Современная религиозная Ф-я

Широким спектром филос.учений.

Неотомизм. возник во второй половине ХIХ в., когда в 1879 г. папа Лев Х111 обратился с энцикликой (посланием) «О восстановлении в католических школах христианской Ф-и в духе ангельского доктора святого Фомы Аквинского». В самом Ватикане, затем в Бельгии и др.странах были созданы центры и кафедры, и даже институты по развитию томизма. Границы влияния неотомизма охватывают католич. страны: Италию, Испанию и др.

Представители неотомизма Ж. Маритен, Г. Веттер, И. Бохенский, В. Маркони и др. подчеркивают, что в неотомизме сохраняются все исходные принципы томизма. Они отстаивают постулат о гармонии веры и разума. Назначение разума они видят в том, чтобы доказывать основные положения христианского вероучения – существ-е бога, бессмертия души и др. Они подчеркивают огранич-ть разума, а значит научного познания. Свету разума недоступны глубокие тайны религиозного учения: тайна троичности бога, идея сотворения мира из ничего и т.п. Эти и другие сокровенные истины можно постичь с помощью веры. Задачу ф-фии они видят в том, чтобы добиться обоснования христианского вероучения, используя все средства ф-фской методологии и достижения современной науки.

Ф-фское учение неотомизма представляет собой систему различных дисциплин, охватывающих метафизику, гносеологию, натурФ-ю, этику, эстетику, Ф-ю истории и другие разделы. Ядро неотомисткой ф-фии составляет метафизика, включающая учение о бытии как таковом, учение о боге, о мире и чел.е. При этом неотомисты не только восстанавливают доказательства бытия бога, систематизир. еще Ф. Аквинским. В учении о чел-ке неотомисты упорно придерживаются мнения, что бытие личности заключается в ее отношении к богу. Главное в чел.е это его душа. Она создается богом в момент рождения чел.а и должна быть предметом особой заботы во время жизни чел-ка, так как после его смерти она несет на себе весь груз ответственности за его земные деяния.

Важное место в неотомизме занимает теодицея, т.е. оправдание явного противореч. между верой во всемогущего, и благого бога и существующими в мире зле и несправедливости. Гл. аргументом теодицеи явл. апеллирование к свободе воли чел-ка. Сама по себе свобода воли признается как величайшее благо, источник нравств-ти как свободного волеизлияния (духовности). Но это благо содержит в себе возможность злоупотребл. им. И в этой возможности корень всего зла в мире. Т. о., с бога снимается вся ответственность за царящее в мире зло.

Персонализм Основателями были американский философ Б.П. Боуэн (1847–1910) и русские религиозные философы И.А. Бердяев и Л. Шестов. Идеи П. развили У.Е. Хокинг, Е.Ш. Брайтман, Е. Мунье, Ж. Лакруа и др.

Центр. понятием персонализма явл. понятие личности. Единственно достоверный и изначальный факт бытия – человеческое существование. Чел-к – творение бога по его образу и подобию. Поэтому чел-к обладает возможностью творить, создавать нечто новое. Истинным м.б. только религиозное учение о чел.е. «Понять чел.а, – пишет Н. Бердяев, – можно лишь в его отношении к богу. Нельзя понять чел-ка из того, что ниже его, понять его можно из того, что выше его. Поэтому проблема чел-ка во всей глубине ставится лишь в религ. сознании».

Персоналисты в полном согласии с естествозн-ем не отрицает существование природы до появления чел.а. Но дочелов. Мир – нечто бесконечно далекое, неизвестное, равное нулю. О дочеловеческой природе можно судить лишь по догадке. Научному пониманию природы персонализм противопоставляет концепцию, согласно кот. природа – совокупность духовных «личностей». Над множеством «личностей», находящихся на разных ступенях развития и образующих мир, царит «верховная личность» – бог.

«Личности и об-ва находятся в смертельном конфликте друг с другом», а двадцатый век вообще явл. «веком конфликта ценностей». Источник конфликта заложен в самой структуре личности. Основная соц. задача поэтому заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы способствовать «духовному самосовершенствованию» личности.

Т. о., персонализм явл. попыткой конкретизировать христиан. идеал личности в условиях совр. об-ва, где над чел.ом довлеют. силы. Но он, как и неотомизм, способен предложить лишь иллюзорные формы решения как ф-фских, так и социально-этических проблем.


Ф-я средневек. Европы. Патристика, схоластика. Св. Августин, Фома Аквинский. 6 - 14 в. в. Большое влияние на среднев. мышление оказывает христианство.Основн. идеи средневековой ф-фии: Теоцентризм – Бог как источник и причина всего; Креационизм – творение мира Богом из ничего; Провиденц-зм – попечительство Бога над миром; Монотеизм - Бог един и уникален; Символизм - понимание земного как инобытие, мира Бога; Антропоц-зм – чел-к, созданное Богом привилегированное существо.

1-й этап развития средневековой Ф-и связан с патристикой (II – VI в.) – Василий Великий, Августин Блаженный, Тертуллиан. Патристы обсуждали проблемы сущности Бога, движение истории к определенной конечной цели, соотношение свободы воли и спасения души, веры и разума, авторитета и разума.В этотпериод богословие было вынуждено пользоваться правилами лог. мышления, что наталкивало религ. мысль на противоречия, парадоксы и несуразности.

2-й этап - IX—XII вв. появл. схоластика – Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр и др. Схоласты защищают основные догматы официальной теологической доктрины, культивируют навыки интеллектуального мышления. Основной путь постижения Бога видится в логике и рассуждениях. Развитие схоластики связано с эволюцией системы образ-я от монастырских и городских школ в период ранней схоластики к Парижскому и Оксфордскому университетам в период зрелой схоластики.

Средневековая схоластика характеризуется мощным развитием норм логического мышления. Происходит экстраполяция, т.е. перенос структуры логического суждения, его субъектно-предикатного членения на бытие. В сфере бытия выделяются первичные непредикативные сущности (универсалии) и вторичные предикативные, указывающие на индивидуальные качества. Средневековая логика исходит из позиции жесткой определенности понятий и точности смысла.

Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произв. Августина— "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным религиозно-Филос.им трактатом, на кот. опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.

"О прекрасном и пригодном", "Против академиков", "О порядке".

Осн. положения: • ход истории, жизнь об-ва — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного; • Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; • Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, кот. объединены в христианскую Церковь; • Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством; • короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому; • Церковь — единственная сила, способная объединить мир; • бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее; • высшее блаженство — счастье чел.а, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; • после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.

2. Особое место в ф-фии А. Блаженного занимают размышления о Боге: • Бог существует; • гл. доказательствами существования Бога явл. его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; • все — материя, душа, пространство и время — явл. творениями Бога; • Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем; • знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

3. Значение Ф-и А. Блаженного в том, что им: • уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени); • обоснована идея господства Церкви над гос-вом, а Римского Папы — над монархами — гл. идея, за выдвижение кот. и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина, особенно в средние века; • выдвинута идея соц. конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и гос.; • воспевался чел., его красота, сила, совершенство, богоподобность; • одновременно чел.у рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

1. Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминик.монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произв: "Сумма теологии", "Сумма Ф-и" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

2. Фома считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога. Фома выдвигает 5 собственных доказательств существования Бога: • движение; • причина; • случайность и необходимость; • степени качеств;• цель.

3. Историч. значение Ф-и Фомы (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

• даны 5 доказательств сущест. Бога; • систематизирована схоластика; • закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

• доказаны (с т.зр. католиков) правильность, преимущество идеализма над матер-м, существование Божеств. идей, кот. предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);

• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

• вычленены сферы бытия, кот. могут быть познаны только через откровение; • разделены Ф-я и теология, причем Ф-я поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм — Филос.о-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: