Первобытное производство

В развитии первобытного производства выделяют две стадии: присваивающую и производящую. Они различаются степенью развития сущностных сил (природных и социальных), что нашло выражение в характере труда и его производительности, природе собственности, духовной культуре, мировоззрении. На начальной стадии люди производили простейшие орудия труда и с их помощью присваивали средства к жизни. В силу того что главным объективным условием была «находимая трудом природа», этот образ жизни называют присваивающим. Основные способы добывания пищи – охота, собирательство, рыболовство. Решающим орудием были лук и стрела. Разделение труда существовало лишь между полами. Корни успеха собирателей и охотников лежат в неизменно возраставшей способ­ности к объединению усилий, укреплению общественного образа жизни в составе кочевого племени. Знания и навыки редко выходили за рамки одного племени, а внутри его передавались от поколения к поколению преимущественно в устной форме. С гибелью вождя племени утрачивались наиболее ценные знания и умения. Многие из них приходилось осваивать заново. Из-за нехватки подлинного, основанного на опыте, знания человек прибегал к сверхъестественным объяснениям, мифам и магии.

С переходом от кочевого образа жизни к оседлому характерным становится приручение и разведение животных и возделывание расте­ний. По мере развития земледелия и скотоводства, взяв под свой контроль определенные природные процессы, человек начал произ­во­дить средства к жизни. Новые средства к жизни и большая избыточ­ность труда способствовали переходу от распределения в соответст­вии с полом и возрастом к трудовому способу распределения.

В сфере изготовления орудий труда особо важное значение приобрели плавка металлических руд и обработка металлов, самыми важными из которых были медь и олово, а также выплавляемая из них бронза. Каждый освоенный предмет (камень, кость, дерево и т.д.) или процесс (обивка, шлифование, сверление, метание и т.д.) становится предметом человеческих способностей и потребностей и воплощается в орудиях труда. Переход к освоению и использованию металлов, применению наряду с механическими более сложных (физических, химических и т.д.) свойств вещей приводит к значительному росту сущностных сил человека и, соответственно, к изменению качества и количества труда, его дифференциации и специализации. При этом, превращая предмет труда во все более сложный, человек «пробегает» элементарный процесс усложнения и мысленно, поскольку имеет мыс­ленную модель потребного предмета, и операционально, осуществ­ляя те операции, которые приводят к усложнению предмета труда. Так, создавая из камня элементарное орудие труда, человек использовал сформированный им мысленный образ более сложного предмета, который предстояло получить, и посредством серии операций прев­ращал исходный предмет в более сложный. Чем сложнее присвоенные человеком силы природы, тем сложнее он сам и осуществляемый им процесс труда.

Так как наиболее общей сущностью труда, «субстанцией» являются действующие сущностные силы человека, которые могут существовать и развиваться, только присоединяя к своей исходной (природной и социальной) активности силы природы, сами по себе безграничные, уровень его развития есть функция того многообразия качеств внешнего мира, которые он ассимилирует, преобразует и использует. Иначе говоря, то, что представляют собой индивиды, совпадает с их производством – «совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят».[67] Первобытное производство характеризуется относительной простотой, низкой производительностью, простейшими орудиями труда, но его общественный характер играет огромную роль в формировании социальной сущности индивида и общества. Первобытным индивидам присущи все наиболее общие человеческие свойства и черты, однако они представлены в них в наиболее абстрактном, неразвитом виде. Это были не развитые, но целостные, свободные, не подверженные отчуждению люди, с чувством собственного достоинства, здравым смыслом, прямодушием, бескорыстием, храбростью. Индивидуальное в них совпадает с родовой сущностью, общественное и личное – непосредственно едины, хотя они опосредуют друг друга и примат принадлежит родовому началу.

Рост сложности труда привел к первому общественному разделению труда – отделению скотоводства от земледелия, что сделало возможным регулярный обмен между племенами. Скот стал товаром, посредством которого оценивались все другие товары, и приобрел функцию денег. Весь избыток, который давало скотоводство, принадлежал мужчине. Это обусловило его господство в доме, самостоятельность семьи. Обрабатываемая земля начинает переда­вать­ся в пользование сначала домашним общинам, а затем и отдельным лицам. Это подрывает первобытную общность, способствует станов­лению древних цивилизаций.

Чаще всего их характеризуют как общество с азиатским способом производства, представляющее собой своеобразную систе­му земледельческих общин, объединенных государством. Земледель­ческая община сочетала в себе общую собственность на землю, коллективный труд с зародышем частной собственности в виде дома и приусадебного участка отдельной семьи. Системы земледельческих общин, как правило, возникали в долинах больших рек, где борьба с наводнениями и ирригация были непременными условиями земле­делия. Образовавшиеся на этой основе государства, взимая натуральную ренту, присваивали прибавочный продукт и тем самым обеспечивали себе верховную собственность на землю и воду; в их руках сосредоточивалась также и торговля. Примат коллективного начала над частным, неразвитое общественное разделение труда, неглубокая классовая дифференциация обеспечивали ей высокую жизнеспособность, устойчивость. Азиатский способ производства, таким образом, содержит в себе самом все необходимые условия воспроизводства индивида в его традиционных отношениях к общине и в этом смысле является наиболее консервативным. Устойчивость отношений собственности и, следовательно, общины – необходимое условие сохранения формы натурального производства.

Первое крупное общественное разделение труда наряду с увеличением количества труда, его избыточности, вызвало увеличение количества труда, приходящегося на каждого члена рода или семьи, что породило потребность в применении новой рабочей силы. Ее поставляла война, которую раньше вели прежде всего с целью расширения территории, а теперь – ради грабежа и пополнения рабочей силы: военнопленных чаще всего обращали в рабов. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. Деление общества на классы вызвано не только отделением скотоводства от земледелия, положив­шим начало регулярному обмену и частной собственности, но в первую очередь отделением материального, физического труда от умственного. С использованием рабов в качестве рабочей силы собственный труд начинает считаться более позорным, чем война и грабеж. Приобретение богатства посредством грабежа и присвоения труда рабов становится на длительный период одной из важнейших жизненных целей. С разделением труда, породившим частную собст­венность, расколовшим общество на враждебные классы, поставив­шим на место всех физических и духовных чувств человека чувство обладания, первобытное производство приходит в упадок. Но в его основе – первобытном труде, как изначальной форме, непосредственно обусловленной физическими и духовными свойствами человека, совместной работой его головы и рук, общественном характере труда и отношений заложены все последующие этапы развития, опреде­ляемые противоречием всеобщего и особенного. Этому труду, освободившемуся от примитивной, инстинктивной формы и ставшему исключительным достоянием человека, присущи все наиболее общие признаки: присвоение вещества природы, изменение его формы, осуществление сознательной цели, овеществление в орудиях труда сущностных сил человека, превышение результатами труда издержек на поддержание труда и т.д. По мере развития человечества в его основных ступенях реализуется, т.е. действительно возникает, то, что в зачаточной форме было заложено во всеобщем и особенном в начале.

Рост сложности труда означает возвышение прежде всего труда вообще, общей способности к труду, заключающеему в себе основной импульс к саморазвитию, творчеству. Становление и развитие челове­чества немыслимо без непрерывного возрастания труда вообще, его внутреннего усложнения и обогащения. Как более сложная, каждая последующая форма производства обладает более развитой общей способностью к труду и, следовательно, более мощным импульсом к прогрессу. Однако вследствие низкой производительности труда рост сущностных сил человека может осуществляться только посредством усиленного разделения труда на материальный и духовный. Именно оно «расщепляет» сущностные силы человека, делает действительным то, что духовная и материальная деятельность, наслаждение и труд, производство и потребление выпадают на долю различных инди­ви­дов. Вместе с этим (действительным) разделением труда дано нерав­ное распределение труда и его продуктов, т.е. дана и частная собственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: