Ф и экологические императивы современной Ц. Концепция устойчивого развития: прошлое, наст, будущее

1. На совр этапе общественного развития характер отношений в системах «Ч – прир», «общ-во – прир» фундирует экологическую проблему в связи со значительным снижением природных запасов, разнообразными загрязнениями окружающей среды, демографическими вопрами. Сег эта проблема выливается в проблему будущего всей человеческой Ц. Она входит одн из первых в число глобальных проблем и потому часто называется инвайроментальной (от англ. «environment» - окружающая среда).

Большую роль в выборе стр-гии решения экологической проблемы играет характер мировоззрения, кот определяет отношение Ч к прир. Современное экологическое мировоззрение в значительной мере антропоцентрично, что и детерминирует наличие кризиса. Экологическое С характеризируется рядом составляющих. Во-первых, определением места Ч в природном мире, включенностью в качестве естественной части прир или противопоставленностью, нахождением вне и над прир. Во-вторых, характером восприятия прир Чом, кот может быть как субъектным (Ч и прир предстают как равноправные субъекты взаимод), так и объектным (прир лишена самостоятельности и приобретает статус объекта воздействия со стор Ч). В-третьих, характером взаимодействий прир и Ч, кот может быть как прагматическим и тогда прир рассм-тся как средство удовлетворения мат потребностей Ч, так и непрагматическим, в соответствии с кот прир становится элементом дух взаимод в системе «Ч – прир». Конец XIX – начало ХХ вв. хар-тся попытками поиска нов парадигм в отношении Ч к прир. Могут быть названы следующие направления: инвайроментальный консервационизм, экологизм, универсальная этика и биоцентризм. Универсальная этика не видит принциальной разницы в этическом плане между Чом и животным, считает природу наиболее совершенным и наделенным духовными качествами сущим, в кот воплощены осн принцы жизнедеятельности всего живого и разумного. В фундаменте такой этики лежат три осн идеи: синкретичность, слитность мира в единое целое; биосферный эгалитаризм (устранений неравенства) и экологическое самообеспечение. Становлению инвайроментальной парадигмы в современной Ф во многом сп-бствовало развитие общенауч представлений о прир и ее взаимод с Чом. Уже в конце XIX в. в контексте критики техногенной Ц в науке получают популярность идеи коэв-ции Ч и прир, впоследствии оформившиеся в соответствующую концепцию. Широко используются такие понятия, как «биосфера», «техносфера», «ноосфера». Деятельностная сторона понятия «ноосфера» при эт предпол высокую меру ответственности Ч за характер протекания осн эволюционных процов планеты. Это означает необходимость согласования развития Ц с развитием прежде всего биосферы, что выражается в требовании коэв-ции (в смысле совместной и согласованной эв-ции Ч и прир), выраженном в виде экологического императива.

2. Постмодернизм (П.), как термин, в современной литературе трактуется весьма широко и зачастую его семантика определяется контекстом и условиями использования данного понятия. По словам Ф. Джеймисон «постмодернизм по определению сопротивляется определению», однако можно выделить наиболее часто употребляемые значения этого понятия: П. – мирооощущение, взгляд на мир, характеризующийся онтологизацией текста и особой чувствительностью; П. – особый стиль письма, продиктованный «поэтическим» и «цитатным» мышлением; П. – эпоха, промежуток времени, начиная с конца 70-х г.г. и до наших дней. Вместе с тем наиболее обоснованной и часто встречающейся интерпретацией П. выступает его понимание как своеобразной «идеологии» постиндустриальной эпохи. П. в эт смысле не является целостным философским течением или школой, но предстает как сов-ть концепций, идей, теоретических исследований. Они разновекторны по пробл-ке, языку, целям; в них отражается и осмысливается специф культурной ситуации Запада конца ХХ века.

Отсутствие концептуального единства П. фундируется тем, что философы этого направления, в общем, выступают против Ф как опред вида интеллектуальной деятельности, кот имеет свою собственную предметную очерченность и теоретические основы. Постмодернисты придерживаются той точки зрения, что философское мышление внеисторично, значит Ф как своеобразный жанр дух творчества, а также теоретический, рациональный фундамент мировоззрения, исчерпала свои возм-ти и переросла свои границы.

3. Концепция устойчивого развития стала рез-том развития т.н. «экологического двадцатилетия», была принята в качестве уникальной и универсальной стр-гии нового цивилизационного развития 21 века в 1992 г. на международн конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Идея устойчивого развития стала одн из фундаментальных идей современной культуры и перспективной основой социально-эк развития как на национальном, региональном, так и на мировом уровне. В 1993 г. все страны - члены ООН подписали документы этой конференции. В последующие годы практически все страны создали национальные программы устойчивого социально-эк развития и ратифицировали их (РБ – в 1997 г.). Концепция устойчивого развития выдвигает ряд принциально нов ценностных приоритетов: социальное развитие с учетом интересов не только нынешних, но и будущих поколений; совмещение стабильной соц и экономической динамики с потребностями сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала планеты (принц коэв-ции общ-а и прир); необходимости формирования нового ценностно-культурного потенциала Ц – прежде всего экологического сознания; замены расточительной капиталистической эк-ки (индустриального пути соц развития) более разумной, экономной и гуманной стратегией развития общ-а. Концепция устойчивого развития дает конструктивную альтернативу мировому сообществу.

Однако отношение к этой идее не является однозначным и порождает ситуацию острой идеологической конфронтации. С одн стор, идея устойчивого развития актуализирует внимание на положении слаборазвитых стран, кот требует неотложной помощи со стор развитых стран в модернизации экономик этих стран. С др стор, эта модернизация не может быть осуществлена традиционным путем индустриального развития, для кот уже сег нет ресурсных возможностей биосферы. Страны т.н. «3-го мира» утверждают, что эта страт сп-бствует укреплению несправедливого миропорядка, выгодна странам с высоким уровнем развития (1 млрд. населения Земли) и неперспективна для остального мира. Кроме того, современные критики концепции устойчивого развития утверждают утопизм ее целей и задач, обращая внимание на отсутствие желания и воли у лидеров мирового сообщ-а (прежде всего США) последовательно идти по пути ее реализации.

Т. о., положительные возм-ти глобализации могут быть реализованы только при условии установлении нового мирового порядка, в контексте новой стр-гии развития Ц – стр-гии устойчивого соц развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: