Философское понимание природы и ее структурная организация

Природа, Окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. П. представляет собой объективную реальность, существующую вне. и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве и находится в непрестанном движении и изменении. В своем развитии неорганическая П. закономерно порождает органическую (Биосфера), а последняя подготавливает все необходимые биологические условия для возникновения человека. Однако решающим фактором в процессе возникновения человека является формирование об-ва. История человеческого общества в определенном смысле являет собой картину его изменяющегося взаимодействия с природой. Однако общество не существует изначально. Оно имеет историю своего возникновения, неотделимую от истории становления самого человека. Становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) — две стороны единого процесса, происходящего во взаимосвязи, взаимообусловленности одного другим. Являясь «частью» природы, человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства и означает обуздание у него «зоологического индивидуализма», формирование социальных побудительных
мотивов в поведении. В силу вступает наряду с естественным и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально значимым требованиям, например сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое закреплялось и естественным отбором, и передачей опыта. Образно говоря, человек в своем развитии постепенно становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи
биологических закономерностей. В преобразовании первобытного стада (охватывающего собой эпоху становления человечества до родового общества) в собственно человеческое общество все большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических. Это осуществлялось в первую очередь в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению и образуя тем самым вещественно фиксированную «культурную» традицию.

Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общественный способ деятельности. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление может происходить только в коллективе. Лишь коллектив придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших животных предков могла превратиться в труд, являющийся выражением собственно социальной деятельности и формирования зачатков производственных отношений. Труд есть «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» Таким образом, труд и возникавшие на его основе производственные отношения — вот те главные материальные силы, которые вели к возникновению и формированию собственно человеческой жизни — общества. Но их действие было бы совершенно невозможно вне формирования языка, общения и сознания. Язык — важнейшее средство осуществления трудового процесса (невозможного без общения), обусловивший мощный прогресс в развитии человеческого мышления. Все усложнявшаяся в дальнейшем структура трудового процесса, а также расширявшиеся возможности общения лежали в основе формирования социальных отношений.

Процесс становления человека — это процесс становления его сущности. А сущность человека, согласно К. Марксу, есть совокупность всех общественных отношений. Следовательно, становление человека являло собой становление собственно общественных отношений и тем самым становление общества. Но общество всегда существует лишь в конкретно-исторической форме. Первой такой формой явилось родовое общество. Если процесс становления человеческого общества завершается возникновением рода, то формирование человека завершается возникновением человека современного типа — Homo sapiens (человек разумный). Такова диалектика становления человеческого общества, явившегося результатом гигантского скачка из мира животных в мир человеческой истории.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: