Фридрих Энгельс: диалектико-материал. понимание природы

Основы заложили Карл Маркс и Фридрих Энгельс (1820-1895), вобрала в себя существенные достижения предшествующей ф-фской мысли, начиная с ф-фов Др. Греции и кончая трудами мыслителей 18 - начала 19 в. Большое влияние Гегель, его идеалист. диалектика и Фейербах, антрополог. матер. Д-м. ф-фия возникла в сер.40-х г 19 в, когда в ряде стран Запад. Европы уже утверждался капитализм. Завоевание политич. власти буржуазией проложило дорогу его ускоренному развитию. Следствием этого явилось, с 1-й стороны, бурное развитие капитала, крупной машинной индустрии, а с др-й - формирование промышленного пролетариата. Но громадный рост производительности труда и обществ. богатства отнюдь не сопровождался улучшением положения трудящихся масс, что вызвало недовольство рабочих (забастовки, вооруженные выступления). На фоне этих событий и возникает диалектико-материал. ф-фия, созданная Марксом и Энгельсом. Большое влияние на формирование новой ф-фии оказали важные науч. открытия в обл. естествознания 19 в. (3 великих открытия – открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточной структуры живых организмов- теория клетки, создание Ч. Дарвином эволюционного учения – эволюц.концепция и т.д.), кот. позволили обосновать диалектико-материалистический подход к объяснению развития природы. Все эти и многие другие открытия в естествознании имели большое значение для формирования диал. материализма.

Диалектико-материал. понимание природы способностей и их развития. Получаемые чел-ком при рождении анатомо-физиологические особенности и явл. истинными задатками его способностей. Это утверждение, вовсе не означает, что физиологические особенности организма фатально предопределяют собой развитие способностей чел-ка. Но, если чел-к от природы не имеет хорошего голоса, он никогда не станет хорошим певцом. Но легкие, органы кровообращения, нервно-мышечную систему — все органы, кот. имеют значение для важнейших видов человеч. деят-сти, в том числе и для интеллектуальной деят-сти, можно развить. Функциональные особенности нервной системы в чрезвычайной степени подвержены изменению и развитию. Это позволило И. П. Павлову утверждать, что врожденные типы высшей нервной деятельности, наблюдаемые у различных людей, видоизменяются в течение индивид-ной жизни, что на базе унаследованных особенностей образуются особенности приобретенные. Поскольку чел-к явл. обществ.ым существом, определяющее значение в развитии его способностей имеют социальные факторы, обусловливающие характер обществ.о-трудовой деят-сти чел-ка в условиях данной социальной среды и тем способствующие формированию его личности в определенном отношении. Теорию фатальной обусловленности способностей врожденными задатками проповедовал в свое время противник марксизма Дюринг, утверждая в полном противоречии с фактами, что разделение труда вытекает из различия природн. способностей, а не наоборот.


Сознание и об-во. Индивидуальное и групповое сознание.

Человеч. об-во – это высшая ступень развития живых систем, гл. элементы кот. – люди, формы их совместной деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа.

Обществ. сознание (ОС) возникло одновременно и в единстве с возникновением обществ.ого бытия. Природе в целом безразлично существование челов. разума, а об-во не могло бы без него не только возникнуть и развив-ся, но и просуществовать ни 1 дня и часа.

Итак, сознание как отражение и как активно-творч. Деят-ть -единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практич. Деят. людей преобразов-ть его. А поэтому ОС эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся ф-ция ОС, кот. делает его объективно необходимым и реально существующим эл-том любого общ-го устройства.

ОС может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного об-ва эволюционного процесса. В этом плане ОС может играть роль активного стимулятора обществ.ого процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила ОС способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности), конечного и ограниченного отдельным чел-ом индивидуального сознания.

Об-во обладает четкой внутр. расчленен-тью составляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Экономика, полит, наука, право, нравств., искусство, семья, религия не существуют вне связи друг с другом.

Индивидуальное сознание (ИО) это дух-й мир личности, отраженное обществ. бытие через призму конкретных условий жизнедеятельности данного чел.а. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному чел-ку, в которых проявл. его индивид и неповторимость. ОС складывается на основе сознания отд-х людей, но не явл. их простой совокупностью. Это качественно новое обществ. явление, органически переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, кот. присущи ИС. ИС многообразней, ярче ОС, но оно не достигает той глубины, кот. характерна для ОС. ОС охватывает все стороны обществ. жизни. ИС всегда несет на себе печать ОС, поскольку оно формируется в конкретном обществе. Любой чел-к есть носитель обществ.ых взглядов, привычек, традиций. ИС, т. о., детерминировано СП материальных благ. Об-во - сложное материал. образование, сост. из множества соц.групп. Каждая группа явл. субъектом определенного группового сознания. Групповое сознание (ГС) связано как с ОС так и с ИС. Оно складывается на основе ИС, но не представляет собой простой суммы ИС. ГС опосредуется ОС и выступает как элемент ОС, входя в него частью своих элементов.

Формы ОС: 1. Политич. 2. Правовое 3. Нравственное 4. Эстетическое 5. Религиозное 6. Ф-фское 7. Научное. Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если ФОС интересует природа и об-во, то ПОС интересуется взаимоотношениями между классами, их отношением к власти. Разные формы ОС по-разному отражают реальность. Например наука отражает ее в категориях, законах, понятиях. Каждая форма ОС обладает своими специфическими признаками. Все же формы, вместе взятые, раскрывают многообразие мира.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: