Социальная подсистема

Термин «социальность» означает общественность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности в общественной жизни. Употребляются также термин «социум» — общее, совместное и «социальный» — относящийся к обществу в целом, затрагивающий интересы всех общественных групп и слоев населения. Взятый в широком смысле термин «социальный» по объему и по содержанию совпадает с термином «общественный». Под «социальной философией» обычно понимают науку об обществе, его структуре, движущих силах и закономерностях развития. Социальная философия при этом рассматривается как разновидность или важнейший раздел философии. По своей проблематике она совпадает с общей, или теоретической, социологией.

В узком смысле под «социальным» понимают все, что относится к разновидностям социума - семейно-родственные, национально-этнические, территориальные сообщества. Сюда же входят проблемы структурирования общества или его деления на группы по различным социальным признакам: классовым, профессиональным, демографическим и т.п.

Существует не только социально-групповой, но и институциональный срез социума. Социальными институтами называют организации, учреждения, образования и т.п., выполняющие определенные функции и затрагивающие интересы достаточно больших групп населения.

В ходе истории складываются устойчивые группы людей, получившие название исторические общности. Исторически первыми были родо-племенные общности, основанные на кровнородственных связях. Вместе с ними возникают первые формы семьи и брака, прошедшие большой путь развития: от кровно - родственной, групповой семьи, к парной и, наконец, к моногамной семье — наиболее распространенному типу семейно-брачных отношений. Разновидностью моногамной семьи является так называемая нуклеарная семья, состоящая из супругов и их детей. На социальном микроуровне семья оказалась наиболее устойчивой общностью, несмотря на многочисленные попытки рас­шить ее, заменив «свободным сожительством». На социальном макроуровне современного общества наиболее устойчивой исторической общностью следует признать нацию.

В первобытно-общинном строе доминировали родовые отношения, базирующиеся на кровных связях. Носителями родовых отношений были племена, из которых впоследствии образовались народности и народы. Нации начали формироваться только в период становления буржуазного общества и возникновения единого рынка. Например, русская нация начала складываться в XVII в., когда на базе растущего товарного обращения и концентрации местных рынков возник всероссийский рынок

Нацию принято определять как историческую общность людей, которая характеризуется общностью территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера. Было бы неправильно рассматривать нации как чисто природное, биологическое образование. Нация прежде всего продукт развития социальных отношений и связей, характерных для эпохи капитализма. Но каждая нация имеет глубокие корни, уходящие в глубь ее истории. Психологические черты и другие особенности русской нации стали складываться не в XVII в., а на несколько веков раньше. В них отразились как особенности исторической судьбы, так и природно-географические условия жизни наших предков.

Социальные классы. Первобытно-общинный строй просуществовал не менее миллиона лет. Ему был присущ крайне медленный темп социальных изменений. Тем не менее, примерно 7 - 8 тыс. лет назад этот строй подошел к важнейшему рубежу — возникновению частной собственности, которая постепенно вытеснила коллективную (общинную и родовую) собственность и привела к возникновению классов, или социальных групп, с противоположными интересами и особым местом в социальной структуре общества. Материальной предпосылкой формирования классов стало общественное разделение труда. Сначала отделились скотоводческие племена от той массы племен, которые продолжали заниматься охотой, рыболовством, собиранием диких плодов и кореньев. Затем ремесло отделилось от возникшего регулярного земледелия, наконец, торговля превратилась в самостоятельный вид деятельности, и сформировался класс торговцев, первая в истории человечества социальная группа, которая ничего не производила, но осуществляла ставшую общественно необходимой коммуникативную функцию обмена произведенными продуктами.

Существование классов и классовой борьбы было известно античным философам и историкам.

Классики английской политической экономии раскрыли экономическую анатомию социальных классов, а французские историки времен Реставрации (первая половина XIX в.) усматривали в борьбе классов ключ к пониманию всей французской истории, считали эту борьбу естественным явлением в жизни любого общества, причину возникновения классов находили в насилии, приведшем к порабощению слабых сильными.

Еще с античных времен и до наших дней бытует так называемая органическая теория общества, с точки зрения которой существование классов так же необходимо, как наличие органов, выполняющих целенаправленные функции в живом организме.

По-иному решалась эта проблема в социальной философии марксизма. Существование классов связано с определенными историческими фазами в развитии производства. Никакое насилие не могло бы привести к возникновению классов, пока не сформировались необходимые материальные предпосылки для их появления, а именно: выросший уровень развития производительности труда.

Исходя из этих предпосылок, Ленин дает следующее определение: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (В.И.Л. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 15).

В рамках каждого исторического типа общества классы делятся на основные и не основные. Основными считаются те классы, которые непосредственно порождены данным способом производства. Не основные классы связаны либо с прошлыми эконо­мическими укладами, либо являются предвестниками будущего общественного строя.

В докапиталистических классовых обществах существовали также сословия — социальные группы, пользующиеся особыми правами и имеющие обязанности, которые были закреплены в обычаях или законах. В России до 1917 г. имелись сословия дворян, купцов, мещан, селян. Купцы делились на гильдии, которые отличались правами и платимыми пошлинами Свои градации были и в других сословиях.

Любой социальный класс неоднороден. В его состав входят слои и группы, различающиеся по роду деятельности, квалификации, богатству, происхождению и т.п. Все они объединены общими условиями существования и функционирования соответствующего класса.

Различают также прослойки между классами. Прослойка обычно включает в себя выходцев из различных классов, она неоднородна, различные ее части ориентируются на основные классы данного общества. Такой прослойкой считали интеллигенцию.

Значительное внимание проблемам социальной структуры общества уделяют западная социальная философия и социология, где создано много теорий и концепций. Понятию класса западные социологи обычно противопоставляют понятия «группа» и «малая группа». Социальная группа определяется как коллективное единство, возникшее в результате свободного выбора заинтере­сованных лиц. Первичной группой в американской социологии принято называть любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена, для того чтобы он смог в тот момент или при позднейшем опросе как-то реагировать на каждого другого члена как на отдельную личность хотя бы только для того, чтобы вспомнить, что другой присутствовал.

Как видно, объем понятия «социальная группа» чрезвычайно широк. В него можно включить самые различные, в том числе случайные, объединения людей. Конкретизированная социальная группа определяется как некое коллективное единство, направленное на выполнение общего дела, выражающее себя через определенное поведение и стремящееся к известному равновесию, в котором центростремительные силы преобладают над центробежными.

Дальнейшая конкретизация понятия «социальная группа» дается в теории социальной стратификации и социальной мобильности. Все общество делится на особые слои, или страты. Этот термин заимствован из геологии, где под стратами понимаются пласты в геологической породе. Иногда в социологии страты называют классами, статусами и т.п. На основании каких признаков следует относить людей к определенному слою? Однозначного ответа на этот вопрос западные социологи не дают. Обычно в качестве основания деления выдвигают следующие признаки: профессия или род занятий, доходы или уровень жизни, общность социальных интересов, культурный уровень или образование, стиль и образ жизни, обладание политической властью и т.п.

Деление общества на страты можно производить по одному и вышеуказанных признаков, но чаще берется несколько признаков, и тогда получается «многомерная стратификация», согласно которой один и тот же человек может принадлежать одновременно к нескольким слоям, или классам. Например, входить в класс людей, имеющих высшее образование, в класс менеджеров, в класс людей, имеющих собственные дома, и т.п. При такой множественности признаков отходит на второй план или вовсе игнорируется такой важнейший признак, как место социальных групп в системе общественного производства и их отношение к собственности на средства производства, что с точки зрения марксизма является главным классообразующим признаком.

Различные социологи называют разное число страт, или классов: от двух до десяти и выше. Если страт названо много, то они нумеруются или разбиваются на три группы: высшие, средние и низшие. Существуют, к примеру, «высший низший» и «низший высший» классы.

Характерной чертой общества, разделенного на страты, является социальная мобильность, которая подразделяется на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность — это перемещение людей внутри одного и того же слоя, например, перемена места работы по той же самой специальности при сохранении примерно такого же заработка. Наибольший интерес представляет вертикальная мобильность — перемещение людей из низших слоев в высшие и наоборот.

Часть западных социологов полагает, что западное общество, как общество «открытое» характеризуется высокой вертикальной мобильностью, причем мобильностью, повышающей статус людей. В нем имеются равные возможности на старте, и каждым имеет шансы стать миллионером. Называют «социальные лифты», при помощи которых можно подняться наверх. Обычно говорят о шести таких лифтах: 1) экономика, сфера бизнес; 2) политика; 3) армия, военная служба; 4) церковь (и здесь есть шансы пробиться в высшую церковную иерархию); 5) наука (это наименее благодарное и весьма трудоемкое поприще); 6) 6рак (благодаря ему можно моментально попасть на вершину общественной пирамиды).

Таким образом, общество уподобляется большому дому с му­жеством лифтов, поднимающих людей главным образом в верхние этажи. Приводится сравнение общества с автобусом, где страты - это места, на которых попеременно сидят пассажиры. Однако серьезные социологи не подтверждают тезиса о высокой мобильности с повышением статуса в западном обществе. Английский исследователь Т. Боттомор считает, что важная особенность социальной мобильности заключается в том, что она в основном имеет место между общественными слоями, близкими друг к другу, например, между высшими прослойками рабочегокласса и низшими прослойками среднего класса. Перемещение рабочего в высший класс носит в любом обществе, и особенно в Англии, ограниченный характер. Анализ состава высших чиновников государственной службы говорит, что лишь около 3% происходит из среды рабочего класса. Опираясь на эти факты, ученые констатирует, что «Англия все еще весьма далека от достижения равенства возможностей в получении образования» и в целом остается «жестким» и «иерархическим обществом», в котором «выбиваются в люди» лишь единицы.

Концентрация и централизация капитала, а также развертывание научно-технической революции вносят серьезные изменения в социальную структуру западного общества. Ускоренными темпами идет вымывание «старых средних слоев» — ремесленников, крестьян, и одновременно бурно растут «новые средние слои» — научно-техническая интеллигенция, работники сферы обслуживания и т.д.

При анализе социальной структуры общества широко применяются теории элит и элитарных отношений. В социальную философию термин «элита» пришел из биологии, где этим словом называют лучшие семена данного сорта или особо ценных и продуктивных племенных животных. К общественной элите причисляют всех, кто в какой-либо области — политической, экономической, научной, военной, культурной и т.п. — наилучшим образом выполняет высшие функции. В соответствии с этим говорят о политической, экономической и прочих элитах. Элите противостоит не-элита, масса, вынужденная подчиняться избранному слою, выполняющему высшие функции. Эта идея высказывалась еще Платоном, а затем Ницше, но как система взглядов, социальная концепция оформилась в XX в. Основа этой концепции — утверждение о том, что неравенство является естественным и необходимым для функционирования любого общества. В настоящее время теорию элитарного устройства общества усердно пропагандируют «новые правые» и неоконсерваторы.

Однако существуют демократические и либеральные истолкования теории элит. Известный немецкий социолог К. Манхейм утверждал, что демократия не способна функционировать без конкуренции относительно открытых политических элит, сменяющих друг друга у руля власти в многопартийной политической системе. Получила известность книга американского социолога Р. Миллса «Властвующая элита». К «властвующей элите» он относит руководителей корпораций, высших привилегированных чиновников, военные верхи. Затем идет «средний уровень власти», а фундаментом этой социальной пирамиды служат народные массы, не имеющие никаких реальных возможностей влиять на политические процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: