Культура и цивилизация

В понимании культуры в последнее время наибо-

лее активно конкурируют между собой две парадиг-

мы. В основе одной из них лежит деятельностный

подход к культуре, как ≪духовному коду жизнедеятель-

ности людей≫. Другая ориентирована на ценност-

ный подход к культуре как ≪сложной иерархии идеа-

лов и смыслов≫. При этом культура интерпретируется

как надындивидуальная реальность или как реаль-

ность личностного характера.

Понятие ≪цивилизация≫ первоначально появи-

лось во французском языке в середине XVIII в. в рам-

ках теории прогресса и употреблялось только в един-

ственном числе. В частности, просветители называли

цивилизацией идеальное общество, основанное на

разуме и справедливости.

Кризис лрогрессистских иллюзий просветителей,

богатый этноисторический материал, полученный

в ≪эпоху путешествий≫ и обнаруживший огромное разно-

образие нравов и культур вне Европы, привели к тому,

что в начале XIX в. возникла этнографическая кон-

цепция цивилизаций, в основу которой было поло-

жено представление о том, что у каждого народа - своя

цивилизация (Г. Жуффруа).

В целом во второй половине XVIII —начале XIX вв.

утвердились три подхода к пониманию цивилиза-

ции:

1) унитарный (цивилизация - идеал прогрессивно-

го развития человечества как единого целого);

2) стадиальный (цивилизация - этапы прогрессив-

ного развития человечества как единого целого);

3) локально-исторический (цивилизация - качест-

венно различные, уникальные этнические или исто-

рические общественные образования).

В это время Ф. Гизо, заложивший основы этно-

исторической концепции цивилизаций, предпринял попыт-

ку разрешить противоречие между идеей прогресса

единого рода человеческого и реалиями культурно-исто-

рического многообразия народов. Он считал, что,

с одной стороны, существуют локальные цивилизации,

а с другой - над ними есть еще и цивилизация как про-

гресс человеческого общества в целом.

Однако дальнейшие попытки разрешить это проти-

воречие завершились утверждением в европейской

философско-исторической мысли методологии одно-

линейного прогрессизма.

Согласно этой методологии в истории действуют

силы и законы, имеющие универсальный характер,

а национальные истории являются лишь частным

случаем их проявления. Мировая история стала рас-

сматриваться как процесс перехода из одного состоя-

ния в другое, более развитое и совершенное. От-

дельные народы в своей истории - быстрее или

медленнее - идут по одной линии прогресса, поэтому

более продвинутые европейские страны как бы зада-

ют цель и идеал общественного развития вообще.

В рамках этой методологии появились концепции

≪исторических≫ и ≪неисторических≫ народов; закон

≪трех стадий развития нравственности≫ (семьи, граж-

данского общества и государства) Г. В. Ф. Гегеля;

закон ≪трех стадий эволюции мысли≫ (теологической,

метафизической, позитивной) О. Конта; теория ≪об-

щественно-экономических формаций≫ К. Маркса.

Несмотря на различия европейских универсальных

философских концепций истории человечества, идея

уникальности культурно-исторического развития на-

родов прочно укоренилась лишь в романтической

историографии.

в качестве неписаного закона посредством обыден-

ного сознания выполняет регулятивную, ценностно-

ориентационную и социализирующую функции.

Искусство - мастерство, умение, развитые зна-

нием дела; творческая деятельность по созданию

произведений в эстетически выразительных формах.

Религия, широко использующая достижения искус-

ства и нормы морали, выступает как органическая

часть культуры.

В истории философии выделяются основные моде-

ли культуры. Натуралистическая [М. Ф. А. Вольтер

Ж. Ж. Руссо, П. А. Д. Гольбах) сводила культуру

к предметно-вещественным формам ее проявления,

видела в культуре человеческое продолжение приро-

ды. В классической модели культуры (XIX в.) человек

освобождается от зависимости от природного и бо-

жественного миров и предстает как творец культуры,

развивающий свои духовные потенции на основе

принципов гуманизма, рационализма и историзма

(в идеалистическом варианте). В марксисткой фило-

софии классическая модель культуры приняла мате-

риалистическую форму. Неклассическая (модернист-

ская) модель ориентирована на повседневную жизнь

человека. В постмодернистской модели обращается

внимание на то, что мир противится неразумному

воздействию на него человека.

Культура - самовоспроизводство человека, осу-

ществляемое в его материальной и духовной деятель-

ности. В соответствии с этим различают материаль-

ную и духовную стороны культуры. Материальная

культура - совокупность материальных благ, средств

и форм их производства и способов овладения ими.

Духовная культура - сфера сознания (познание,

воспитание и просвещение, наука, философия, раз-

личные формы сознания, культура общения, дискус-

сий и т. д.), совокупность способов деятельности по

созданию духовных ценностей.

производства следует выделить следующие основ-

ные функции:

1) производство новых знаний, норм, ценностей, ориен-

тации и значений;

2) накопление, хранение и распространение знаний,

норм, ценностей и значений;

3) воспроизводство духовного процесса через под-

держание его преемственности;

4) коммуникация, обеспечивающая знаковое взаимо-

действие между субъектами деятельности, их диф-

ференциацию и единство;

5) социализация общества через создание структуры

отношений, опосредованных культурными компо-

нентами.

Как дополнительная форма социализации выде

ляется рекреативная, или игровая, культура, действую-

щая в отведенной для нее сфере. Функция производ-

ства новых норм, ценностей, значений и знаний связана

с исторической эволюцией производства знаний и зна-

чений (от гадательных способов к научным системам),

Высока роль практического опыта, художественного

творчества и науки во введении инноваций. Ситуация

информационного взрыва в современном мире требу-

ет радикальных изменений в способах хранения, си-

стематизации и накопления информации.

Благодаря культуре осуществляется передача со-

циального опыта как от одного поколения к друго-

му, входящему в жизнь, так и в синхронном разрезе

внутри общества, между странами и народами.

Культура сохраняет социальный опыт поколений

в понятиях и словах. В этом смысле культура - па-

мять общества, кладовая накопленного им опы-

та, хранительница времени, упорядочивающего этот

опыт. Именно в ценностной и смысловой сферах куль-

туры фиксируются цели, перспективы и проекты че-

ловеческой деятельности. Характер целеполагания

весьма различен в зависимости от уровня культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: