Понятие акцентуации характера

В школе традиционно проявляется интерес к ученику как к человеку, имеющему интеллект и способности, но не как к личности, имеющей вполне определенный характер. О характере говорят, как правило, с негативам оттенком. Наличие характера у ученика, похоже, мешает учебному процессу. Особенно много хлопот с характерами живыми, подвижными, сильными — теми, которые сопротивляются психологическому давлению.

Для человека, имеющего определенную акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации, в то время, как в других ситуациях он чувствует себя нормально. Следовательно, можно предположить, что в какой-то ситуации один человек будет чувствовать себя адаптировано (испытывать, например, прилив сил и бодрости), а другой — будет чувствовать растерянность и неуверенность, терзаться и терять работоспособность. Все это не дает никаких оснований заключить, что кто-то из этих людей психически ненормален.

Конечное число акцентуаций трудно определить, так как имеется большое количество смешанных типов. А.Е.Личко выделяет 11 основных типов акцентуаций характера, К.Леонгард — 10 типов. Мы придерживаемся типологии А.Е.Личко, так как эта типология лежит в основе отечественной методики, много лет работающей в клинике пограничных состояний.

К сильным типом нервной системы и с сильной энергетикой — типы характера: застревающий, гипертимный, неустойчивый, эутичный и демонстративный. Типы со слабым типом нервной системы, но с повышенной чувствительностью: сензитивный, лабильный, болезненный, педантичный. Переходные — циклоидный и конформный.

Существует еще 20 смешанных типов, когда черты одного типа сочетаются с чертами другого, кроме 11 основных типов.

“Место наименьшего сопротивления” в характере

Каждый из типов характера имеет свое специфическое “место наименьшего сопротивления”. “Место наименьшего сопротивления” — это такие особенности в характере подростка, благодаря которым он чувствует себя особенно неприспособленным к определенным ситуациям или условиям. Эти специфические черты проявляются лишь в определенных ситуациях, для разных характеров отличающихся друг от друга. В этих ситуациях подросток с определенной акцентуацией характера ведет себя неадекватно, неразумно, не так, как другие подростки. В то же время в других ситуациях подросток ведет себя так же, как все и не испытывает психологического дискомфорта. Часто в семье и в школе родители, сверстники и педагоги, не учитывая “точки наименьшего сопротивления” подростка, невольно, “из лучших побуждений” создают своим поведением условия, в которых он испытывает раздражение, депрессию, страдает и протестует. Другие же подростки в этих условиях не испытывают потребности протестовать и прекрасно себя чувствуют.

Здесь мы предлагаем краткий список таких неблагоприятных условий для основных типов характера.

Гипертимный - ситуации, в которых подросток лишен возможности широких контактов со сверстниками и проявления инициативы. Одиночество и монотонная работа, требующая аккуратности и тщательности. Жесткий мелочный контроль и отсутствие аванса доверия со стороны взрослого, чрезмерная опека.

Аутичный - ситуации, в которых подросток вынужден устанавливать неглубокие контакты со многими людьми и оперативно принимать решения.

Застревающий - ситуации, в которых на авторитет и власть подростка покушается более сильный лидер, когда кто-то пытается обидеть его.

Демонстративный - с итуации, в которых на подростка не обращают внимания.

Неустойчивый - ситуация бесконтрольности: отсутствие внешнего контролера, отсутствие перспективы внешнего на оказания за проступки.

Лабильный - грубость, равнодушие к эмоциональному состоянию подростка, черствость окружающих, отсутствие теплых эмоциональных связей.

Сензитивный - о бвинения подростка в непорядочных с его точки зрения поступках (предательстве, вранье), публичные указания на его физические или другие недостатки.

Болезненный - с итуации, требующие мобилизации усилий и выносливости: контрольные, соревнования. Болезнь или смерть близких или знакомых, разговоры о смерти.

Педантичный - с итуация, требующая принятия решения, оперативных действий, выбора. Повышенные нагрузки и ответственность, возлагаемые близкими на подростка.

Конформный - с итуация смены стереотипов, новые люди с непривычными идеями, образом жизни и манерами. Любая ситуация, отношение к которой не регламентировано группой, к которой себя причисляет подросток.

Циклоидный - с итуация, когда от находящегося в депрессивной фазе от подростка требуют или ожидают характерного для него “нормального” поведения. Сама ситуация резкой и глубокой смены состояний.

Для начала уточним понятие “подросток”. В отечественной психологии оно означает детей от 11 до 15 лет. Эта возрастная группа делится соответственно на младших (11-13) и старших (14-15) подростков. В 15 лет начинается ранний юношеский возраст.

Возрастные реакции подростков весьма специфичны. Глядя на многие вещи, мы говорим, что это пройдет с возрастом: прокалывание одной из части своего тела, бесчисленно много сережек, ярко накрашенные девочки, в основном в черно-синие тона и т.д. Проводят с возрастом и другие протестные подростковые реакции. Формы протеста могут быть разными, но чаще желание протестовать возникает в ситуации, связанной с “местом наименьшего сопротивления”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: