Широко известными методами сбора необходимой информации являются анкетирование и проведение опросов экспертов.
Анкета представляет собой основной канал получения данных от респондентов. Получившие эти данные исследователи после соответствующей обработки передадут их руководителям компаний, принимающим то или иное решение. Указанный канал выполняет две основные коммуникационные задачи:
• сообщает респонденту о направленности интересов исследователя;
• доносит до исследователя мнение респондента.
Существует определенная специфика анкет, ориентированных на каждый вид опроса (личный, почтовый, телефонный и пр.).
В ряде случаев в анкету включают вопросы, не связанные напрямую с получением необходимой информации. Что это за случаи?
Обычно исследователи стараются использовать следующие подходы:
• в самом начале анкеты утверждается, что обсуждаемая проблема постоянно изучается, и это исследование – далеко не первое;
• затрагивающие чувства респондента вопросы помещаются в конец анкеты;
• вопросы формулируются так, как будто они адресованы третьим лицам/другим людям;
• сложный (в плане получения достоверной информации) вопрос помещается в группу вопросов, на которые респондент должен легко ответить;
• вместо вопроса о конкретных цифрах (например, дохода) предоставляются категории для выбора. В личных опросах респонденту предлагается назвать номер одной из предложенных карточек (на каждой из них написан диапазон годового дохода).
Разработка анкеты. В принципе, не существует единых правил составления анкет. Однако можно говорить о процедуре разработки анкеты, при использовании которой проблема достоверности собранных данных сводится к минимуму.
Рассмотрим основные этапы процедуры разработки анкеты:
• Составление полного списка всех потребностей в информации, четкое определение групп респондентов.
• Определение типа анкеты.
• Определение содержания вопросов.
• Определение типа каждого вопроса.
• Определение типа анкеты. Чаще всего исследователь выбирает между личным интервью, телефонным опросом и рассылкой анкет по почте. Выбор того или иного варианта в значительной степени определяется типом информации, которую нужно будет собрать. Тип анкеты определяет содержание и величину анкеты, а также формулировки и порядок вопросов. На данном этапе исследователь должен точно определить методику сбора данных, а также их анализа.
• Определение содержания вопросов. После определения характера требуемой информации и методов ее получения переходим к составлению собственно анкеты и формулированию вопросов. По мере составления вопросов, целесообразно задумываться над следующими моментами:
• Нужен ли этот конкретный вопрос? Избегаем включения в анкету не имеющих к цели исследования вопросов;
• Имеет ли смысл разбить конкретный вопрос на два и более? Некоторые вопросы могут содержать два и более важных элемента. В этом случае рационально интерпретировать ответ будет крайне непросто. Чаще всего это имеет отношение к вопросам, содержащим слово «почему?»обладает ли респондент искомой информацией? Здесь есть еще три дополнительных момента – есть ли у респондента опыт в отношении изучаемого вопроса? Запомнил ли он реально искомую информацию? Должен ли он проделать какую-то работу, чтобы получить эту информацию?






