В понимании культуры в последнее время наибо-
лее активно конкурируют между собой две парадиг-
мы. В основе одной из них лежит деятельностный
подход к культуре, как ≪духовному коду жизнедеятель-
ности людей≫. Другая ориентирована на ценност-
ный подход к культуре как ≪сложной иерархии идеа-
лов и смыслов≫. При этом культура интерпретируется
как надындивидуальная реальность или как реаль-
ность личностного характера.
Понятие ≪цивилизация≫ первоначально появи-
лось во французском языке в середине XVIII в. в рам-
ках теории прогресса и употреблялось только в един-
ственном числе. В частности, просветители называли
цивилизацией идеальное общество, основанное на
разуме и справедливости.
Кризис лрогрессистских иллюзий просветителей,
богатый этноисторический материал, полученный
в ≪эпоху путешествий≫ и обнаруживший огромное разно-
образие нравов и культур вне Европы, привели к тому,
что в начале XIX в. возникла этнографическая кон-
цепция цивилизаций, в основу которой было поло-
|
|
жено представление о том, что у каждого народа - своя
цивилизация (Г. Жуффруа).
В целом во второй половине XVIII —начале XIX вв.
утвердились три подхода к пониманию цивилиза-
ции:
1) унитарный (цивилизация - идеал прогрессивно-
го развития человечества как единого целого);
2) стадиальный (цивилизация - этапы прогрессив-
ного развития человечества как единого целого);
3) локально-исторический (цивилизация - качест-
венно различные, уникальные этнические или исто-
рические общественные образования).
В это время Ф. Гизо, заложивший основы этно-
исторической концепции цивилизаций, предпринял попыт-
ку разрешить противоречие между идеей прогресса
единого рода человеческого и реалиями культурно-исто-
рического многообразия народов. Он считал, что,
с одной стороны, существуют локальные цивилизации,
а с другой - над ними есть еще и цивилизация как про-
гресс человеческого общества в целом.
Однако дальнейшие попытки разрешить это проти-
воречие завершились утверждением в европейской
философско-исторической мысли методологии одно-
линейного прогрессизма.
Согласно этой методологии в истории действуют
силы и законы, имеющие универсальный характер,
а национальные истории являются лишь частным
случаем их проявления. Мировая история стала рас-
сматриваться как процесс перехода из одного состоя-
ния в другое, более развитое и совершенное. От-
дельные народы в своей истории - быстрее или
медленнее - идут по одной линии прогресса, поэтому
более продвинутые европейские страны как бы зада-
ют цель и идеал общественного развития вообще.
|
|
В рамках этой методологии появились концепции
≪исторических≫ и ≪неисторических≫ народов; закон
≪трех стадий развития нравственности≫ (семьи, граж-
данского общества и государства) Г. В. Ф. Гегеля;
закон ≪трех стадий эволюции мысли≫ (теологической,
метафизической, позитивной) О. Конта; теория ≪об-
щественно-экономических формаций≫ К. Маркса.
Несмотря на различия европейских универсальных
философских концепций истории человечества, идея
уникальности культурно-исторического развития на-
родов прочно укоренилась лишь в романтической
историографии.
в качестве неписаного закона посредством обыден-
ного сознания выполняет регулятивную, ценностно-
ориентационную и социализирующую функции.
Искусство - мастерство, умение, развитые зна-
нием дела; творческая деятельность по созданию
произведений в эстетически выразительных формах.
Религия, широко использующая достижения искус-
ства и нормы морали, выступает как органическая
часть культуры.
В истории философии выделяются основные моде-
ли культуры. Натуралистическая [М. Ф. А. Вольтер
Ж. Ж. Руссо, П. А. Д. Гольбах) сводила культуру
к предметно-вещественным формам ее проявления,
видела в культуре человеческое продолжение приро-
ды. В классической модели культуры (XIX в.) человек
освобождается от зависимости от природного и бо-
жественного миров и предстает как творец культуры,
развивающий свои духовные потенции на основе
принципов гуманизма, рационализма и историзма
(в идеалистическом варианте). В марксисткой фило-
софии классическая модель культуры приняла мате-
риалистическую форму. Неклассическая (модернист-
ская) модель ориентирована на повседневную жизнь
человека. В постмодернистской модели обращается
внимание на то, что мир противится неразумному
воздействию на него человека.
Культура - самовоспроизводство человека, осу-
ществляемое в его материальной и духовной деятель-
ности. В соответствии с этим различают материаль-
ную и духовную стороны культуры. Материальная
культура - совокупность материальных благ, средств
и форм их производства и способов овладения ими.
Духовная культура - сфера сознания (познание,
воспитание и просвещение, наука, философия, раз-
личные формы сознания, культура общения, дискус-
сий и т. д.), совокупность способов деятельности по
созданию духовных ценностей.
производства следует выделить следующие основ-
ные функции:
1) производство новых знаний, норм, ценностей, ориен-
тации и значений;
2) накопление, хранение и распространение знаний,
норм, ценностей и значений;
3) воспроизводство духовного процесса через под-
держание его преемственности;
4) коммуникация, обеспечивающая знаковое взаимо-
действие между субъектами деятельности, их диф-
ференциацию и единство;
5) социализация общества через создание структуры
отношений, опосредованных культурными компо-
нентами.
Как дополнительная форма социализации выде
ляется рекреативная, или игровая, культура, действую-
щая в отведенной для нее сфере. Функция производ-
ства новых норм, ценностей, значений и знаний связана
с исторической эволюцией производства знаний и зна-
чений (от гадательных способов к научным системам),
Высока роль практического опыта, художественного
творчества и науки во введении инноваций. Ситуация
информационного взрыва в современном мире требу-
ет радикальных изменений в способах хранения, си-
стематизации и накопления информации.
Благодаря культуре осуществляется передача со-
циального опыта как от одного поколения к друго-
му, входящему в жизнь, так и в синхронном разрезе
внутри общества, между странами и народами.
|
|
Культура сохраняет социальный опыт поколений
в понятиях и словах. В этом смысле культура - па-
мять общества, кладовая накопленного им опы-
та, хранительница времени, упорядочивающего этот
опыт. Именно в ценностной и смысловой сферах куль-
туры фиксируются цели, перспективы и проекты че-
ловеческой деятельности. Характер целеполагания
весьма различен в зависимости от уровня культуры.