Философ. концепции чел.а: матер., антропоц., экзист., псианалит

В Новое время сделаны 3 великих открытия, снижавших значение чел. в его собств. глазах. – гелеоцентр. система Коперника, теория происхожд. чел. от обезьяны Дарвина и психоанализ Фрейда. Они низвергли чел.а с пьедестала венца творения. С др. стороны, процесс секуляризации на место Бога-творца поставил чел.-творца, на место божест. разума – челов. разум. Возникнов-е идеи чел.обога, сверхчел.а.

В XVIII в. возникает обособленная «философ. наука» «наука» о чел-ке, антропология. Кант продолжает: «Все филос. вопросы сводятся к 1 «Что есть чел.?». В 20 в. трансформация индустр. Ц. в информац. об-во также резко повышает роль челов. Индивид-ти, творч. начала чел. в развитии всех сфер об-ва.

Антропосоциогенез - процесс становл. Чел. как обществ. существа. В XIX в., после создания Дарвином эволюц. теории, распростр-сь трудовая теория происхожд. чел.а. Именно труд, создал чел.а. В ходе труд. деят. рука становится более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, сплочение людей и возникает потребность что-то сказать.

В Др. Греции – материалист. понимание чел. - греческое мышление вещно. Античные греки открывают «душу», но понимают под ней нечто квазителесное, скрытое внутри вещи и приводящее ее в движение. Для грека чел. мыслит всем телом, значит, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо бегать, хорошо метать диск.

Образ чел.а Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию чел. жизни. Чел. отрывается от него. На место Бога он ставит «чел.обога». Ф-я Р. Декарта- «чел. - мыслящая вещь». Вша, в течение веков обращенные на небо, обратились внутрь чел, Субъективность - критерий всего сущест-го. «мыслю, следоват., существую». Главная сфера челов. Деят. - познание. Гл. метод познания - рефлексия. Отношение чел. с природой - отношение господства и подчинения. Чел-к, согласно материал. антропологии, реализует себя как целостность, и не только потому, что для него свойств. нераздельность тела и духа, но и потому, что не только чел. - момент движения обществ. сис-мы, но и общ. - момент движения чел., понимаемого как всеобщее и бесконечное существо.

Фрейд открыл вид бессознательного, кот. не схватывается сознанием и в то же время определяет его, а значит, поведение, деят-ть всю жизнь чел. Присутствие бессозн. определяет неск. структур внутр. мира чел.: бессознат, подсознат., цензура между ними. «Оно», «Я», «Сверх-Я» или бессознат., сознание и сверхсознание. Психика подчиняется 2-м принципам: реальности и наслаждения. Че-ку присущи фундаментал. влечения: эроти­ческое и агрессивное, деструктивное (Эрос и Танатос). Блокировать агрессивные интенции челов. Природы может культура. Кул. выводится из че-ка. В будущем на место «Оно» д-но стать «Я».

Экзистенциализм, Ф-я существования исходит из отсутствия природы чел.а как таковой. Сартр. Нет никакой природы чел.а, как нет и Бога, кот. бы ее задумал. Чел. сам создает свою сущность, а следовательно, Он - существо, устремл. в будущее. «Чел. - это будущее че-ка». Чел. - это свобода, он осужден быть свободным. И отвечать за все, что делает.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: