Основные подходы в понимании причин развития общества в социальной философии

В социальной философии нет единой точки зрения в объяснении причин развития общества (что является движущим фактором?) и различия между ними. Все многообразие концепций можно свести к четырем подходам:
1. натуралистический - общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Главный фактор, оказывающий воздействие на всю социальную жизнь
- это географическое положение и климатические условия. Основатель данного подхода считается Ш. Монтескье, который в «Духе законов писал, что власть климата сильнее всех властей. Именно от климата зависят нравы, особенности характера, привычки людей, а также политическое устройство страны. Природа создала всех равными от рождения, но бесплодие земли делает людей изобретательными и закаленными в труде, мужественными, способными к войне, т.к. они сами должны добывать себе то, в чем им отказывает почва. Плодородие страны приносит вместе с довольством изнеженность. «Народы
жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны как юноши», - резюмирует философ. Таких же взглядов придерживались А.Тюрго, И.Тэн, Э. Ренан, Г.Боккль и др. Для русского мыслителя Л.Мечникова определяющим фактором в развитии общества всегда была вода. Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освоением великих рек, протекающих на их территории. Это была речная цивилизация. Затем возникает средиземноморская цивилизация, особенности которой связаны с морскими пространствами. С открытием Америки возникает глобальная океаническая цивилизация. В ХХ в.появились
концепции, согласно которым судьбы народов определяются ритмами космоса. Так Л.Гумилев, автор теории этногенеза, полагал, что этнос возникает в результате мощного пассионарного толчка - космической энергии, запаса которой позволяет нации развиваться в течение 1000­1200 лет.
2. идеалистический - в качестве объединяющего начала общества выступает духовное. Это может быть идея единого Бога, величия нации (Германия ХХ в.), построения светлого будущего (СССР) и т.д. В этом случае господствующая государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. Разложение идеи приводит к развалу государства и деградации общества.
3. материалистический - главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, которые определяют всю «идеальную» сферу - правовые, политические, нравственные взгляды, а не наоборот, как в идеалистическом подходе. Здесь можно назвать две основные концепции: теория К.Маркса и теория постиндустриального общества Ростоу.
4. плюралистический - учитывающий все факторы, воздействующие на развитие общества. В зависимости от конкретного этапа развития данного общества на первый план выходит тот или иной фактор.
Другая тема, вызывающая в настоящее время бурные дискуссии при анализе общества - это ритмика его развития. Видный французский историк Ф.Бродель говорил, что исторические события - это пыль, а главное - циклы и тренды (описываются 4-, 12-,36-, 100- и 144­летние циклы). Существует спираль истории - все повторяется в обществе через определенное количество лет, но на качественно ином уровне. Историки выделяют несколько типов цикличности: маятникообразное движение, круговое, спиралевидное и волновое (синусоидное). Тип цикличности зависит от размеров и масштаба общественной системы: в малых преобладают маятниковые циклы, в средних - круговые и спиралевидные, в больших - круговые и длинноволновые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: