Свобода как соц. идеал и личная ценность. Свобода и ответств-ть

Родов. характер-ки чел. - разум, труд, творч-во, свобода и ответст-ть. Диалектика свободы и ответственности создает пространство выбора для личности, через кот. она реализует свою индивид-ть. Чел. всегда может осуществить свобод. выбор, но одно дело выбирать между ролью жертвы или палача, а совсем другое между разнообразием профессий, позиций и действий, кот. предоставляются че-ку в высокоразв. демокр. общ. Поэтому актуальна проблема прав и свобод личности, кот. решается различно в совр. Соц.-филос. теориях.

Ф-я издавна ориентир-ла че-ка на высш. ценности (истина, свобода – главн.). «Я дам Вам истину, и она сделает Вас свободн», - Сократ, Христос.

Сегодня отстаивать свободу означает: добиваться соц., полит. и юрид. прав и гарантий; учиться самостоятельно выбирать лидера, образ жизни, стиль одежды… Свобода индивида опирается на свободу остальных. Границу свободы 1 че-ка образует свобода др-го. Предполагается единство юрид. независимости и нравств. открытости, выраж. в признании свободы другого. Свобода гарант-ся правом, кот. связывает насилие принципами справед-ти. Своб. чел. имеет защиту от насилия и может выражать свою волю. Власть реализуется в ходе свободной борьбы сил.

Права свободного чел. реализуются в обществе, кот. обеспечивает изъявление его воли. Об-во, в кот. каждый чел. может рассчит-ть на признание, наз-ся демократическим.

Свобода связана с истиной, она перестала быть достоянием посвященных. Конечный эффект демократич. об-ва обусловлен решимостью населения отстаивать свободу.

Свобода и ответств. личности проявл. не только в сфере полит. жизни. Литература, театр, кинематограф XX в. анализируют ситуацию выбора и определяющих его факторов: моральные нормы, личные принципы или общ. мнение. Чел. учится выбирать, его учат выбирать и ему навязывают выбор. С одной стороны, любая свобода обременительна, а принуждение освобождает от ответств-ти. С другой – чел. может быть свободен, только принимая на себя ответств-ть за любой поступок, т.к. всегда можно поступить иначе.

В наст. время вряд ли найдется хотя бы одна серьезная концепция чел.а, абсолютизирующая свободу или несвоб. личности. Свобода и ответственность чел. находятся в диалектич. взаимосвязи: любая возможность выбора имеет рамки, создан. Об-вом и культурой, и любой выбор предполагает ответств-ть, т.к. влияет на условия и возможности выбора других людей. При этом расширяющиеся возможности коммун-ции создают многообр. уровни ответств-ти и свободы, в кот. конкрет. личность ищет свои жизн. смыслы и формирует жизн. практики.

Свобода и произвол / отчуждение / необходимость / фатум.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: