Версии международных стандартов ИСО 9000 2000 и 2008 г. позволяют избегать ситуации, при которой документирование является самоцелью.
Предназначение документации СМК – предать смысл и последовательность действиям, при которых управление становится более эффективным, характер и степень документирования, форма и носители документации определяется только самой организацией, за исключением обязательной статистической документацией
Под документированием СМК понимается разработка документов для её эффективного функционирования.
Основные задачи документирования СМК:
1. Установление и нормирование работ в СМК.
2. Обеспечение идентификации и прослеживаемости продукции и контрольно-измерительных приборов.
3. Обеспечение проверяемости оценки качества продукции и СМК.
4. Обеспечение воспроизводительности процессов МК.
Документом СК считается любой материальный носитель её в системе качества, которая содержит информацию и реквизиты, позволяющие идентифицировать данную информацию.
Документация должна отвечать следующим требованиям:
- системность;
- комплексность;
- полнота;
- адресность;
- содержание только практически выполнимых требований;
- понятность всем пользователям;
- актуализированность;
- идентифицируемость;
- соответствие требованиям стандартов ИСО 9000;
- утверждение полномочными должностными лицами.
Если не соблюдено хотя бы одно из требований – это уменьшает эффективность документации.
Вся управленческая деятельность осуществляется на основании документов и документами подтверждается. В основе эффективного управления лежит девиз: «Всё записанное выполняется, всё, что делается, обязательно документируется».
Структура документов СМК включает в себя 3 уровня :
Кроме документов СМК, в которой содержится требование к выполнению работ, СМК предусматривает ещё и ведение записи, в которых отражается ход выполнения требований, записанных в документах, достижение результата.
В соответствии со стандартом ИСО 9001-2008 «Требования», наличие следующих шести документированных процедур в организации является обязательным.
1. Управление документацией – эта документированная процедура должна предусматривать:
-проверки документов на соответствие фактическому состоянию дел до их выпуска;
-анализ и актуализацию по мере необходимости и переутверждении документов;
-обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;
-обеспечение сохранности документов чёткими и легко идентифицированными;
-обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управления их рассылкой;
-предотвращение не преднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.
2. Документированная процедура управления записями предусматривает порядок идентификации хранения, защиты, восстановления, определение сроков хранения и изъятия записей по качеству.
3. Документированная процедура внутренний аудит – должна предусматривать ответственность и требования к проведению аудитов, а также требования к отчёту о результатах и поддержании в рабочем состоянии записей по аудиту.
4. Документированная процедура управлением несоответствующей продукции – эта процедура должна предусматривать средства управления соответствующую ответственность и полномочия для управления несоответствующей продукцией.
5. Корректирующие действия – процедура должна предусматривать:
-анализ несоответствий, включая жалобы потребителей;
-установление причин несоответствия;
-разработка действий для избегания повторных несоответствий;
-осуществление необходимых действий для ликвидации несоответствия;
-ведение записей по результатам предпринятых действий;
-анализ предпринятых корректирующих действий.
6. Предупреждающие действия – процедура должна предусматривать:
- установление потенциальных несоответствий и их причин;
- разработка действий с целью предупреждения несоответствия;
- осуществление необходимых действий;
- ведение записи по предупреждающим действиям;
- анализ предупреждающих действий.