Развитие науки и становл. научн. рациональности

Основ. истор. этапы в развит. науки:

1. Античная наука. Характерна органичн. связь с Ф-ей. Наука пытается заглянуть в сферу умопостигаемого, где и начинается влияние на нее Ф. Созерцат. характер. Она выстраивается ради поиска истины, а не ради решения практич. задач. Характ-ся широким применением математ. форм доказательства, созерцательностью.

2. Средневек. европейская наука. Науке были присущи теологизм, схоластика, догматизм; она обслуживала соц. и практ. потребности религиоз. культуры. В этих условиях наука была вынуждена согласовывать свои истины («истины разума») с богословск. догматами. В сфере науки не было совершено прорыва. Отдельные идеи еще не позволяли совершить научн. Революцию в сфере теорет. знания.

3. Новоевропейская наука: классическая¸ неклассич. и постнеклас. В класс. науке - опора на авторитет знания (для обозначения образа новой науки предложен термин «science»). Становление неклас. научной картины мира осуществл-сь на основе представлений о мире как сложной системе, включ. микро-, макро- и мегамиры. Создавались предпосылки для построения целостн. картины природы, в кот. прослеж. иерархич. организованность Вселенной как сверхслож. системы. Постнеклас. наука - формирование этики ответств-сти научн. сооб-ва за применение науч. достижений. Наука не только ищет истину, но и определяет условия ее применения. Если классич. и неклас. науки ставили своей целью только поиск истины, а проблемы использ. и применения научн. открытий возлагали на об-во, то постнеклас. наука, включающая в свой предмет и антропоген. деят-ть, не может оставаться в стороне от решения этических проблем, связанных с влиянием научных открытий на различн. сферы чел. жизнедеят-ти.

Отличие научной рациональности от филос-й в том, что наука оказывается системой, кот. не включает в себя условия своего обоснования (непротивореч., но всегда неполной системой), не обосновывает язык, на кот. сама говорит, а Ф-я существует как полная «система», как выход в простр-во самообоснов-я. Типы научной рацион-ти. Наиболее отчетливую формулировку различия этих типов дает В. С. Стенин:«Классич. тип научной рацион-ти, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретич. объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности... Этот тип учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деят-ти. Экспликация этих связей рассматр-ся в качестве условий объективно-истин. описания и объясн. мира... Постнеклассич. тип научной рац-ти расширяет поле рефлексии над деятел-ю. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особ-тью средств и операций, но и с ценностно-целев. структурами. Эксплицируется связь внутринаучных целей с «ненаучными, соц. ценностями и целями».


Наука и общ-во. Сциентизм и антисциентизм. Наука нуждается в поддержке об-ва. Если в общ. фундамент. ценности окажутся несовместим. со специфич. ценностями науки, то соц. институт науки не сможет сущ-ть. Но полного соотв-вия между ценностями науки и общ. никогда не было. Напр., когда-то господствов. в общ-ве ценности долгое время препятств-ли использ-ю важного средства изучения анатомии чел, как вскрытие трупов.

Обществ. поддержка – финанс. ресурсы, кот. Общ. готово выделять для науч. исслед. Это и материал. ресурсы (земля, здания, оборуд., материалы, энергия), необход. для осуществл. научной деят. И интеллект. ресурсы, кроме того, науке необходим высокий общ. статус (престиж); общ-во должно поддерж. ценности науки, – это явл. 1 из решающих факторов формир-я науки в соц. институт

20 в. стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. К к. 20 в. развились высокие технологии, продолжился переход к информац. экономике. Благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Увеличились требования к работникам - большие знания, понимание новых технолог. процессов. Увеличилась доля работников умств. труда, научных. Вызванный НТП рост благосост-я и решение многих насущных проблем общ. породили веру широких масс в способность науки решать проблемы чел-ва и повышать качество жизни. Наука в совр. общ. играет важную роль во мног. отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки может служить 1-м из основ. показателей развития общ, а также это показатель эконом., культ., цивилиз., образов., совр. развития гос-ва. Очень важны функции науки как соц. силы в решении глобал. проблем соврем-ти.

Сциентизм и антисциентизм. Сциентизм - концепция, заключ. в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общ. Отриц. черты - не учитывает сложную системную организацию общ. жизни, в кот. наука занимает важное, но не доминирующее место. В качестве образца науки сциентизм рассм. естественные и точные. Сциентизм в Ф-ии находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению с др. науками, отрицание Ф. как особой формы общ. сознания.

Антисциентизм - настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем челов. сущ-ния, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную челов. сущ-нию. Ф-я рассм-ся как нечто принципиально отличное от науки, носящее чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и чел. Трактует соц.-гуманит. знание исключительно как форму сознания, к кот. неприменим принцип объект-ти научного исслед-я. Крайний антисц-зм приводит к требованиям ограничить и затормозить развитие науки.

Сциентисты приветствуют достижения науки. Антисц. испытывают предубежд-ть против науч. инноваций.

Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность. Антисц. – критич. отношение к науке.

Антисц.: несмотря на успехи науки, челов-во не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Сгущают краски, рисуя сценарии катастроф. развития челов-ва.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: