Рейтинговая оценка

Рейтинговая система оценивания предполагает принципиально новый подход к оценке результатов деятельности ученика. Можно разработать различные уровни рейтинговой оценки, например, высокий, средний и низкий. Уровней может быть и больше (выше среднего, ниже среднего и т.п.). Каждому уровню может быть присвоено определенное количество баллов. Уход от традиционной пятибалльной – к многобалльной системе оценивания позволит получить наиболее точную динамику развития ученика и его способностей. Многобалльная система оценивания вполне вписывается в современные требования к образованию. Эта новая модель создает условия для оценивания конкретных результатов и личных достижений учащихся.

Рейтинговая система оценивания позволяет включить в образовательный процесс новые мотивационные предпосылки для учеников к обучению. Ученик сознательно и адекватно может направлять свои усилия на усвоение недостающих знаний, так как по данным промежуточной аттестации он видит собственные достоинства и недостатки. Следовательно, зная в какой области у него могут быть пробелы, в эту область он направит наибольшее волевое усилие для исправления сложившейся ситуации.

Учащиеся старших классов, могут разумно подойти к вопросу распределения своего времени на подготовку к тем или иным предметам школьной программы, если вся школа работает в системе рейтинговой оценки. Учитывая, что в этом возрасте происходит начальная профориентация, рейтинговая система позволяет слегка «расслабиться» на общеобразовательных предметах и набрать высокий балл на необходимых для будущей профессии дисциплинах.

Это особенно актуально в наше время, в связи с возросшим объемом общих знаний, которые в таком количестве ученику трудно усвоить за десять лет обучения в рамках школьной программы.

На сегодняшний день в России около ста школ работают по рейтинговой системе. Как правило, Школьным Советом разрабатываются правила и нормативы, позволяющие подойти с едиными требованиями к вопросу начисления баллов учителями—предметниками. Документально подход к решению этой задачи оформляется в виде «Положения об организации учебного процесса», утвержденного директором школы и в округе. На основании этого документа преподаватель составляет список работ, домашних заданий и т.д., которые необходимо выполнить учащемуся за определенный период времени (четверть, триместр, полугодие). По истечении этого срока составляется индивидуальный суммарный рейтинг ученика по предмету.

Введение в школе рейтинговой системы оценивания позволяет добиться существенного изменения в осознании предмета «изобразительное искусство» как науки, у которой есть своя теория, отличающаяся от других наук, свои законы и правила. Как и в любой школьной дисциплине, здесь необходимо проведение проверочных работ, позволяющих оценить уровень знаний учеников. Но такой подход требует от самого преподавателя большой самоотдачи и постоянной активности творческой и научной мысли.

Обычно проблему отметок каждый педагог решает индивидуально. Одни и те же качества работы могут оцениваться с разных позиций в зависимости от задач урока. Рейтинговая шкала включает в себя несколько качеств. Приведем примеры. При оценке рисунка «Улица в перспективе» на первое место выходит правильность соблюдения правил перспективы, композиции, графическая культура и т.д. Оценивая работу «Осеннее состояние природы» обратим внимание на композицию, колорит, образность и эмоциональность. Тематическая композиция в историческом жанре оценивается, прежде всего, с точки зрения исторической достоверности сюжета и образов, композиционного, цветового и тонового решения, соблюдения пропорций и правил перспективы.

Эта система не претендует на универсальность, но она помогает и на уроке (дополнительно конкретизирует характер выполняемой работы) и при выставлении отметок.

Рассмотрим критерии оценки проверочных работ и примеры карточек-заданий, разработанных Грибовой В.И. для 6—7 кл. в процессе выполнения дипломной работы в МГГУ им. М.А. Шолохова, под руководством проф. Сокольниковой Н.М.

Критерии оценки проверочных работ

Практическая часть:

I. Образная выразительность.

1. Оригинальность творческого замысла. 10

2. Передача настроения 10

3. Разнообразие художественных образов. 10

4. Раскрытие основной идеи. 10

II. Грамотность изображения.

1. Использование композиционных приемов. 10

2. Правильная передача пропорций. 10

3. Подбор гармоничных цветовых сочетаний. 10

4. Использование перспективы (линейной и

воздушной). 10

5. Применение изученных средств художественной

выразительности. 10

6. Выявление главного и второстепенного. 10

Теоретическая часть состоит из шести заданий, стоимостью 10 баллов за каждое.

1. Высокий уровень (баллы от 55 до 60): ученик выполнил все задания верно и содержательно ответил на все вопросы, свидетельствуя о понимании сути явлений.

2. Средний уровень (баллы от 45 до 54): ученик выполнил все задания и ответил на все вопросы, но при этом сделал небольшие ошибки; также ответы могли быть формальными и односторонними.

3. Низкий уровень (баллы до 44): ученик выполнил не все задания, с большим количеством ошибок; ответы на вопросы были формальными и односторонними.

Проверочные работы по изобразительному искусству разрабатываются учителем для каждого класса, соответственно той тематике, которая взята за основу обучения. Преподаватель самостоятельно определяет, какие знания и художественные умения он хочет проверить у учащихся на конкретном этапе обучения и, соответственно, выбирает из списка необходимые критерии оценивания.

На основании выбранных критериев определяется «максимальная отметка» – стоимость проверочной работы. Далее преподавателем производится анализ знаний и деятельности ученика. Индивидуальные набранные баллы выставляются в журнал напротив фамилии каждого учащегося. Данные о результатах проверки предоставляются учителем в 3-х дневный срок классному руководителю и администрации школы.

В конце учебного года подводятся итоги. На основании отметок за промежуточную аттестацию, составляется суммарный индивидуальный рейтинг каждого ученика, по которому определяется к какому уровню развития художественно-творческой активности он относится, относительно максимальной суммы возможных баллов. Вычисляется это таким способом: высокий уровень – ученик набрал 80—100 % от максимального балла; средний уровень – ученик набрал 50—79 % от максимального балла; низкий уровень – ученик набрал 0—49 % от максимального балла.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: