ü в отношении к окружающему миру: диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика – состоящим из отдельных вещей. |
2. Диалектика рассматривает мир в состоянии динамики (в развитии, в движении). Диалектика — это учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Она также имеет свои корни в античности. Учению материалистов о неизменности бытия Гераклит противопоставил учение текучести. Это был стихийно диалектический взгляд на мир, и диалектику древних как ее первую историческую форму принято называть стихийной.
Наиболее крупный вклад в диалектическую концепцию внесли представители классической немецкой философии, прежде всего Гегель, разра6отавший диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставив диалектику метафизике. В системе Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса — в беспрерывном движении, изменении, развитии в результате борьбы противоположностей. В основу этого процесса было положено духовное начало — абсолютная идея.
В марксистской философии диалектика Гегеля получила материалистическую интерпретацию. Она основывалась на признании диалектики объективного мира, отражением которого является субъективная диалектика - диалектическое мышление.
Диалектика — это и теория, и метод. Как теория, концепция она обосновывает динамическую картину мира, представляя его как процесс, где все явления находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, изменении и развитии. Как метод она ориентирует человека в его познавательной деятельности, в которой используются диалектические принципы.
Основными, исходными положениями (принципами) диалектики являются принцип всеобщей связи и принцип развития.
Принцип всеобщей связи. Как было показано ранее, под связью в широком смысле понимается универсальная взаимозависимость, взаимообусловленность всех предметов действительности, выражающая единство мира. Все, что существует, составляет отдельные, относительно самостоятельные, обособленные друг от друга предметы, явления, процессы. Но их отдельность, обособленность — относительна, они находятся в разнообразных связях друг с другом, образуя единое бытие. Среди многообразных связей - внутренних и внешних, необходимых и случайных, существенных и несущественных - особое место занимают актуальные связи, называемые взаимодействиями. Взаимодействием называется связь, возникающая в результате воздействия предметов друг на друга и вызывающая их взаимные изменения. Элементарные частицы, молекулы и атомы, растительный и животный мир, природа и общество не просто взаимосвязаны, они взаимодействуют, следовательно, изменяются. Но изменение есть не что иное, как движение, поэтому признание принципа всеобщей связи означает вместе с тем признание движения, изменения, развития.