(2 часа)
1. Своеобразие русской философии.
2. Идейные истоки русской философии XI—XVII вв.
3. Русская философия XVIII в. Просвещение. А. Радищев. Идея общественного договора.
4. Русская философия XIX в. П. Чаадаев. Славянофилы и западники о судьбе и путях развития Россини. Материализм А. Герцена, Н. Чернышевского. Народничество. Философия Всеединства Вл. Соловьева Учение о цельном знании. Идеал Богочеловечества.
5. Философия XIX—XX вв. Религиозная философия. Марксизм. Космизм. Н. Бердяев.
6. Современный этап развития философии в России.
Литература
1. Герцен, А. И. Соч.: в 2-х т. / А. И. Герцен. М., 1991.
2. Евлампиев, Н. И. История русской метафизики в XIX—XX вв. Русская философия в поисках Абсолюта. Часть II / Н. И. Евлампиев. СПб., 2000.
3. Ильин, И. Сущность и своеобразие русской культуры / И. Ильин. Т. 6. Кн. 2. М., 1996.
4. Лосский, И. О. История русской философии / И. О. Лосский. М., 1991.
5. Самые знаменитые философы России. М., 2001.
Задания для практических занятий и вопросы для обсуждения
1. Поясните, в чем национальная самобытность и уникальность древнерусского философского мышления.
2. Объясните суть доктрины Филофея «Москва — третий Рим», сформулированную им в XVI в. следующим образом: «Два Рима подоша, третий стоит, а четвертому не бывать». (Памятники древнерусской литературы. М., 1982. С. 16).
3. Почему философию Вл. Соловьева называют «философией всеединства» и какую роль христианство играет в этой концепции.
4. Охарактеризуйте философские и социально-политические идеи декабристов.
5. Поясните следующие понятия Вл. Соловьева: «София», «Богочеловечество».
6. В чем суть «русской идеи» во взглядах философов России?
7. Поясните содержание и основные идеи философии просвещения в России (Ломоносов, Радищев, Татищев и др.).
8. Какие научно-философские взгляды М. В. Ломоносова и с позиций какой философской школы объясняют теорию строения материи.
9. А. И. Герцен так охарактеризовал оригинальность русской философии: «У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой она заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» (Герцен, А. И. Собр. соч.: в 8 т. / А. И. Герцен. М., 1990. Т. 3. С. 416). Поясните это положение.
10. В чем суть идей космизма и кто их авторы?
11. «Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок…. С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумывать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь». (Чаадаев, П. Я. Философические письма / П. Я. Чаадаев. М., 1990. С. 450). Прокомментируйте эту мысль философа.
12. В чем причина появления и суть таких философских течений в России как, «славянофильство» и «западничество». «Умом Россию не понять…» Есть ли в современной социально-политической жизни России влияние концепций.
13. С чем, по вашему мнению, связана радикализация идей западников?
14. Какой путь развития России поддерживают идейные течения нигилизма и анархизма?
15. К какому философскому течению в России относится принцип «соборности», кто его автор и в чем его суть?
16. К какому течению принадлежит философская концепция «византизма», охарактеризуйте ее и назовите автора.
17. «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип». И. С. Тургенев «Отцы и дети». Поясните данное положение. В чем его сильные и слабые стороны.
18. Л. Н. Толстой следующим образом сформулировал идею ненасилия:
а) не творить насилия и не готовиться к нему;
б) не принимать участия в насилии (в том числе государства — не служить в армии, не участвовать в судах и т.д.);
в) не одобрять никакого насилия.
Прокомментируйте их с гражданской и профессионально-юридической точек зрения.
19. Н. А. Бердяев противопоставлял два мира: мир свободы и мир необходимости. В чем суть этого подхода.
20. В чем смысл религиозно философского ренессанса ХХ в. С именами каких философов связывается это течение?
21. Кто из русских философов ставил и пытался решить проблему сохранения и развития человечества через воскрешение?
22. Основными отличительными чертами теории В. И. Ленина от системы К. Маркса и Ф. Энгельса можно назвать:
а) уверенность в возможности построения социализма в отдельно взятой стране;
б) принцип партийности, в котором партия представлена передовым и руководящим органом общества;
в) представление о практической первостепенности политических и идеологических (партийных, а не экономических) проблем. Прокомментируйте данные отличия.
23. Кто явился первым пропагандистом и толкователем идей марксизма в России. Что вы знаете о его творчестве и деятельности.
24. Почему В. И. Ленин называл насилие «повивальной бабкой истории»?
25. «Ум и глупость я бы различал так: глупость — это все то, что думается само по себе. А ум — это то, что производится на собственных основаниях. Что я думаю сам. А это очень трудно — подумать самому». (Мамардашвили, М. К. Философия свободы / М. К. Мамардашвили. М., 1987). В чем суть данного высказывания.






