Современная НТР и певращение науки в непосредственную производительную силу

Длительное время развитие науки и техники шло медленно и относительно параллельно, как бы независимо друг от друга. Техника развивалась, в основном опираясь на совершенствование приемов и способов эмпирического опыта, тайн ремесленного искусства, передававшихся строго по канонам наследования. В свою очередь наука развивалась, как правило, независимо от нужд производства,
подчиняясь своей внутренней логике. Правда, тесная связь научных знаний с практическими нуждами проявлялась в области развития военного искусства. Именно задачи совершенствования военной техники требовали точных научных знаний — механики, математики и т. д.

Начало научно-технического прогресса датируется XVI—XVIII вв.— временем необычайно бурного социального и экономического развития. Нужды торговли, мореплавания, мануфактурного производства потребовали теоретического и экспериментального решения ряда практических, промышленных задач. Дальнейшее развитие производительных сил становилось невозможным на прежней основе. В общем ходе научно-технического прогресса выделяются особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производительных сил, приводящие к резкому увеличению
производительности труда. Они характеризуют этапы научно-технической революции. Первым этапом, революционизировавшим и заметно стимулировавшим существенный подъем в развитии производительных сил, стал этап механизации, машинизации производства, освободивший человека от изнурительного физического труда и во много раз увеличивший его производительность.

Главное направление современной научно-технической революции, составляющей новую эпоху (второй этап) в развитии научно-технического прогресса,— автоматизация, связанная с научными достижениями в области автоматики, электроники, вычислительной техники. Это обусловливает возможность перехода к высшим формам автоматизации — автоматизации целых цехов, заводов — и на этой основе многократного увеличения производительности труда. Коренные изменения в производительных силах, совершающиеся ныне, нацелены на полную автоматизацию производства в масштабах всего общества. Новая ступень научно-технической революции, на которую мы поднялись, связана с бурным развитием микроэлектроники, информатики, биотехнологии, созданием робототехники, массовой компьютеризацией и т. д. Научно-технический прогресс на современном этапе, таким образом, обусловлен тесным союзом производства с достижениями таких фундаментальных наук, как физика, математика, химия, биология, а также наук, возникших на стыке различных областей знания, например, таких, как биотехнология, которая основана на интеграции методов биохимии, генетической и клеточной инженерии в сочетании с микробиологическим синтезом. Последняя ныне за нимает одну из ведущих позиций в научно-техническом прогрессе. Сущность современной научно-технической революции как раз и заключается в качественном преобразовании наличных производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. Что это означает? Это означает, во-первых, то, что научные знания становятся неотъемлемым компонентом практически каждого занятого в процессе производства; во-вторых, то, что управление производством, технологическими процессами (особенно там, где действуют автоматические системы управления) возможно только на основе науки; в-третьих, включение научно-исследовательской и конструкторской деятельности как непосредственного звена в структуру производственного процесса. Производство, таким образом, все больше становится сферой практически-технологического применения науки. Главной производительной силой, как известно, является человек. Поэтому когда речь идет о превращении науки в непосредственную производительную силу, то имеются в виду не только технические и естественные науки, но в не меньшей мере и общественные, оказывающие непосредственное влияние на формирование и совершенствование всего духовного мира человека, что необходимо для его сознательного, творческого участия в сфере материального производства. Повышение технической грамотности человека требует совершенствования и его нравственного облика, который формируется во многом под влиянием всей совокупности общественных наук, и в первую очередь философии, а также духовной культуры в целом. Все это предполагает качественную психологическую и нравственную перестройку, а также изменение всего образа жизни человека. Таким образом, научно-техническая революция затрагивает не только производственно-технологические, экономические процессы, но, развивая человеческий фактор, ведет к изменениям в социальной сфере, ускоряет ритм самой жизни, изменяет характер и формы общения людей; она, кроме того, выводит человечество на решение ряда актуальных проблем глобального социального масштаба: экологических, социально-генетических, проблем искусственного интеллекта и др.

Таким образом, научно-технический прогресс воплощает реальный процесс диалектического взаимодействия содержания и формы в развитии общества как целостного организма. Реальные процессы социальных изменений, получившие импульс в условиях социальной революции, становятся особенно интенсивными под действием научно-технического прогресса.


79. Практическая деятельность человека, ее виды.

Структуру практики можно рассмотреть на примере перетворювальної деятельности. В отличие от животного, человек в процессе работы не только изменяет форму того, что предоставленное природой, она осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которой она должна подчинять свою волю. Процесс работы завершается получением определенного результата, который его уже имеет человек в идеальной форме (в начале этого процесса) — в форме интереса, замысла, проекта.

Целесообразная деятельность предусматривает две существенным образом разные нивки - акт цілебачення и акт целереализации. Последняя предусматривает: 1) информационно-познавательная деятельность (изучение объекта); 2) идеально-конструктивная деятельность (изготовление идеальной модели, будущ реального результата); 3) реальноконструктивную деятельность (практическое воплощение цели). Таким образом, перетворювальна деятельность человека уже с самого начала содержит в себе диалектическое единство материального и идеального, сутнього и надлежащего, предметно-чувствительного т духовно-теоретического.

С другой стороны, продукт материальной деятельности есть предметом с всеми своими объективными свойствами, которые независимые от нашей воли и наших желаний. Иначе говоря, продукт есть объектом, который подчинен целям и субъективным потребностям людей. Это субъективированный объект. Вместе с тем в процессе производства человек переносит свои способности, свою индивидуальность и рациональность на объект и словно утверждает все это в
окончательных результатах своей деятельности. От субъекта отделяется часть его интеллектуальной энергии, его ценностных возможностей, которые материализуются в процессе его практической деятельности.

Человеческой деятельности присущий, с одной стороны, коллективное, общественное содержание, а с второго,—систематическое изготовление т применение орудий работы, разных материальных посредников. Использование этих орудий принципиально изменяет характер самой деятельности. Любое орудие как материальный посредник дает возможность не только контролировать эффективность его применения, а и использовать его целеустремленно.

Благодаря общественно-практической деятельности у людей возникшая способность создавать на высочайших ярусах своего сознания идеальные образы предметов, которые они имеют целью выработать в процессе деятельности. Без формирования таких образов, без функционирования особого, идеального плана для человека невозможная любая эффективная деятельность.

Практика — это активная деятельность конкретно-исторического субъекта (индивида, социальной группы, класса, общества), в ходе которой он осуществляет материальное преобразование объекта соответственно своим целям, идеальной модели действительности, к знаниям о свойствах этого объекта, а также развивается и изменяется сам.

В практической деятельности мы встречаемся с двумя противоположными процессами: люди превращают действительность, которая окружает их, и вместе с тем в процессе своей деятельности изменяются самые. Практика есть взаимодействием и взаимным изменением субъекта и объекта. Существуют два качественно разных объекта человеческой активности — природа как такая и социум как система общественного отношения и основ. Итак, с одной стороны, имеет место «обработка природы людьми», а с другого — «обработка людей людьми». Первая разновидность практики называют производственной, второй — социально-исторической. Второй вид практики — это соціально-перетворювальна деятельность, в ходе которой конкретно-исторический субъект, применяя общественные институты, общественные основы, влияет на систему общественного отношения, изменяет общественное бытие. И вместе с тем формируется, развивается сам.

Данные виды практики отличаются одна от одной объектом преобразования, целями и средствами деятельности. Социально-историческая практика направлена прежде всего на смену способов жизнедеятельности людей, то есть конкретно-исторических форм собственности, распределения и присвоения продуктов, форм социальности и др.

В производственной практике средством деятельности выступает сила мышц и нервов человека, а также разнообразный мир материальных посредников, благодаря которому человек действует на процесс обработки природы. В рамках социально-исторической практики люди используют такие средства, как общественные учреждения, институты, основы. Цель данного вида практики связанная с изменением общества, характера социальной жизни, политических, юридических и других отношений.

Рядом с производственной и социальной существует и такая форма материальной активности людей, как научный эксперимент. Социальная значимость этой формы практики увеличивается в меру возрастания общественной роли науки. Последняя, превращаясь на непосредственно продуктивную силу, начинает все более активно влиять на все стороны жизни современного общества, в том
числе на материальное производство, политику, технический прогресс, образ жизни человека.

В этом контексте целесообразно коротко проанализировать такую форму практики, как техническая деятельность. Последнюю связывают с наличием в распоряжении человека особого посреднического звена — техники. Под техникой понимают, во-первых, совокупность специальных устройств (приборов, орудие, средств передвижения и коммуникации и т.п.), во-вторых, совокупность человеческих умений, привычек и возможности (техника машинописи, управление авто, рыболовства и др.).

Итак, понятие «техника» объединяет в себе два аспекта деятельности — объективный и субъективный. Масштабы технической деятельности людей настолько возросли, что это вызвало к жизни новую глобальную проблему. Под влиянием техногенных факторов разрушается и гибнет среда, помещение всего живого на Земле. Люди вынуждены серьезно задуматься над экологическими
и социальными следствиями технического прогресса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: