Политическая подсистема

Политика в самом широком смысле этого термина означает сознательно проводимую линию поведения социального субъекта по отношению к другим субъектам или объектам. Под социальным субъектом можно понимать социальные группы, классы, нации, партии и иные общественные организации и, наконец, то, что является в этом перечне самым главным, — государство.

Направленность поведения субъектов варьируется в широком диапазоне. Поэтому существуют различные виды политики: экономическая, финансовая, социальная, политика в области культуры, образования, демографическая политика, молодежная, национальная, международная политика и т.д. Политика может быть адресована не только другим социальным субъектам, но также и объектам. Например, экологическая политика — осознанно проводимая линия поведения государства и, в конечном счете, всего мирового сообщества по отношению к окружающей природе.

Центральное место во всем этом многообразии видов политики занимает «политическая политика», или политика в собственное смысле этого слова. Это линия поведения классов, социальных групп, партий, направленная на достижение или удержание государственной власти. Все остальные виды политики осуществляются, как правило, при помощи рычагов государственной власти. Само слово «политика» происходит от греческого слова «полис», т.е. государство. Античные греки под политикой разумели прежде всего умение управлять государством. Политика — это все то, что касается устройства государства и его функционирования. Общественные классы и группы стремятся обеспечить свои интересы, используя государственные рычаги. На базе их коренных интересов формируются цели и определяются задачи, составляющие содержание государственной политики.

Политика охватывает все отношения между классами, касающиеся государства. В сферу политики входят также отношения между государством и нациями. Эти отношения формируются с учетом интересов господствующих в данном обществе классов. В особых условиях (отражение вражеского нашествия, борьба за освобождение от чужеземного гнета) государство может выражать интересы всех классов, слоев и групп населения.

Политические отношения в своей совокупности образуют политическую подсистему общества. В нее входит государство как основное звено, а также политические институты и организации, выполняющие определенные функции. В их числе политические партии, профсоюзы, женские, молодежные и иные объединения граждан, церковь (прежде всего там, где она не отделена от государства).

Политика невозможна без политической идеологии и политического сознания в целом, включая политические эмоции и переживания, которые проявляются особенно остро в переломные и критические моменты истории той или иной страны. Но политическая идеология (идеи, программы, доктрины, прогнозы и т.д.) — это все же слова, а политика — это дела, т.е. реальные и практические действия социального субъекта, направленные на достижение каких-то общественно значимых целей.

Государство есть механизм политического управления всем обществом, и в этом смысле оно представляет все общество в целом. Системное устройство общества предполагает приоритет целого над частью. В противном случае обществу и государству, его представляющему, угрожает нестабильность и развал. Тотальность, целостность как жизненно необходимое качество государства не надо путать с тоталитаризмом как особым видом политического режима.

В классовом обществе политическая организация носит классовый характер. Поэтому государство в таком обществе неизбежно является организацией политического господства того класса, который владеет основными средствами производства. Это господство может выступать как откровенная или прикрытая, закамуфлированная диктатура. Трудно, например, спорить против того, что рабовладельческое государство при любой форме правления и любом политическом режиме было чрезвычайно жестокой диктатурой класса рабовладельцев в отношении всего несвободного населения.

Огромным историческим прогрессом явилась демократия, родившаяся в результате буржуазных революций. Она провозгласила юридическое равноправие всех граждан, политический плюрализм, свободу слова и многое другое. Демократия сохранила известные условия для легальной политической деятельности оппозиции. Однако ценность такой демократии в историческом масштабе относительна. Существуют вполне определенные и довольно жесткие пределы ее функционирования. Об этом красноречиво свидетельствует исторический опыт, в том числе опыт двух последних столетий. Как только развитие политических событий начинает всерьез угрожать господству буржуазии, последняя без колебаний идет на смену одной формы классового господства другой, от демократии переходит к авторитарному правлению и террористической диктатуре. Неоднократно разгонялись законно избранные представительные органы во Франции, Германии, Италии и других странах Европы, не говоря уже о Латинской Америке и других регионах.

Современное государство наделено внутренними и внешними функциями. Внутренние функции сводятся к сохранению общественного порядка и существующей системы социальных отношений, в первую очередь, отношений экономических. К числу внутренних функций принадлежит функция экономическая: общее регулирование имущественных отношений, а также в определенных пределах — общественного производства. Те или иные формы экономического планирования и прогнозирования народного хозяйства имеются во всех развитых странах современного мира, а также в межгосударственных экономических союзах. Современные государства осуществляют социальную функцию, включающую помощь безработным и малоимущим, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, экологические мероприятия и т.п.

Внешняя функция государства сводится к обороне страны я и к защите ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами, а также в проведении геополитики, которая сводится к расширению «жизненного пространства», улучшению стратегических позиции и географического положения, обеспечению доступа к источникам сырья и энергии.

В систему политических отношений общества входит также право - совокупность социальных норм и отношений, на страже которых стоит государство и входящие в него правоохранительные органы. Право не может существовать без особого аппарата, призванного принуждать людей к соблюдению установленных государством юридических норм. Однако право держится не на принуждении и устрашении, но и на правосознании граждан. В последнее включается, во-первых, уровень знания о функционирующей в стране системе права и, во-вторых, отношение к этой системе. В целом правосознание определяется как совокупность представлений, взглядов, идей, эмоций, в которых выражается отношение социальных групп и человека к существующей системе права, законности, правосудию.

Сознание неотвратимости наказания — необходимое условие воспитания законопослушных граждан. Краеугольный камень правосознания — нравственное осуждение преступных деяний обществом и личностью. Нарушать законность, скажем, воровать, брать взятки, не только опасно, но и прежде всего стыдно, а потому недопустимо по моральным соображениям. В правосознании, следовательно, присутствует аксиологический аспект: оценка того, что представляется правомерным, законным, а потому и праведным, и того, что считается неправомерным, неправедным постыдным.

Правосознание широких слоев населения и действующая система права могут в чем-то, иногда весьма существенном, не совпадать друг с другом. Несоответствия между ними наступают обычно тогда, когда формальное равенство перед законом маскирует фактическое социальное неравенство. Тогда закон и суд воспринимаются как неправедные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: