Метод фокальных объектов - эвристический метод, ориентированный на поиск идей в неожиданных направлениях. Автором методики является Ч. Вайтинг (1958г.).
Метод прост в освоении, легок в применении и позволяет за весьма короткое время создать большое количество инновационных идей, не имеющих аналогов на рынке.
Фокальный объект – объект (отдельный предмет, вещь, товар или услуга, организация в целом или ее отдельное подразделение), попавший в фокус нашего внимания.
Суть МФО: перенос на фокальный объект свойства других случайно выбранных объектов или явлений.
В МФО используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайностей. Результативность поиска с помощью этого метода во многом определяется умением пользователя выстраивать ассоциативные цепочки.
Метод предъявляет высокие требования к воображению пользователя.
МФО включает следующие шаги:
• Определение объекта изменения/обновления фокального объекта. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, организация в целом или ее отдельные подразделения.
|
|
• Выбор случайных объектов. Случайные объекты никак не должны быть связаны с фокальным. Если в качестве фокального объекта выбрано «окно», то в качестве случайных объектов не рекомендуется выбирать подоконник, стены или шторы.
Если в качестве фокального объекта выбрана услуга или какое-либо «действо», то в качестве случайных объектов необходимо выбрать:
• «живые» объекты, например: растения, животные, профессии и т.д.;
• объекты «действо», например: цирк, сумасшедший дом, завод и т.д.;
• явления природы, например: гроза, водопад, пожар и т.д.
• Определение свойств случайных объектов, отобранных на шаге 2. У случайных объектов необходимо найти и выписать максимум их свойств, характеристик и функций, при этом надо стараться избегать общеупотребительных терминов, таких как, красивый, удобный, модный, надежный и т.д. Эти термины подходят почти к любому объекту и несут в себе большой заряд психологической инерции, поэтому высока вероятность того, что на четвертом и пятом шаге они дадут «пустое» соотношение. Найденные параметры случайных объектов формулируются одним словом и заносятся в таблицу автоматически, не раздумывая.
В таблице 3 приведен пример заполнения таблицы для случайных объектов. В качестве фокального объекта выбрана настольная лампа.
Таблица 3 – Таблица свойств случайных объектов
№ | Случайные объекты и их свойства | |
А Кошка | B Портфель | |
меховая | переносной | |
мяукает | вместительный | |
прыгает | ранец | |
теплая | кожаный | |
полосатая | закрывается |
4. Связывание найденных на шаге 3 параметров с фокальным объектом. Этот этап важен. Необходимо совместить фокальный объект со всеми свойствами случайных объектов, соединив их в читаемое словосочетание, не пропустив ни одного из них.
|
|
Все варианты полученных сочетаний для рассматриваемого примера:
ФО + А1 = меховая настольная лампа
ФО + А2 = настольная лампа мяукает
ФО + А3 = прыгающая настольная лампа
ФО + А4 = теплая настольная лампа
ФО + А5 = полосатая настольная лампа
ФО + В1 = переносная настольная лампа
ФО + В2 = вместительная настольная лампа
ФО + В3 = настольная лампа ранец
ФО + В4 = кожаная настольная лампа
ФО + В5 = закрывающаяся настольная лампа
• Поиск ассоциативных решений конкретной проблемы по аналогии с полученными на шаге 4 соотношениями.
Самый творческий этап МФО, когда необходимо творчески подойти к рассмотрению каждого получившегося словосочетания и не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение. На этом шаге необходимо ответить на несколько вопросов: «Что получилось?», «Где это можно использовать?», «Кому это надо?».