Проблема метода в филос. и науке ХХ в

Метод – совок-ть приемов, способов, правил познават., теоретич. и практич., преобразующей деятел-ти людей. Эти приемы, правила устанавливаются не произвольно, а разраб-ся, исходя из закономер-тей изучаемых объектов.

Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действит-ть. Исследование методов позн. и практической деятел. явл. задачей особой дисциплины - методологии. При всем различии и многообр. методов они м.б. разделены на несколько основ. групп:

1. Всеобщие, Филос.ие методы, сфера применения наиболее широка: диалектико-материал. метод.

Диалектика - метод филос. Исслед., при кот. вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутр. противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизика - метод, противопол. диалектике, при кот. объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с т. зр. их взаимосвяз-ти); статично (игнорируется факт постоян. изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолют. истины, не уделяется внимания противоречиям).

Догматизм - восприятие окруж. мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер - был присущ средневек. теологич. Ф-фии. Эклектика - метод, основ. на произвол. соединении разрозненных, не имеющих единого творч. начала фактов, понятий, концепций, в рез-те кот. достиг-ся поверхностные, но внешне правдоподоб., кажущиеся достовер. выводы. (в сред. века - в религии, в наст. вр - в рекламе). Софистика - метод, основ. на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу / любой иной выгодной для принимающего этот метод. Распространена в Др. Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика - метод правильн. прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной Ф. При материалист. методе действит-ть восприним. как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус - проявление материи. Россия

2. Общенаучные методы, находящ. применение во всех науках. Они находят применение не на всех, а лишь на определ. этапах процесса познания. Индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция - на теоретич. уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на заключ. и т. д.

3. Частные, специальные методы, характ. для отдельных наук или областей практич. деятел.. Это методы химии или физики, биологии или матем., металлообр-ки, строит. дела.

4. Методики - приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Предмет познания обуславливает выбор метода исследования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: