Тема: русская философия

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Своеобразие русской философии.

2. Идейные истоки русской философии XI—XVII вв.

3. Русская философия XVIII в. Просвещение. А. Радищев. Идея общественного договора.

4. Русская философия XIX в. П. Чаадаев. Славянофилы и западники о судьбе и путях развития Россини. Материализм А. Герцена, Н. Чернышевского. Народничество. Философия Всеединства Вл. Соловьева Учение о цельном знании. Идеал Богочеловечества.

5. Философия XIX—XX вв. Религиозная философия. Марксизм. Космизм. Н. Бердяев.

6. Современный этап развития философии в России.

Литература

1. Герцен, А. И. Соч.: в 2-х т. / А. И. Герцен. М., 1991.

2. Евлампиев, Н. И. История русской метафизики в XIX—XX вв. Русская философия в поисках Абсолюта. Часть II / Н. И. Евлампиев. СПб., 2000.

3. Ильин, И. Сущность и своеобразие русской культуры / И. Ильин. Т. 6. Кн. 2. М., 1996.

4. Лосский, И. О. История русской философии / И. О. Лосский. М., 1991.

5. Самые знаменитые философы России. М., 2001.

Задания для практических занятий и вопросы для обсуждения

1. Поясните, в чем национальная самобытность и уникальность древнерусского философского мышления.

2. Объясните суть доктрины Филофея «Москва — третий Рим», сформулированную им в XVI в. следующим образом: «Два Рима подоша, третий стоит, а четвертому не бывать». (Памятники древнерусской литературы. М., 1982. С. 16).

3. Почему философию Вл. Соловьева называют «философией всеединства» и какую роль христианство играет в этой концепции.

4. Охарактеризуйте философские и социально-политические идеи декабристов.

5. Поясните следующие понятия Вл. Соловьева: «София», «Богочеловечество».

6. В чем суть «русской идеи» во взглядах философов России?

7. Поясните содержание и основные идеи философии просвещения в России (Ломоносов, Радищев, Татищев и др.).

8. Какие научно-философские взгляды М. В. Ломоносова и с позиций какой философской школы объясняют теорию строения материи.

9. А. И. Герцен так охарактеризовал оригинальность русской философии: «У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой она заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» (Герцен, А. И. Собр. соч.: в 8 т. / А. И. Герцен. М., 1990. Т. 3. С. 416). Поясните это положение.

10. В чем суть идей космизма и кто их авторы?

11. «Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок…. С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумывать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь». (Чаадаев, П. Я. Философические письма / П. Я. Чаадаев. М., 1990. С. 450). Прокомментируйте эту мысль философа.

12. В чем причина появления и суть таких философских течений в России как, «славянофильство» и «западничество». «Умом Россию не понять…» Есть ли в современной социально-политической жизни России влияние концепций.

13. С чем, по вашему мнению, связана радикализация идей западников?

14. Какой путь развития России поддерживают идейные течения нигилизма и анархизма?

15. К какому философскому течению в России относится принцип «соборности», кто его автор и в чем его суть?

16. К какому течению принадлежит философская концепция «византизма», охарактеризуйте ее и назовите автора.

17. «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип». И. С. Тургенев «Отцы и дети». Поясните данное положение. В чем его сильные и слабые стороны.

18. Л. Н. Толстой следующим образом сформулировал идею ненасилия:

а) не творить насилия и не готовиться к нему;

б) не принимать участия в насилии (в том числе государства — не служить в армии, не участвовать в судах и т.д.);

в) не одобрять никакого насилия.

Прокомментируйте их с гражданской и профессионально-юридической точек зрения.

19. Н. А. Бердяев противопоставлял два мира: мир свободы и мир необходимости. В чем суть этого подхода.

20. В чем смысл религиозно философского ренессанса ХХ в. С именами каких философов связывается это течение?

21. Кто из русских философов ставил и пытался решить проблему сохранения и развития человечества через воскрешение?

22. Основными отличительными чертами теории В. И. Ленина от системы К. Маркса и Ф. Энгельса можно назвать:

а) уверенность в возможности построения социализма в отдельно взятой стране;

б) принцип партийности, в котором партия представлена передовым и руководящим органом общества;

в) представление о практической первостепенности политических и идеологических (партийных, а не экономических) проблем. Прокомментируйте данные отличия.

23. Кто явился первым пропагандистом и толкователем идей марксизма в России. Что вы знаете о его творчестве и деятельности.

24. Почему В. И. Ленин называл насилие «повивальной бабкой истории»?

25. «Ум и глупость я бы различал так: глупость — это все то, что думается само по себе. А ум — это то, что производится на собственных основаниях. Что я думаю сам. А это очень трудно — подумать самому». (Мамардашвили, М. К. Философия свободы / М. К. Мамардашвили. М., 1987). В чем суть данного высказывания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: