Проблема познаваемости мира

Многообразные отношения человека к миру включают по­знавательное отношение, познание, представляющее собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний. Знания - это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков.

В широком смысле познание означает любое психическое отражение. В узком смысле познание определяется как развитое отражение у человека, опосредованное историческим опытом и речью. Познание человеком бытия – это общественно - исторический процесс отражательно - творческой и речевой деятельности по добыванию и развитию знаний.

Существуют различные виды познания:

- обыденное, основанное на повседневном опыте и здравом смысле;

- художественное, характеризующееся чувственно-образным отображением действительности;

- научное, основными чертами которого является системность и обоснованность, применение специально разработанных методов исследования.

Общие проблемы познания: его природа, отношения знания и реальности, условия его истинности являются предметом исследования одного из относительно самостоятельных разделов философии — теории познания, или гносеологии (греч. — знание и учение).

Гносеология тесно связана с онтологией, основные проблемы которой рассмотрены нами ранее. Онтологические категории используются в познавательном процессе и, следова­тельно, имеют гносеологическую сторону. Гносеологические ка­тегории и принципы имеют онтологическое обоснование. Следует отметить, что ни одна специальная наука, ни их совокупность не заменяют и не могут заменить гносеологию как раздел философии. Они не ставят и не решают коренных проблем познания, среди которых исходной является проблема познаваемости мира.

Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?

Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агнос­тицизмом (греч. - недоступный познанию, непознаваемый). Агностицизм - это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Элементы агностицизма содержались в релятивизме (от греч. - относительный – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний) древнегреческих софистов.

Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма (от греч. - рассматривающий, исследующий - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания действительности). Однако ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его общезначимость. Выделив субъективную сторону познания, относительный характер знаний, обусловленный изменчивостыо вещей, они игнорировали их относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий. Вместе с тем в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы.

Чтобы ответить на вопрос: «Как возможно достоверное познание?», нужно,прежде всего,рассмотреть познавательную деятельность, складывающуюся из субъекта и объекта познания и самогоознавательного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: