Единство материи и движения. Движение и развитие

Идея абсолютности пространства и вре­мени соответствовала определенной физи­ческой картине мира: системе взглядов на материю как на совокупность атомов, обладающих неизменным объемом и инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Изменение физической картины мира изменило и воззрения на пространство и время. Открытие электромагнитного поля и оп­ровержение теории мгновенного дальнодействия вскрыли несос­тоятельность классической картины мира, а значит, и несостоя­тельность концепции времени и пространства.

Понадобилось длительное накопление не только новых фактов, но и новых идей. Огромный вклад в разработку научных представлений о связи пространства и времени с движущейся материей внес Н. И. Лобачевский, который пришел к очень важному не только для геометрии, но и для философии выводу: свойства простран­ства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными, они изменяются в зависимости от наиболее общих свойств материи. Идеи Лобачевского о единстве пространства с дви­жущейся материей получили свое подтверждение и конкрети­зацию в современной физике. Теория относительности Эйн­штейна вскрыла непосредственную связь пространства и време­ни с движущейся материей и друг с другом. Фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит: пространство и время не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, то есть гравитацией. Тождество гравитационных и пространственно-временных явлении нашло отражение в принципе эквивалентности, соглас­но которому наблюдатель, находящийся внутри замкнутой системы, не может изнутри этой системы определить характер происшедших с ней изменений, так как внешние показатели действия гравитации, с одной стороны, и ускоренное движение системы — с другой, вызывающие, как известно, изменения при странственно-временных характеристик, совпадают. Отсюда поле тяготения и ноле, созданное ускоренным движением, физически неотличимы, эквивалентны.

Таким образом, в теории относительности Эйнштейна нашел свое естественнонаучное подтверждение диалектико-материали-стический принцип единства пространства и времени с движу­щейся материей. Кдипство пространства, времени и движения материи можно было бы выразить так: изучая материю в тех или иных формах ее проявления, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время в их органической связи с движением и, наоборот, исследуя пространственно-временные параметры, мы неизбежно тем самым изучаем и материю в ее движении. Это единство подозревали уже античные мудрецы, которые пред­ставляли себе пространство в виде различным образом натяну­той струны, то есть с разной степенью напряженности, сгущен­ности и разряженности. Тут и энергийность пространства, и его органическая связь с материей, с ее бесконечной актив­ностью, и понимание пространства как какой-то тончайшей вибрирующей среды, полной могучей потенции. Мудрость древ­них отвергала чистое, пустое и абсолютно однородное прост­ранство: она брала его со всеми теми моментами плотности, кривизны и пластической фигурности, которые только спустя многие века научная мысль стала считать присущими самим телам, а не занимаемому ими пространству.

Пространство и время обусловлены материей как форма сво­им содержанием, и потому каждый уровень движения материи обладает своей пространственно-временной структурой. Прост­ранственная организация кристалла иная, чем форма «прости­рания» цветущей розы. Живые структуры также обладают особенными свойствами пространства и времени — их геомет­рия усложняется, изменяется и ритм времени. Здесь мы стал­киваемся с биологической характеристикой времени и прост­ранства: все организмы имеют свои биологические часы. Свою особенную структуру имеет и время исторических событий, субъекты которых овладевают временем и пространством, ор­ганизуя эти события, а кроме того, переживая их. Стало быть, историческое время — это уже иная характеристика времени но сравнению с физическим временем, скажем, движения неность так: бором копье и бросаем его вдаль; идем в то место, ку­да оно упало, и снова бросаем по прямой еще дальше; и сколь­ко бы мы ни повторяли эту процедуру, мы нигде и никогда не наткнемся на границу, за которую нельзя было бы еще и еще бросить копье. Следовательно, пространство бесконечно — ведь это так просто и ясно! Так понятую бесконечность Гегель назвал «дурной»: «Как бы далеко я ни отодвигал звезду, я могу все же пойти дальше. Мир нигде не заколочен досками». Гегель, а вслед за ним и Энгельс отмечали, что было бы неверным пони­мать бесконечность в смысле ничем не ограниченной возмож­ности повторения одного и того же: это лишь количественное, а потому ограниченное понимание бесконечности, примером че­го может служить натуральный ряд чисел, заключающий в себе возможность неограниченного прибавления все новых и новых единиц.

В противоположность «дурной» истинная бесконечность — это процесс постоянного выхода за пределы конечного, но выхо­да не только количественного, а и качественного, даже сущностного: одна мера определенности системы переходит в качест­венно иную — как в великое, так и в малое. Любая сколь угодно большая система конечна в пространстве и во времени. Но по мере перехода из одного «звена иерархии» мира в иное одна си­стема свойств и отношений переходит в другую, обладающую своей мерой, то есть качественной и количественной определен­ностью. И в этом смысле бесконечность выступает как качественное многообразие иерархически организованных систем ми­роздания. Далее, истинная бесконечность есть процесс и в том смысле, что Вселенная не существует в раз и навсегда закончен­ном виде, а есть непрерывно творящая себя реальность. Конеч­ное — это постоянно появляющийся и исчезающий момент бес­конечного процесса изменения сущего. Изменение же вообще связано с выходом системы за свои пространственные, времен­ные, количественные и качественные границы. Истинная бесконечность — это процесс постоянного качественного новообразования, включающий в себя бесконечность пространства и времени, диалектически рас­крывающийся процесс обретения границ и их утраты, достиже­ния равновесия и одновременно стремления к нарушению его, то есть постоянно, напряженно пульсирующий процесс единства противоположностей.

Бесконечность времени существования мира выражается понятием вечности. Вечность присуща лишь миру в целом, каж­дая конкретная система которого преходяща. Признание вечно­сти материального мира — кардинальный принцип диалектико-материалистического мировоззрения. В религиозно-идеали­стической философии понятие вечности связывается с идеей бога либо абсолютного духа. Бог мыслится как бесконечное и абсолютно совершенное существо, пребывающее не во времени, а в вечности.

В количественном отношении вечность выражается в ак­туальной бесконечности последовательно сменяющих друг дру­га интервалах бытия систем и событий (столетий, тысячелетий и т. д.). В качественном же отношении вечность означает беско­нечную последовательность изменений материальных форм сущего.

В гносеологическом плане бесконечность мыслится как в принципе никогда не завершимый процесс расширения и уг­лублении познания субъектом объективной реальности. По сравнению с прошлыми поколениями нам известно о мире не­сравненно больше, но впереди еще бездна неведомого.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: