Материя. Материя(от лат. Material - ≪вещество≫) - философ-

Материя (от лат. material - ≪вещество≫) - философ-

ская категория для обозначения некой пространствен-

ной телесности, ≪мертвое вещество≫, противополож-

ное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она

оформилась как материализм, а в сфере науки - как

естесствознание.

Это объективная реальность, которая существует

независимо от сознания и отражается в нем. Мате-

рия - это бесконечное множество всех существующих

явлений, объектов и систем, субстрат всех многооб-

разных свойств, взаимодействий и форм движения.

Материя существует во множестве конкретных

форм, каждая из которых обладает многообразием

свойств и взаимодействий, сложным строением и яв-

ляется элементом более общей системы. Поэтому

было бы неправильно понимать ≪материю как тако-

вую≫ как некоторую неизменную первичную субстан-

цию вне ее конкретных форм.

Сущность материи раскрывается через ее много-

образные свойства и взаимодействия, познание ко-

торых и означает познание самой материи. Чем более

сложной является материя, тем более разнообразны

и дифференцированны ее взаимосвязи и свойства.

На высшем уровне сложности в связи с появлени-

ем разумных существ некоторые из свойств материи,

такие как сознание, кажутся необычными, непохожими

на нее и на первый взгляд представляются не связан-

ными с ней. Утверждение безусловности такого пред-

ставления, неспособность раскрыть связь сознания

с материей постоянно приводили к возникновению раз-

личных монистических и дуалистических учений.

В диалектическом материализме противопоставле-

Х н и е материи и сознания условно, Оно имеет смысл

только для постановки и решения основного вопроса

философии, а за его пределами утрачивает абсолют-

ное значение, поскольку сознание, общественные

идеи и так далее могут выступать в отношении како-

го-либо материального процесса как нечто опреде-

ляющее его и в этом смысле первичное.

Активная преобразующая деятельность общества

приводит к тому, что в окружающем нас мире опреде-

ленная группа материальных объектов (средства произ-

водства, здания, продукты химического синтеза,

предметы потребления и т. п.) по своему происхож-

дению и форме организации в какой-то мере зависит

от сознания человека, поскольку в них воплощается

человеческий замысел.

По мере развития науки и техники все более будет

расширяться множество материальных объектов,

свойства, формы организации идаже происхождение

которых будут зависеть от преобразующей сознатель-

ной деятельности людей.

Философское понимание материи как объективной

реальности конкретизируется и дополняется естест-

венно-научными воззрениями на строение и свой-

ства материи. Но было бы неправильно отождеств-

лять материю как философскую категорию с теми или

иными воззрениями на строение материи, так как они

изменяются в зависимости от новых открытий науки,

в то время как философское определение материи

остается незыблемым.

Точно так же ошибочно отождествлять материю как

философскую категорию с каким-нибудь конкретным

ее видом, например с веществом.

Материалисты XVII—VIII вв. (Г. Гоббс, Ж. О. Ла-

метри) понимали дух лишь как комбинацию ощу-

щений в целом, как разновидность чувственного по-

знания. Диалектический материализм не сводит

духовное к простой сумме ощущений и отвергает

представление о нем как о чем-то существующем не-

зависимо от материи. Духовное - это высокоорга-

низованная материя, результат общественно-истори-

ческой практики людей.

Общественное сознание выступает как отра-

жение общественного бытия. В то же время оно ак-

тивно воздействует на общественное бытие, на прак-

тическую деятельность человечества.

Представления о духе в истории философской мысли

связаны со взглядами на природу человека. Филосо-

фы Античности, особенно натурфилософы, рассмат-

ривали человека как образ космоса, микрокосмос.

Начиная с Сократа, они считали человека двойствен-

ным существом, состоящим из тела и души. Платон

соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу

формой. В средневековой философии главное раз-

межевание происходит не столько между телом и ду-

шой человека, сколько между ≪плотским человеком≫

и ≪духовным человеком≫. Природа человека понима-

ется как трехчастная: тело - душа - дух. Духовность

человека состоит в его совести, причастности к Бо-

жественному посредством веры, надежды и любви.

Развитая в средневековой философии позиция на-

лидит свое продолжение в православной, католиче-

ской и протестантской концепциях человека, т. е.

в рамках основных вероисповеданий христианства.

рее (Бог). Человек еще связан узами с природными

реалиями и родовыми отношениями, но начинает

осознавать свою специфичность. Выделена роль

субъекта, но еще не относится к отдельной личности.

Источник бытия, блага и красоты - Бог. Распростра-

нение христианства. Монотеизм. Ориентация на ир-

рациональные и сверхрациональные источники позна-

ния (интуицию, откровение). Развитие религиозной

и религиозно-мистической философии.

Переход от Средневековья к Новому времени - Воз-

рождение (XIV-XV вв.): возникновение городов-

государств, становление национальных государств,

церковные реформы - поиск новых жизненных ориен-

тиров. Возникновение идеи доверия к естественному

человеческому разуму. Человек - творец, художник.

Антропоцентризм.

Новое время (XV-XIX вв.). Тип философствова-

ния - деятельностный, философский интерес - чело-

век и общество. Человечество впервые осознало, что

оно обречено жить в пределах одного исторического

пространства и времени. Европа с XV в. осуществи-

ла всемирную экспансию и поняла, что не одна в ми-

ре. Европейские ценности - гуманистические

идеи, подпитывали рационализм, умеренность, упор-

ство, предприимчивость. Сменившая у власти монар-

хов буржуазия несла новую идеологию: вопросы о

месте человека в мире, о новой системе управления

общест-вом - идею народовластия, республики. В

борьбу включилась социалистическая идея. Все это

отражалось в философской мысли. Человек - авто-

номно мыслящий субъект, нуждающийся в новом юри-

диче-ском мировоззрении для обоснования и защиты

прав гражданина.

Новейшее время (XX в.). Тип философствования -

социально-экологический, философский интерес - язык.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: