Управленческие идеи и их реализация в хозяйственной практике

Идея — это своеобразный прыжок в неизвестность. Невозможно точно предсказать, когда она возникнет. Но хорошо известно то, что для появления идеи необходим ее поиск. Основой этого процесса есть не простая фиксация фактов, которых множество, а их всестороннее продумывание, анализ, изуче­ние. Есть разные методы выработки идей, но наиболее распространенным и полезным есть метод мозгового штурма или "мозговой атаки". Он позволяет быстрее искать идеи. Присущая этому методу свобода дает возможность оце­нивать фантастические и необычные идеи.

Процедура мозгового штурма состоит из следующих стадий: краткое из­ложение проблемы; запись краткого изложения проблемы на пустом бланке


8 Глава 12

или доске; определение времени прекращения дальнейшей работы. Во время мозгового штурма любые идеи записываются, но не оцениваются. После окон­чания проделанной предварительной работы все идеи приводятся в логичес­кий порядок и каждая обсуждается.

Как только появился запас идей, необходимо провести жесткий отсев. Однако разумно не позволять себе отбрасывать предложения до того, как бу­дут оценены их достоинства. Старайтесь отказаться от той или иной идеи на основе логики, а не эмоций. Каждую идею необходимо проанализировать, ис­ходя из таких критериев: насколько вероятна ее плодотворность? Сможете ли вы ее "заставить" работать? Является ли она лучшей среди других воз­можностей?

Вашей целью является выбор подхода, имеющего наибольшие шансы на успех и осуществимого на практике. Если уж идея выбрана — разумно, храб­ро и настойчиво добивайтесь ее реализации.

Идея — это эмбрион поступков, и, чтобы осуществиться, она должна быть применена на практике. Для иллюстрации процедуры выработки идей мож­но воспользоваться таблицей (см. табл. 22).

Из конкретного набора вопросов выбирайте любой объект анализа и начи­найте "мозговую атаку". Таблица мозговой атаки представляет большой вы­бор направлений поиска, анализ которых может дать интересные и полезные

Таблица 22. Перечень вопросов процесса мозговой атаки


Можно ли сделать продукт или работу более легкими?

Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса?

Можно ли сделать это более приятным?

Можно ли сделать это более удобным?

Можно ли что-нибудь добавить в него, чтобы повысить его ценность?

Можно ли это соединить и развить вместе с другими изобретениями?

Можно ли это сделать более удобным в пользовании или портативным?

Можно ли улучшить способы распро­странения?

Можно ли улучшить упаковку?

Что еще можно улучшить?


Можно ли найти непортящуюся более прочную форму?

Можно ли сделать это более безопасным?

Можно ли сделать это более полезным?

Можно ли приспособить это к чему-то другому?

Можно ли это сделать более надежным?

Каким другим образом можно сделать это более эффективным?

Можно ли это сделать более дешевым?

Можно ли сделать это более привлека­тельным и ярким на вид?

Можно ли расширить сферу использова­ния продукта, сделать его многоцелевым?

____________________________________


Формирование личности менеджера



идеи. Слишком часто мы принимаем наше окружение как должное. Теперь же предлагается изучить окружающий вас мир аналитично и изменить его. Важно придерживаться здесь принципа: остановитесь, всмотритесь и дей­ствуйте немедленно.

Можно попробовать применить описанный метод к какому-нибудь про­дукту индивидуально или группой. Отнеситесь к этому не как к заданию, а как к игре.

На вопрос, где и как рождаются идеи, можно ответить примерно так: "Всег­да, везде и в любых условиях, при этом ваш возраст не играет решающей роли".

Для того чтобы сделать идею прибыльной, можно поступить следующим образом.

Во-первых, запишите свою идею. Пусть даже бессвязно. Не пытайтесь создать литературный шедевр. Сформулируйте, какую пользу она может при­нести. Если это какое-то новое изделие, нарисуйте его. Ежели это процесс — опишите. Это необходимо сделать для того, чтобы уточнить свою мысль, а также и для выяснения вопроса: так ли уж хорошо выглядит ваша идея на бумаге как в голове. С этого момента думайте над тем, как потом оформить патент. Продумайте тщательно возможности применения вашей идеи, конеч­ный итог проделанной вами работы, отличия данной идеи от других подоб­ных ей.

