Качество — это совокупн потребит свойств товара, удовлетвор конкретную потребность. К показат кач-ва продукц относятся показатели назначения, надежности, экологичности, эргономичности, технологичности, эстетичности, стандартизации и унификации, патентно-правовые. Эти показатели формируются в нормативах на стадии маркетинга, уточняются в конструкторской документации на стадии НИОКР, материализуются на стадии производства, используются на стадии эксплуатации. Предпосылки изменен отношения к кач-ву: - количествен удовлетворен потребностей по важнейш видам продукции, необх обществу; -ограниченность мировых сырьевых ресурсов; -общепризнанное изменение роли кач-ва продукц при оценке её конкурентоспособн на внутрен и международ рынке; -резкое возрастание экономич последствий от использов продукции низкого качества.
Качество как экономич категория явл обществен оценкой, характеризует степень удовлетворенности потребителей в конкретных условиях потребления той совокупностью свойств продукции, котор наделили ее изготовители. В то же время по отношению к предпр достигнутое кач-во выпускаемой продукции непосредственно влияет на его конкретные экономич результаты деят. Экономич категории кач-ва проявляются двояко: через прибыль производителя от продажи качественно изготовленного продукта и через его затраты на обеспечен ожидаемого покупателем кач-ва. Характеристики кач-ва прямо пропорциональны показателям конкурентоспособн. Кач-во продукции явл главн фактором, формир конкурентные преимущества предпр в отрасли и на рынке.
|
|
Основные предпосылки изменения отношения к качеству:
1. кол-ное удовлетв-е потребностей по важнейшим видам прод-и, необх-й обществу;
2. ограниченность мировых сырьевых рес-в;
3. общепризн-е изм-е роли кач-ва прод-и при оценке ее конкурентосп-ти на внутр-м и межд-ном рынке;
4. резкое возрастание эк-ких последствий от испол-я продукции низкого качества.
Конкурентосп-ть прод-и — сложная категория, объедин-я совок-ть факторов, форм-мых различными видами деят-ти на пр-тии, важнейшими из кот-х являются: качество, сервисное и технич-е обслуживание, цена потребления и инновац-я деят-ть (новизна и технич-й ур-нь продукции и процессов).
Конкурентосп-ть прод-и (товара) - ее сп-сть отвечать треб-ям цел-го рынка этого вида товара.
Оценка конкурентосп-ти конкр-й прод-и производится на основе ее сопоставления с соотв-щей прод-ей др-х произв-лей (конкурентов). Пок-ли конкурентосп-ти опред-тся отношением полезного эф-та от испол-я прод-и к цене ее потребления.
Стр-ра оценки пок-лей конкурентосп-ти опр-тся на основе сложившейся практики в конкр-й отрасли с учетом ее особенностей и специфики целевого рынка (рынков). Цена товара неразрывно связана с его кач-вом и прямо пропорциональна его уровню.
|
|
Кач-во и цена прод-и являются важными, но не единств-ми факторами обеспе-я конкур-й позиции пр-я на рынке. Поэтому для достижения успеха недостаточно ограничиваться оценкой ур-ня конкурентосп-ти прод-и до выхода ее на рынок. Необходимо активно влиять на ситуацию на рынке, включая приобретение необходимого имиджа, стимулир-я спроса, решение вопросов кредитования покуп-лей и расширения сбытовой сети и др-е активные действия. Кач-во прод-и явл-тся гла-м фактором, форм-щим конкурентные преимущества пр-я в отрасли и на рынке.
Межд-ная орг-я по стандартизации (ИСО) опр-т кач-во как сов-сть св-в и хар-к прод-и (или услуги), кот-я обеспеч-т удовлетворение установл-х или предпол-х потребностей.
33. Система управления качеством продукции. Управление качеством не всегда означает обеспечение его совершенства, так как ориентировано на уровень качества, предполагаемый рынком. Управление качеством продукции представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе:
1. разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми свойствами;
2. оценка соответствия свойств изготавливаемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане;
3. принятие необходимых мер воздействия на процесс создания качества продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие;
4. изучение условий эксплуатации (или потребления продукции) с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции.
В мировой практике выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции:
- управление качеством как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.
- обеспечение качества как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его – у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петля качества».
- общее руководство качеством включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества. Осуществляется такая деятельность через функционирование системы качества (системы обеспечения качества).
- Всеобщее управление качеством подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц – сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом.
Система качества включает:
· Планирование качества предусматривает определение целей и требований к качеству, а также обоснованный выбор конкретной модели системы качества на предприятии. Планирование включает: идентификацию и оценку качества с учетом требований покупателей (в том числе прогнозируемых), формулирование целей и нормативных требований к необходимому качеству продукции и процессов, а также разработку программы качества, конкретных мероприятий по его улучшению и внедрение (совершенствование) конкретной модели системы качества на предприятии.
· Управление качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. Управление качеством предусматривает контроль качества, выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению и недопущению повторных отклонений и дефектов, а также организацию и контроль их реализации.
|
|
· Обеспечение качества охватывает и включает в себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества на предприятии, которые проводятся для создания и подтверждения достаточной уверенности как внутри предприятия, так и во внешней среде, что выпускаемая продукция или услуги, а также производственные и иные технологические процессы удовлетворяют всем сформулированным требованиям к качеству.
Улучшение качества представляет деятельность предприятия, включающую все виды конкретных действий, непосредственно влияющих или способствующих повышению его эффективности и результативности, с целью получения выгоды для него и покупателей. Эта деятельность направлена на достижение постоянного и непрерывного улучшения качества продукции и всей деятельности предприятия для получения результатов, лучших по сравнению с достигнутыми, что в конечном итоге принесет пользу потребителям, предприятию и его сотрудникам, а также обществу в целом.