Всеобщая концепция субстанции исторического процесса

В этой концепции субстанция человеческой истории раскрывается на основе всеобщих философских категорий (материи, развития, бесконечности, необходимости и случайности, закона и закономерности, причины и следствия и т.д.), в контексте концепции единого закономерного мирового процесса, стержнем которой выступает последовательность основных форм материи.

Важнейшим достижением марксистской философии является выведение человека из процесса развития объективного мира, его бесконечной сущности. Человек, согласно Энгельсу, – высший этап развития материи, возникающий «в силу самой ее природы» и являющийся ее высшим выражением. Как «высший цвет материи», человек представляет собой единство всеобщего, особенного и единичного, конечного и бесконечного. Аккумулируя основное содержание предшествующих ступеней развития, он несет в себе не частицу всеобщего, а всеобщее как целостность. Все свойства материи представлены в нем в универсальной форме. Субстан­циаль­ность материи, ее свойство «быть причиной самой себя» получили концентрированное выражение в способности человека творить свое бытие и сущность, «по меркам любого вида». Движение и развитие выражены в активности человека – труде и мышлении — имеющей наиболее сложный, универсальный характер.

Субстанция человеческой истории – концентрированная и персонифицированная сущность мира. Сущность человека, таким образом, есть концентрированное выражение сущности материи как субстанции.

Как универсальное существо, находящееся в универсальном отношении к миру, человек способен вмешиваться в любые причинные связи, причинять любые явления объективного и субъективного мира, т.е. выступает в качестве универсального причинного фактора. По Марксу, «практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело». Благодаря направленности труда на любые предметы и явления бесконечного мира и способности сознания создавать их мысленные прообразы человек творит новую природную реальность, не существующие в природе необходимые для его существования условия, а тем самым и самого себя как высшую ценность и цель. Преобразующий способ бытия ставит человека в практическое отношение не только к вещам, с которыми он непосредственно взаимодействует, но и к бесконечному миру как целому. Животное приспосабливается к среде и тем самым не противопоставляет себя бесконечному миру, человек преобразует мир и поэтому противостоит ему. Бесконечное в человеке проявляется прежде всего через его творческую материальную деятельность. Осуществлять деятельность, качественно отличную от природной, биологической, может лишь существо, которое субстанционально коренным образом отличается от живой природы.

Важным достижением марксистской философии является выведение способности человека к бесконечному прогрессу из неисчерпаемости человеческой сущности как концентрированной сущности мира. Возникая в силу самой природы бесконечного мира и находясь с ним в глубоком родстве, человек способен к бесконечному развитию, оставаясь при этом самим собой. Ни его неисчерпаемая сущность, ни бесконечная иерархическая последовательность форм материи, составляющих здание природы, не содержат «запретов» на движение преобразовательной деятельности человека от высших, уже освоенных форм материи к низшим. «Вниз по лестнице (основных форм материи), ведущей вверх» – таков внутренний смысл прогресса человеческого общества.

Способность бесконечно развиваться, оставаясь человеком, обусловлена логикой развития материального мира – от бесконечного многообразия природных форм к единообразию одного типа социальных существ, несущего в себе в обобщенном виде все многообразие реального мира и порождающего бесконечное многообразие новой, создаваемой им реальности.

Человеческая сущность непрерывно углубляется в себя, в свое основание, поскольку она есть высшая реальность и высшая ценность в мире. [55] Это движение в собственную сущность представляет собой последовательную, потенциально бесконечную смену уровней развития — от относительно простого, универсального до все более глубоких и сложных. Исторический процесс как развитие человеческой сущности является, таким образом, завершением и вместе с тем продолжением мирового процесса, так как по сути он есть развитие сущности мира в глубь самой себя. Однако развитие человека – это не фатально предопределенный процесс, а продукт его собственной деятельности. Он сам, будучи универсальным материальным существом, создает объективные условия, определяющие его развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: