Познание и истина. Истина и ценность. Истина и заблуждение

Истина - процесс адекватного (правильного) отражения действит. в сознании чел.. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолют. и относит. аспекты, кот. можно рассм-ть как относительно самостоят. истины.

В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. Объект. истина не зависит ни от чел., ни от человечества. В самой по себе действит. истин нет. Истиной характ-ся лишь наши познават. образы, наше знание о действит. Поэтому истина и субъективна.

Абсолютная истина - полное, исчерпыв., точное знание об объекте исслед-я, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины нам недоступны. Абсол. истина - это только регулятивн. идея, некот. идеал, к кот. нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. Абсол. истина - понятие потенциал. бесконечности челов. познания мира, предел, к кот. стремится наше знание.

Понятие " относит. истина " служит для обознач. конечных, ограничен. моментов челов. познания мира, приблизительности и несоверш-ва наших знаний о действит., определ. ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность. Зависит от реальных истор. условий своего времени. Абсол. и относит. истины - объективные. Разница - лишь в степени точности и полноты отраж-я действит.

Конкретность истины. Абстрактной истина не бывает. Истина всегда "приписана" к определен. месту и времени.

Критерием истины не м.б. публичное или всеобщее признание. Если какую-то инф-цию разделяет больш-во, это не значит, что на их стороне истина. В противном случае в разряд истин попали бы все предрассудки. Главным, решающим критерием явл. практика, т.е. матер. предметно-чувств. Деят-ть чел., направленная на реальное преобразование мира - природного и социального.

Ценности составляют особый раздел Ф – аксиологии. Сократ спрашивал «Что есть благо?». Ценность, как истина, но явл. свойством самой действит. Она возникает как отношение между миром природы и общ. и динамически применяется потребности чел. Ценностью явл. то, что обладает положит. значениями для чел.а; В отличии от истины оценка состоит не в достижении соответствия познания действит-ти веществ, а устанавл-ет значимость вещей для чел.а. Истинное знание, кот. м.б. предметом оценивания, характ-ся как ценность

Заблуждение - представление, не соответств. действит-ти, ложное представление. Это незнание, выдаваемое, принимаемое за знание; ложное представл-е, выдаваемое, принимаемое за истинное.

Истина - соответствие наших мыслей действит.. Ложь - несоответствие мыслей действит. Движение к истине состоит из двух этапов: поиска и установл. истины.

Поиск истины начинается с вопроса «что есть истина?» - когда чел. сопоставляет разные мнения об одном и том же или начинает сомневаться в истинности мнения. Установление истины - акт перехода от незнания к знанию, от заблуждения к знанию. В последнем случае говорят о прозрении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: