С расширением масштабов производства, развитием производительной силы труда все меньшей массы труда оказывается достаточно для того, чтобы привести в движение, оживить большую массу машин и сырья. «Закон, согласно которому все возрастающая масса средств производства, вследствие прогресса производительности общественного труда, приводится в движение все с меньшей и меньшей затратой человеческой силы»[123] есть всеобщий закон накопления, свойственный всем общественно-экономическим формациям, но действующий в них по-разному, ибо воспроизводство в расширенных размерах совершается не в одинаковом масштабе. Этот закон – выражение аккумулятивного характера развития человеческой сущности, сущностных сил человека, в первую очередь общей способности к труду. Аккумулятивный характер развития общей способности к труду, труда вообще в наибольшей мере проявляется при переходе от одного исторического типа труда к другому и заключается в росте богатства содержания, концентрации содержания, его обобщении и уплотнении. Как более сложный, каждый последующий тип труда включает в себя основное всеобщее содержание предшествующего труда и вместе с тем обладает некоторым добавочным содержанием, приращением сложности. Ручной труд не исчезает с появлением более сложных форм труда, а включается в них в качестве основы и получает дальнейшее развитие. Соединение человека с машиной оказывается невозможным без хорошо развитой руки, способности приводить в движение собственные мускулы, мозг. Без умения выполнять наиболее общие ручные операции невозможно выработать способность работать в общественно необходимом ритме, ибо машины функционируют только в рамках общественного, или совместного, труда.
Аккумулятивный характер развития общей способности к труду особенно ярко проявился в усложнении средств труда – от примитивных форм до автоматизированных систем. История человечества поэтому есть не простая смена поколений, а процесс обогащения, роста сущностных сил человека, наполнения их все более богатым содержанием. Благодаря этому каждый последующий шаг исторического действия становится более эффективным, мощным, что и обусловливает ускоренное развитие общества. Рост основательности исторического действия – это прежде всего результат аккумулятивного развития сущностных сил человека, выражающегося в аккумулятивном развитии техники, науки, искусства и т.д..
В основу анализа капитала, его исторического развития Марксом положена трактовка развития, понимаемого не как простая смена одной ступени другой, а как аккумуляция, накопление содержания. Такая трактовка развития, в отличие от распространенной упрощенной идеи развития как «смены одного другим», была введена еще Гегелем и на новой, материалистической основе выражена в марксистской конкретно-всеобщей теории развития.[124] Рассматривая в «Понятии» процесс развития идеи в его сложившемся целостном виде, Гегель сформулировал замечательную трактовку развития как аккумулятивного процесса. «На каждой ступени дальнейшего определения, – писал он, – всеобщее поднимает выше всю массу его предшествующего содержания и не только ничего не теряет вследствие своего диалектического поступательного движения, и не оставляет ничего позади себя, но несет с собой все приобретенное, и обогащается и уплотняется внутри себя...».[125]
Оценивая эту мысль Гегеля, Ленин писал: «Этот отрывок очень недурно подводит своего рода итог тому, что такое диалектика».[126]
Аккумулятивный характер развития – одна из важнейших закономерностей развития, которая обнаруживается конкретно-всеобщей теорией развития, оставаясь скрытой в плане абстрактно-всеобщего подхода к развитию. В «Капитале» Маркса представлена конкретно-всеобщая трактовка развития, которая позволила раскрыть действительную сущность капитала, важнейшие законы его развития, всеобщий закон капиталистического накопления.






