Вопросы и задания для самоконтроля

1. Укажите объективную необходимость членения языкового факта.

2. По каким признакам противопоставил друг другу язык и речь Ф. де Соссюр?

З. Какое из соссюровских противопоставлений языка и речи можно считать основным: социальность языка и индивидуальность речи, средоточие в языке существенного и наличие в речи побочного, малосущественного или пассивность человека в отношении языка и его активность в речи?

При затруднении ответа на вопрос перечитайте следующий фрагмент текста.

4. Перефразируйте тезис Де Соссюра «…без языка речь не будет понятна, но речь необходима для того, чтобы установился язык» так, чтобы Вам стало полностью ясно его содержание.

5. Что понимают под текстом? Почему для описания языковых фактов нужно перевести речевые высказывания в тексты?


6. Какое объективное противоречие языкового факта лежит в основе различения системы и нормы языка?

7. В каких отношениях противопоставляются друг другу система и норма языка?

8. Как система и норма языка относятся к речи?

9. Можно ли представить себе ситуацию, когда в языке отсутствуют нормативные, но несистемные («невычисляемые») формы?

Вспомните в этой связи о существовании естественных и искусственных языков.

10. Выявите среди приводимых ниже форм те, которые принадлежат системе языка, но не принадлежат его норме; формы из сферы нормы, не имеющие отношения к системе; формы, принадлежащие одновременно системе и норме:

носильщик, несун, спустя рукава, ручка, ложка, стенка,

в роте = ‘во рту’, занятия = ‘урок’.


11. Соответственно заданию 10 проанализируйте следующие примеры: образование уменьшительного существительного человек человечек; отмеченное в детской речи обозначение большого кузнечика (саранчи) именем, полученным путем обратного образования, кузнек кузнечик; обозначение камеры сердца словом желудочек, словообразовательно вполне очевидно возводимым к слову желудок.

12. Чем различаются понятия нормы и узуса?

Являются ли варианты типа рус. искрá, лóскут, договора,

квáртал нормативными или узуальными?

При затруднении ответа на вопрос перечитайте следующий фрагмент текста.

13. Что такое литературная норма языка? На каком этапе развития языков она формируется?

14. Какое значение имеет различение системы и нормы языка для лингводидактики?


15. Где и под влиянием каких факторов возникают языковые новообразования?

16. Как взаимодействуют при проведения языковых новообразований система и норма языка?

При затруднении ответа на вопросы 15 и 16 перечитайте следующий фрагмент текста.

17. Что представляют собой синтагматические и парадигматические отношения?

18. Как противопоставляются друг другу единицы синтагматики и парадигматики?

19. Какое важнейшее свойство языка как системы обеспечивается различением синтагматики и парадигматики?

При затруднении ответа на вопрос перечитайте следующий фрагмент текста.

20. Как различаются обозначения синтагматических и парадигматических единиц?

21. Что понимают под парадигмами и синтагмами?

22. В чем заключается дистрибутивный анализ текста?


23. Выделите все синтагмы в следующих высказываниях:

Вихри враждебные веют над нами.

Я пришел к тебе с приветом.

Под горой текла река прозрачная.

24. Укажите возможные элементы парадигм, в которые входят выделенные слова в предложениях задания 23.

При затруднении выполнения заданий 23 и 24 перечитайте следующий фрагмент текста.

25. Каково минимальное число языковых парадигм? Чем оно обусловлено?

26. Как понимал соотношение синхронии и диахронии Ф. де Соссюр?

27. Почему язык всегда представляет собой равновесие статики и динамики?

28. Раскройте тезис «Язык функционирует и развивается как система».

При затруднении ответа на вопрос перечитайте следующий фрагмент текста.


29. Сравните формы в парах ноганожка, волкволчица и попытайтесть установить, какой согласный: смычный [г], [к] или шипящий [ж], [ч] является в данном случае первичным. Объясните ваше решение.

30. Какие аспекты членения языкового факта, по Вашему мнению, особенно значимы для практики преподавания языков?


Рекомендованная литература

Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 1996. – §§ 4 – 5.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983. – С. 20 – 24, 154 – 155.

Цитированная литература

В настоящем разделе показано возможное оформление библиографических ссылок (см. выше ссылки в квадратных скобках) и списков литературы в научных работах.

Балли Ш. Общая лингвистика и французская лингвистика: Пер. с франц. // В.А. Звегинцев. История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. – М.: Просвещение, 1965. – С. 42 – 59.

Бенвенист Э. Общая лингвистика: Пер. с франц. – М.: Прогресс, 1974. – 447 с.

Ельмслев Л. Язык и речь: Пер с франц. // В.А. Звегинцев. История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. – М.: Просвещение, 1965. – С. 111 – 120.


Ицкович В.А. Языковая норма. – М.: Просвещение, 1968. – 93 с.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – 2-е перераб. и доп. изд. – М.: ВШ, 1987. – 272 с.: ил.

Мыркин В.Я. Некоторые вопросы понятия речи и корреляции язык-речь // Вопросы языкознания. – 1970. – № 1. – С. 102 – 108.

Панов М.В. Русская фонетика. – М.: Просвещение, 1967. – 438 с.

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики: Пер. с франц. // Труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1977. – 695 с.

Степанов Ю.С. Основы языкознания. – М.: Просвещение, 1966. – 271 с.

В списке дан вариант наиболее принятого полного библиографического описания книг, отдельных работ в составе сборников и статей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: