PEST – анализ – метод анализа внешней среды на макроуровне. Любая компания существует в тесном единстве с внешним окружением, которое играет большую роль в ее жизни, так как служит источником ресурсов, необходимых для поддержания деятельности. Компания получает энергию, информацию, человеческие ресурсы из внешней среды, преобразует их в услуг (товары) и передает во внешнюю среду.
Можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на компанию:
• факторы непосредственного окружения и
• факторы макросреды (макроокружение).
Наиболее известным методом анализа макросреды является PEST – анализ, который проводится экспертным путем. Задача экспертов состоит в том, чтобы оценить степень влияния и вероятность влияния различных факторов внешней среды на компанию.
Результатом PEST – анализа является выбор основных факторов внешней макросреды, которые будут создавать возможности и угрозы для компании в прогнозируемом периоде.
Технология проведения PEST – анализа
1 этап. Формирование экспертной группы, выбор балльной шкалы и факторов для оценки
В таблице в качестве примера приведен перечень факторов макроокружения, выбранных для оценки их влияния на деятельность гипотетической фирмы ТТТ. Количество экспертов – 4 (рекомендуется не менее 7!). Оценки выставляются по 7-балльной шкале (1 – низшая оценка, 7 – высшая).
Состав факторов каждой категории зависти от сферы деятельности организации.
2 этап. Оценка степени влияния факторов макросреды.Балл 1 – очень слабое влияние, 7 – самое сильное влияние.
3 этап. Определение степени вероятности влияния факторов макросреды на деятельность фирмы ТТТ.
1 балл – очень слабое влияние, 7 – самое сильное влияние.
Кроме оценки фактора эксперты указывают направление влияния фактора:
«-» - отрицательное,
«+» -положительное.
Экспертные оценки степени влияния факторов макросреды на деятельность фирмы
ТТТ представлены в таблице 6.
Взвешенная средняя оценка каждого фактора получена как произведение средней оценки этого фактора на его весовой коэффициент.
4 этап. Построение графика и анализ полученных данных.