Во-вторых, попробуйте сделать макет. Если вам трудно сделать самому, попросите кого-нибудь помочь вам. По этому макету можно определить, бу­дет ли ваша идея иметь широкое практическое применение или нет. Имея перед собой макет, легче понять, как лучше сформулировать саму идею.

В-третьих, попытайтесь беспристрастно определить ценность своей идеи. Никогда не спрашивайте об этом жену или близких. Они могут не захотеть причинить вам огорчение или разочарование. Или же, наоборот, для того, чтобы опустить вас к своему уровню, могут приуменьшить значение апроби­руемой идеи и расхолодят вас. Наилучший путь — использование специаль­ных тестов (как это обычно делают эксперты, получающие независимые ни от кого результаты).

Далее можно довести созданный вами продукт до такого уровня, чтобы потребитель предпочел его. В противном случае следует серьезно задуматься над тем, не бросить ли свою идею вообще. Если борются чувство и разум, всегда оставайтесь на стороне разума. Для того чтобы не потерять уверенно­сти в себе, бросая неудавшееся дело, сразу же беритесь за новое. Помните, что и эксперты высочайшего уровня, великие Умы с большой буквы, не так уже редко испытывали провалы. Неудачи — это почти неизбежный элемент ро­ста. Идея, которая родится у вас после провала, возможно будет даже гораздо интереснее предыдущей.

Здесь важно не прекращать усилий. Наоборот, следует их приумножить. Иначе задуманный конечный успех может остаться благим пожеланием. Кратко рассмотрим этот аспект творчества менеджера, исследователя.

24 — 5-1823


370 Глава 12

Приумножение усилий и результатов. Для того, чтобы получить большие доходы и добиться прочного финансового положения, вы должны развивать свою интеллектуальную силу, мыслительный потенциал. Традиционно мно­гие считают, что для достижения материального, в том числе финансового благосостояния, человеку необходимо постоянно работать. Но, буквально "но­каутируя" себя тяжелой работой, вы не можете гарантировать успех. Некото­рые руководители считают, что они все должны взваливать на себя, а это абсолютно неверно. Для того, чтобы добиться успеха в любом деле, следует продумать, каким образом можно умножить свои усилия. Человек, работаю­щий один, обычно получает доход, соответствующий его непосредственной деятельности. Максимальную же отдачу за вложенные в дело усилия он по­лучит лишь в случае, если добьется самоумножающихся результатов. К со­жалению, относительно мало людей умеют направить свой интеллект на при­умножение результатов своего труда. Если поставить одну и ту же задачу перед двумя разными людьми, один из которых сориентирован на "приумно­жение", а другой — нет, то, как правило, происходит следующее.

Скажем, к примеру, если вопрос касается производства продукции, то пер­вый из них способен потратить бесконечно много времени на то, чтобы усо­вершенствовать оборудование или же упростить производство продукта. Он может начать производство продукции на несколько дней и даже месяцев позже, чем второй. Но когда это наконец произойдет, то первый будет выпу­скать лучшую по качеству продукцию, тратя на это минимум средств. Вто­рой испытуемый начнет действовать гораздо раньше своего коллеги, но из-за того, что он серьезно не продумал стоящую перед ним реальную задачу, он может затратить больше времени на свою деятельность, но получить более дорогой и худшего качества продукт, чем его коллега.

Если же мы поставим перед этими двумя предпринимателями задачу, касающуюся продажи какого-либо товара, то человек, ориентированный на "приумножение", непременно проверит покупательский спрос населения сна­чала в одном месте, затем, чтобы подтвердить результаты, — в другом, после чего начнет претворять свой план в жизнь и будет делать это уверенно и с оправданным успехом. Человек же, не сориентированный на "приумноже­ние", бросится немедленно продавать товар. Сразу начнет рекламировать свой товар и размещать его на рынке. Но затем вынужден будет остановиться, и, возможно, навсегда. И все потому, что он тщательно не продумал свою идею с точки зрения выгоды, закрепления положительного результата.

Заметим, что применять на практике принцип приумножения результа­тов не так легко, как может показаться на первый взгляд, потому что человек, прежде чем принять любое решение, должен сначала мысленно смоделиро­вать его результаты с точки зрения указанного принципа. Например, кто-то предлагает: "Давайте сделаем это таким образом". И так как идея этого человека звучит заманчиво, то многие обычно поддерживают ее нередко до тех пор, пока какой-нибудь благоразумный, рассудительный человек не спро­сит: "Если мы примем эту идею, то сможем ли применить ее не в узком, а в


Формирование личности менеджера



широком масштабе". Если ответ будет отрицательным, идею надо отбросить немедленно.

Опыт показывает: для того, чтобы реализовать идею, необходимо сначала обнаружить потребность, далее разработать способ ее удовлетворения, а затем убедить людей в выгодности пользования вашим творением, детищем ваше­го ума. Первые два шага открывают путь к предпринимательскому успеху, третий — обеспечивает его. Никогда не следует забывать, что предпринима­тель, бизнесмен, менеджер имеет дело с людьми.

Первая ваша задача — создать продукт. Вторая — донести его до нужных людей. Третья — заставить заговорить о нем, иначе говоря, чтобы продукт, изде­лие сами заговорили за себя. Как правило, успех возможен при соблюдении следующих требований. Идея должна быть новой в юридическом значении этого слова и представлена в конкретной форме (разработка, обоснование, макет). Правда, это не является гарантом того, что она обязательно будет реализована.

Предварительная проверка идей. Наиболее распространенная ошибка, которой необходимо избегать, — это переоценить свою идею. Энтузиазм иногда может помешать объективно оценить ее потенциал. Такую ошибку тем легче допустить, чем больше себя, своих идей и усилий вы вложили в идею. Как этого избежать?

Сначала попробуйте сформулировать сразу несколько идей. Используйте главным образом свой предыдущий опыт и личные соображения (наблюде­ния). Но нельзя пренебрегать интенсивным обсуждением с коллегами и члена­ми семьи. Как можно больше читайте, наблюдайте, прислушивайтесь, анализи­руйте, чтобы ощутить те тенденции в бизнесе, обществе, которые могут повли­ять на оценку вашей идеи. Проверьте каждую идею с помощью придирчивых вопросов. Например, с помощью вопросов, предложенных в табл. 23.

Таблица 23. Экспертная оценка идеи

Вопрос Да Возможно Нет Не важно
         
Существует ли на самом деле насущная необ­ходимость в этом товаре? Достаточно ли высоким является спрос, чтобы бизнес был прибыльным? Есть ли на рынке аналогичные товары, производимые конкуренты? Имеет ли ваш товар существенные для поку­пателя преимущества по сравнению с товара­ми конкурентов? Хорошо ли вы разработали процесс производ­ства товара? Не нарушаете ли вы, изготовляя товар, ка­кие-либо законы или правила?        

24»


372 Глава 12

Окончание табл. 23

         
Безопасен ли товар? Если ваш товар долгосрочного пользования, то как будет организовано послепродажное обслуживание? Способны ли вы привлечь финансовые ресур­сы, необходимые для производства и продви­жение товара на рынке? Какой срок окупаемости затрат для данного товара и выдержит ли ваша фирма этот период? Может ли товар в будущем быть модифици­рован, если его продажа будет успешной? Можно ли защитить товар патентом или авторским правом? Продуман ли вопрос снабжения и материаль­но-технического обеспечения и т. п.?        

Эти вопросы помогут вам отвергнуть нежизнеспособные идеи прежде, чем вы израсходуете на них деньги и время. Если вы не можете ответить на эти вопросы сразу, тогда, возможно, вам следует еще поработать над своей идеей.

Понятно, что разработка идей, их реализация в производстве не стоят в стороне от управленческой деятельности, которая объективно связана с рацио­нализацией времени руководителя, менеджера, предпринимателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: