Понятие права и правосознания

Правосознание есть та форма обществен­ного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юриди­ческих законов нормативов социально-экономической деятель­ности различных субъектов права — индивида, предприятия, трудовых коллективов, организации, должностных лиц и т. п. Правосознание занимает как бы промежуточное положение меж­ду политическим и нравственным сознанием: в отличие от поли­тического сознания оно мыслит прежде всего индивидуально-личностными категориями и относится к государству не как к субъекту политической власти, а как к внешней регламен­тирующей силе, требующей безусловного подчинения, но вместе с тем получающей при этом и определенную оценку. В отличие же от нравственных норм в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как возведенные на уровень государ­ственного закона, нарушение которого сопровождается правовы­ми санкциями. Если политическое сознание формируется в зависимости от объективных социально-экономических интересов, то правосознание в большей степени ориентируется на рацио­нально-нравственные оценки. Так, на обыденно-практическом уровне правосознания действующие законы оцениваются с точ­ки зрения их соответствия нравственным требованиям, а теоре­тическое правовое мышление рассматривает действующее право с точки зрения его политического смысла и соответствия требо­ваниям разумного общественного устройства.

Оказы­вая взаимовлияние друг на друга, они не отождествлялись, так как в силу известных объективных причин свойственное право­сознанию рациональное стремление слить воедино закон и справедливость не могло реализоваться в действительности. В классовом обществе действующее право всегда, как правило, отражает волю господствующего класса, поэтому идеал социаль­ной справедливости, лежащий в основе правосознания, постоян­но эволюционировал вместе с развитием социально-экономиче­ской структуры общества. Правосознание, таким образом, не только отражает действующее законодательство, но может нести в себе и элемент критики существующей юридической системы, может противопоставлять ей исторически обусловленный теоре­тический идеал социальной справедливости.

Так, в средневековом мировоззрении общественное неравен­ство сословий санкционировалось «божественным правом», не­сущим в себе трансцендентную справедливость, а для нарож­дающегося буржуазного мировоззрения идеал социальной справедливости стал связываться с естественным правом, согласно которому каждый человек, независимо от своей сословной при­надлежности, должен иметь равные с другими права. Эта идея естественного равенства людей как идеал социальной справедли­вости отражала объективные требования развивающегося капи­талистического производства, для которого необходимо было раскрепостить личную инициативу, скованную сословными перегородками феодализма. Так родилось формальное право, утверждающее юридическое равенство всех членов общества. В этом состоит исторически прогрессивный смысл буржуазного законодательства.

Юридическое право определяет меру социальной свободы индивида, выступает в качестве границы этой свободы, полу­чающей благодаря законодательному признанию официальную гос. защиту. Право регламентирует и нормативно-обязательные элемен­ты социальной деятельности, что является обратной стороной меры социальной свободы. Естественно, что само законодатель­ство рассматривает эти отношения со стороны государства, то есть исходит из потребностей функционирования общественного целого, а общественное сознание в его правовой обыденно-прак­тической форме смотрит на эту же ситуацию со стороны лично­сти и дает ей ту или иную оценку в соответствии с нравст­венным идеалом социальной справедливости. Теоретическое правосознание стремится объединить обе — государственную и личную - идеи в единое гармоничноецелое.

Любое законодательное право, таким образом, исторично, оно сначала появляется как теоретический идеал, а затем функ­ционирует в качестве закона в соответствии с вызвавшими его социально-историческими причинами. Исторично, следователь­но, и правосознание общества, которое функционирует как знание и оценка исторически изменчивого законодательства.

Однако наряду с переменными характеристиками правосозна­ния в нем содержится и некоторая постоянная величина: всякое общественное сознание обязательно содержит в себе идею обще­ства, а всякая идея общества должна базироваться на определен­ных правовых отношениях. Правосознание общества всегда есть поддержка самой идеи регламентированных отношений между личностью и государством, которые признаются необходимыми для поддержания общества против сил анархии.




double arrow
Сейчас читают про: