Сознание как форма отражения действительности чел-ом: его сущность, системная природа, стр-ра и функции. Стратегии исследования сознания в современной фил-фии

Считается, что сознание – это специфический способ организации деятельности и отношения человека к миру, другому человеку и самому себе. Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, существующее в различных формах в неживой природе, живой природе и обществе. Отражение – это способность материальных объектов воспроизводить в своих изменениях особенности и черты взаимодействующих с ними объектов. Таким образом, сознание – это высшая форма социального отражения действительности человека, субъекта, идеальный образ объективного мира. Как психическое явление сознание синкретично и представляет собой процессы кодирования вербальной инф-ции и инф-ции от 5 органов чувств. Оно опосредовано бессознательным, волевым, эмоционально-чувственным, духовным, рациональным состоянием человека и выражено в языке.

Сознание представлено на всех уровнях организации материи:

*в неживой природе отражение равнозначно диффузии, перемещении, деформации;

*в органической природе отражение есть в растительном мире и оно дифференцировано; в психике животных отражение показывает рефлекы условные и безусловные, инстинкты, сигнальную коммуникацию;

*в соц. природе отражение называется сознанием. Отдельными явлениями сознания выступает искусств. интеллект, вирт. реальность, озарение, пророчество, ясновидение, гениальность.

Функции сознания:

*познавательная (получение знаний о действительности)

*аксиологическая (сознание даёт оценку всем явлениям и выстраивает иерархию ценностей)

*регулятивная (сознание определяет цели деят-сти, методы их достижения, концентрирует энергию в избранном направлении)

*коммуникативная

Структура сознания:

(Бессознательное выступает предметом изучения психоанализа, где оно – это вытеснённое из сознания или не представленное в нём, иррациональное по принципу удовольствия. Эмоц-чувств. имеет соц. характер. Волевое воплощает сознание в действительность. Рациональное рефлексивно. Духовное возвышает человека).

Традиции изучения С.:

*классический подход – отражает формулу Декарта Cogito ergo sum (мыслю – следовательно существую)

*постклассический – Cogito ergo sum. Сознание – жизненный прорыв (Берксон), это воля (Шопенгаауэр), воля к власти (Ницше), бессознательное важнее сознания и т.д.

3 парадигмы изучения сознания:

*субстанциальная: идеальное имеет объективный характер. И еловек всего лишь приобщается к языку, к вечным идеям (Платон), к абсолютному духу (Гегель), сущему (Аристотель);

*функциональная показывает связи между словами и вещами (Фукко), бессознательностью и реальностью, мыслями и объектами;

*экзистенциальная изуч. сознание как способ привнесения смысла в собственную и социальную жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: