Нравственное сознание — это основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. В отличие от политического сознания, отражающего принципы взаимоотношения социальных групп, и от правосознания, в котором уже в значительно большей степени задействована сама человеческая личность, взятая, однако, в ее отношении к обществу как к внеличностной обобщенной социальной силе,, нравственное сознание отражает отношения между личностями и те позиции, с которых человек оценивает свое собственное «я». Формирование нравственного сознания уже на самых ранних этапах исторического развития в конечном счете определяется объективной необходимостью регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей в самых различных областях их общественного бытия.
Особенность нравственных норм состоит в том, что если, например, нормы правосознания формулируются и приводятся в жизнь государственными учреждениями (что не значит, конечно, что правовые нормы неподвластны нравственной оценке), то нормы нравственного сознания и складываются и функционируют в непосредственной практике поведения людей, в процессе их общения, будучи отражением и закреплением их совместного жизненного и исторического опыта. Они закрепляются общественным признанием их ценности с точки зрения всеобщего блага для того или иного коллектива, общественной группы, не имея при этом юридически закрепленной силы. Однако не все в деятельности и поведении человека направляется правовыми и нравственными нормами. Существует многоразветвленная сфера общественной регуляции поведения, которая не может быть отнесена к собственно нравственности. К таким регуляторам относятся обычаи, ритуалы, различные внутригрупповые негласные установления, скоропреходящие стили массового поведения и т. п. Таким образом, нормы собственно нравственного сознания складываются как исторически определенный результат коллективной воли людей, образуя систему апробированных правил и оценок, общественных требований и общественного мнения, то есть систему таких социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов.
|
|
Как проявление общественной сущности человека, нравственность — та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой. Она, следовательно, есть родовой признак человека, вне которого невозможно бытие общества. И в этом смысле нравственное сознание — необходимый фактор прогресса человеческого общества, его гуманизации. Общий прогресс сознания человечества неотделим от прогресса его нравственного сознания. Нравственное сознание, в свою очередь, становится все более разветвленным и обогащенным вместе с социально-историческим прогрессом общества, совершенствованием всех сторон его жизни: экономической, социально-политической, духовной. Нравственность служит средством возвышения человечества: среди сил. его формирующих, нравственность — едва ли не первая.
|
|
В современной науке принято различать два уровня нравственного сознания (так же как это принято и относительно других форм общественного сознания): обыденно-практический и теоретический. Если на обыденно-практическом уровне отражаются реальные нравы общества, те действующие и широко распространенные нормы и оценки, которые подкреплены социально-экономической структурой общества, то на теоретическом уровне формируется прогнозируемый обществом идеал, сфера абстрактного долженствования, которая по понятным историческим причинам никогда не совпадала с реальной действительностью. Идеально-теоретический уровень нравственного сознания чаще всего называется моралью.(лат. тоге» — нравы). Моральное сознание обособилось от непосредственно нравственного тогда же, когда сформировались политическое и правовое мышление, то есть с возникновением государства. Системы моральных императивов как совокупности конкретных, всегда противопоставленных реальным нравам непререкаемых истин исторически изменчивы; чаще всего мораль отражала в превращенной форме скрытые интересы господствующего класса. Однако сам факт появления морали должен быть оценен как существенный поворот в общественном сознании. Мораль в отличие от обыденного уровня нравственного сознания является таким близким к философии воззрением, которое не просто отображает наличные условия и фактические нормы поведения, не просто апеллирует к традиции и обычаям, но критически относится к существующему, находит в наличном ростки прогнозируемого идеала и способствует его реализации в дальнейшей социальной практике.
109. Эстетическое сознание и искусство, его познавательное и воспитательное значение.
Для того чтобы ясно изложить решение этого вопроса, необходимо четко развести два основных, во многом совпадающих, но не тождественных понятия — эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное проявление этого сознания. Эстетическое сознание имеет место в каждом акте человеческой активности, будь то научное мышление или чувственное созерцание, производственная деятельность или сфера быта. Человек оценивает с эстетических позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объективное явление, словом, все, что только вовлекается в сферу его опыта. Искусство же — это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Как бы ни был силен обязательно присутствующий эстетический момент в деятельности, например, ученого, не он все-таки определяет основное содержание его исследований, в искусстве же эстетическое сознание становится главным. Прежде чем перейти к рассмотрению искусства как высшей формы эстетического сознания, необходимо разобраться с проблемой эстетического сознания вообще.
В истории культуры были сформулированы, две противоположные концепции природы эстетического сознания: первая — онтологическая — берет свое начало от античного миропонимания и трактует эстетическое сознание как отражение особых принципов самого бытия, вторая — гносеологическая, сложившаяся в уже обособившейся эстетике, наоборот, интерпретирует его в качестве атрибута одного только человеческого сознания (проявляющегося в особом виде человеческой деятельности, в искусстве), и любые попытки вернуть красоту в объективный мир, в другие виды человеческой деятельности рассматривает как вульгаризацию красоты, как ее социализацию или политизацию, как отрицание самодостаточности и замкнутости искусства.
|
|
С позиций диалектико-материалистического мировоззрения обе эти концепции представляют собой возведенные в абсолют крайности, и вместе с тем в обеих наличествуют зерна истины. С одной стороны, эстетические качества настолько «человечны» в своей основе (или, говоря философским языком, гносеологичны), что их нельзя рассматривать как первопринципы мира, существующие независимо от человека: ведь чтобы быть «эстетически выразительным», нужно не только быть таковым, но и быть воспринятым кем-то, поэтому существование людей, общества — необходимое условие превращения эстетической ценности из возможного в действительное.
В чем конкретно проявляется зависимость эстетического ощущения от объекта созерцания? В том, что эстетическое ощущение, будучи чувственным по своей природе, невозможно без внешнего стимула — будь то пейзаж, человеческое лицо или произведение искусства, всегда имеющее материально зафиксированную форму. Выразительность внешней формы есть, таким образом, необходимый источник эстетического наслаждения. В чем, с другой стороны, проявляется зависимость эстетического ощущения от субъекта созерцания? В том, что при оценке выразительности внешней формы объекта субъект неизбежно должен приложить духовное усилие для того, чтобы вскрыть идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Чтобы быть выразительным в форме, то есть чтобы быть эстетически значимым, нужно не только быть воспринимаемым — уже одним этим субъект превращается в решающее условие эстетического акта, но и иметь смысловую наполненность, по отношению к которой только и будет иметь значение качество выразительности. Внутренняя жизнь предмета должна как бы «очеловечиться», то есть пройти через горнило взыскующей рефлексии человеческого духа, получить в нем адекватное понимание и приятие. И только в том случае, если налицо оба условия — и внешняя форма объекта, и его «очеловеченный» духовный смысл — может состояться эстетическое событие.
|
|
Эстетическое, таким образом, есть непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевающая в себе процесс опредмечивания человеческой сущности и «очеловечивания» природного мира, которая воспринимается и переживается человеком как самостоятельная жизненная ценность.