Краткая теоретическая справка

Квалиметрия наука о способах измерения и качественной оценки качества товаров и услуг. Имеет 2 корня Квали (с лат. качество) и метрио (греч. измерять).

В настоящие время в квалиметрии выделилось 2 направления:

1. Теоретическое – абстрагируется от конкретных объектов и изучает только общие закономерности математической модели, связанных с оценкой качества.

2. Задачи прикладной квалиметрии – разработка конкретной методики и математических моделей для оценки качества конкретных объектов:

-Обоснование номенклатуры показателей качества;

-Разработка методов определения показателей качества и их оптимизация;

-Оптимизация типов размеров и параметрических рядов изделий;

-Разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования.

В прикладной квалиметрии по характеризуемым свойствам применяют 14 основных групп показателей.

1. Показатели назначения: они характеризуют свойства объекта, определяющие основные функции, для которых они предназначены, и обусловливают область применения этой продукции.

2. Показатели надежности: надежность – одно из основных свойств продукции.

Надежность – свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции. Включают 4 показателя:

- Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в некоторой наработке.

- Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособное до наступления предельного состояния, когда требуется ремонт или техническое обслуживание (средний ресурс до ремонта, до списания, срок службы, срок гарантии).

- Ремонто-пригодность – свойство изделия, которое заключается в приспособленности объекта предупреждению и обнаружению причин отказов и повреждений и восстановление работоспособного состояния.

- Сохраняемость – свойство, которое позволяет сохранять работоспособность объекта после хранения и транспортировки.

3. Показатели технологичности – характеризуют свойства объекта, которые обуславливают оптимальное распределение затрат материалов, труда, времени при технической подготовке, изготовлении и эксплуатации объекта.

4. Показатели стандартизации и унификации – показатели характеризуют насыщенность объекта унифицированными и оригинальными частями.

5. Эргономические – характеризуют удобство и комфорт эксплуатации изделия, в системе человек – изделие – среда эксплуатации (использования)

6. Эстетические – характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство товарного вида.

7. Экологические – характеризуют уровень воздействия объекта на окружаю среду и здоровье человека.

8. Показатели безопасности – характеризуют особенности продукции, обеспечивают безопасность человека при использовании продукции.

9. Показатели транспортабельности – характеризуют приспособленность продукции к ее транспортировке.

10. Показатели патентно-правовые – характеризуют степень обновления технических решений, используемых в продукции, и их патентную защиту.

11. Сервисный показатель – к ним относятся показатели характеризующие наличие сервисных структур, уровень качества сервисного обслуживания, стоимость обучения, монтажа, гарантийные сроки, стоимость утилизации, стоимость использования.

12. Показатели вторичного использования или утилизации – показывает вторичное использование, трудоемкость утилизации, уничтожение.

13. Экономические показатели – главным из которых является себестоимость изготовления продукции, а это в конечном итоге цена для потребителя.

Показатели качества продукции

Единичные комплексные

Относительные базовые

Групповые Интегральные обобщенные

Единичный показатель – показатель, который относится только к одному свойству продукции.

Базовый показатель – показатель, принятый как эталон.

Относительный показатель – отношение единичного показателя к базовому.

Комплексный показатель – показатель, который относится к нескольким свойствам продукции или характеризует изделие или продукцию в целом.

Интегральный показатель – комплексный показатель, который отражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации в натуральном или стоимостном отношении к затратам на создание и потребление продукции.

Рост интегрального показателя качества обеспечивается или за счет увеличения полезного эффекта или за счет снижения издержек на создание и эксплуатацию продукции или услуг.

Обобщенный показатель – показатель, на основе которого принято оценивать ее качество. Может быть интегрированным или каким-нибудь комплексным.

Групповой показатель – относится к определенной группе свойств.

Методы показателей качества можно условно группировать в 2 группы.

По способу получения информации о продукции или услуги:

1. Измерительный – основан на определении показателей качества при помощи технических измерительных средств. Этот метод в ОАО «РЖД» широко используется в структурных подразделениях занимается ТО и ТР постоянных устройств.

2. Регистрационный – основан на использовании показателей путем подсчета числа определенных событий. Этот метод широко используется во всех подразделениях ОАО «РЖД».

3. Расчетный – основан на использовании теоретических или эмпирических (опытных) зависимостей показателей качества от параметров продукции.

4. Органомитический – основан на получении информации с помощью органов чувств, обоняния, осязания, органов зрения.

По источникам получения информации о качестве:

1. Традиционный – оценка качества работниками экспериментальных лабораторных другими способами измерения.

2. Экспериментальный – осуществляется экспериментальной комиссией, в которую входят специалисты, обладающие знаниями об экспериментальной продукции.

3. Социологический – основан на сборе и анализе данных, которые получают путем опроса потребителей о качестве товара или услуги.

Показатели качества грузовых перевозок и их характеристика

В стандарте установлена следующая номенклатура основных групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам грузовых перевозок:

- показатели своевременности выполнения перевозки;

- показатели сохранности перевозимых грузов;

- экономические показатели.

Своевременность выполнения перевозки характеризуется показателями перевозки груза к назначенному сроку:

- регулярности прибытия груза;

- срочности перевозки груза.

Показатели перевозки груза к назначенному сроку характеризуют свойства перевозки, обусловленные точностью прибытия груза к заранее установленному (заданному) сроку. К ним относятся:

- среднее отклонение прибытий груза от назначенного срока, сут, ч (мин);

- среднее превышение назначенного срока, сут, ч (мин);

- максимальное превышение назначенного срока, сут, ч (мин);

- максимально допустимое отклонение от назначенного срока, сут, ч (мин);

- число отклонений прибытий груза к назначенному сроку, %;

- число прибытий грузов к назначенному сроку, %.

Показатели регулярности прибытия груза характеризуют частоту поступлений груза за установленный (заданный) отрезок времени.

К этим показателям относят:

- среднее число прибытий груза за единицу времени (час, сутки, неделю), ед./сут;

- минимальное число прибытий груза за единицу времени (час, сутки, неделю), ед./сут;

- среднее время между поступлениями груза, сут, ч (мин);

- максимальное время между поступлениями груза, сут, ч (мин);

- минимальное время между поступлениями груза, сут, ч (мин);

- число отклонений от установленной регулярности поступления груза, %;

- число поступлений грузов с заданной (согласованной) регулярностью, %.

Показатели срочности перевозки груза определяют время нахождения груза в процессе перевозки или скоростью перемещения груза.

К показателям срочности перевозки относят:

- нормативное (договорное) время перевозки груза, сут, ч (мин);

- среднее время перевозки груза, сут, ч (мин);

- максимально допустимое время перевозки груза, сут, ч (мин);

- максимальное отклонение от среднего времени перевозки груза, сут,ч (мин);

- процент прибытий груза в сверхнормативное время, %;

- среднее отклонение от нормативного времени, сут,ч (мин);

- средняя скорость перевозки груза, сут, км/ч;

- суточный пробег транспортного средства, км/сут;

- число прибытий груза за нормативное время, %.

Показатели сохранности перевозки в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются на показатели перевозки грузов:

- без потерь;

- без повреждений;

- без пропажи;

- без загрязнения.

Показатели перевозки груза без потерь характеризуют свойство транспортной услуги сохранять массу груза одинаковой в начале и конце перевозки или уменьшенной в соответствии с установленными нормами естественной убыли. Этот показатель прежде всего необходимо использовать при перевозке насыпных, навалочных и скоропортящихся грузов.

К показателям перевозки грузов без потерь относят:

- нормы убыли, %;

- удельные потери груза, кг/т;

- среднюю потерю грузов при перевозке, т, кг;

- стоимость потерь груза при транспортировке, руб./т;

- количество грузов, доставленных без потерь, %.

- коэффициент снижения качества грузов при перевозке.

Показатели перевозки грузов без повреждений характеризуют свойство транспортной услуги обеспечивать сохраняемость грузов в течение времени перевозки и их пригодность к использованию по назначению после перевозки. Этот показатель рекомендуется использовать при перевозке готовой продукции бытового и производственно-технического назначения.

К показателям перевозки грузов без повреждений относят:

- - долю грузов, перевезенных без повреждений, %;

- - средний ущерб от повреждений груза, руб.;

- - удельные издержки от повреждений груза, руб./т.

Показатели перевозки грузов без пропажи характеризуют свойство транспортной услуги сохранять число мест груза одинаковым в начале перевозки и после ее завершения.

К этим показателям относят:

- удельные издержки от несохранной перевозки, руб./т;

- долю пропажи грузов при перевозке, %;

- средний ущерб от пропажи грузов, руб.

Показатели перевозки грузов без загрязнений характеризуют свойство транспортной услуги сохранять чистоту перевозимого груза в соответствии с установленными нормами и требованиями. К ним относят:

- коэффициент загрязнения грузов при перевозке (отношение количества загрязненных грузов к общему количеству перевезенных грузов) %;

- груз, не принятый грузополучателем после перевозки из-за загрязнения, т.

- допустимый процент посторонних примесей в грузе, %;

- долю посторонних примесей в грузе, %.

При оценке уровня качества грузовых перевозок необходимо учитывать экономические показатели, характеризующие элементные или общие затраты, связанные с перевозочным процессом в целом или выполнением отдельных работ при доставке груза.

Экономическими показателями эффективности грузовых перевозок являются:

удельные затраты на транспортировку грузов различными видами транспорта, руб./т. км;

удельные полные расходы на доставку груза, руб./т;

затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ, руб./т;

процент транспортных издержек в себестоимости продукции (товара), %.

Практические задания по теме 2:

Вопросы для дискуссии:

1. Что такое показатель качества? Как определяется набор показателей для конкретной продукции?

2. Весь ли набор показателей качества применяется для всех видов продукции? Приведите пример.

3. Что такое показатели назначения? Увеличивается ли со временем их количество для каких-то определенных видов продукции?

4. Перечислите показатели назначения для холодильника, телевизора, конфет, минеральной воды.

5. Рассказать о показателях безотказности. Почему им придается такое большое значение в последние десятилетия?

6. Рассказать о показателях долговечности, связи между долговечностью и ресурсосбережением.

7. Рассказать о показателях ремонтопригодности.

8. Для чего потребителям техники производственного назначения необходимо знание показателей надежности?

9. Рассказать о сохраняемости.

10. Какие показатели экономного использования вы можете привести для автомобиля, паровой турбины, холодильника, пресса для изготовления резиновых манжет?

11. Почему в современных условиях стали особенно важны показатели эргономичности?

12. Зачем необходимы показатели гигиеничности, если по всем вредным воздействиям есть предельно допустимые значения?

13. Как можно использовать показатели гигиеничности в конкурентной борьбе?

14. Рассказать об антропометрических и физиологических показателях.

15. Почему возросла роль психологических показателей в информационной экономике?

16. Что такое эстетические показатели.

17. Рассказать о показателях технологичности.

18. Рассказать о показателях транспортабельности.

19. В чем заключается для потребителя значение показателей стандартизации и унификации?

20. Рассказать об экологических показателях и показателях безопасности.

21. Рассказать о приоритетности различных направлений повышения качества.

Темы для докладов

1. Показатели качества пассажирских перевозок.

2. Требования к показателям качества транспортной компании.

3. Роль государства в определении показателей качества ОАО «РЖД».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: