Материя (от лат. material - ≪вещество≫) - философ-
ская категория для обозначения некой пространствен-
ной телесности, ≪мертвое вещество≫, противополож-
ное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она
оформилась как материализм, а в сфере науки - как
естесствознание.
Это объективная реальность, которая существует
независимо от сознания и отражается в нем. Мате-
рия - это бесконечное множество всех существующих
явлений, объектов и систем, субстрат всех многооб-
разных свойств, взаимодействий и форм движения.
Материя существует во множестве конкретных
форм, каждая из которых обладает многообразием
свойств и взаимодействий, сложным строением и яв-
ляется элементом более общей системы. Поэтому
было бы неправильно понимать ≪материю как тако-
вую≫ как некоторую неизменную первичную субстан-
цию вне ее конкретных форм.
Сущность материи раскрывается через ее много-
образные свойства и взаимодействия, познание ко-
торых и означает познание самой материи. Чем более
|
|
сложной является материя, тем более разнообразны
и дифференцированны ее взаимосвязи и свойства.
На высшем уровне сложности в связи с появлени-
ем разумных существ некоторые из свойств материи,
такие как сознание, кажутся необычными, непохожими
на нее и на первый взгляд представляются не связан-
ными с ней. Утверждение безусловности такого пред-
ставления, неспособность раскрыть связь сознания
с материей постоянно приводили к возникновению раз-
личных монистических и дуалистических учений.
В диалектическом материализме противопоставле-
Х н и е материи и сознания условно, Оно имеет смысл
только для постановки и решения основного вопроса
философии, а за его пределами утрачивает абсолют-
ное значение, поскольку сознание, общественные
идеи и так далее могут выступать в отношении како-
го-либо материального процесса как нечто опреде-
ляющее его и в этом смысле первичное.
Активная преобразующая деятельность общества
приводит к тому, что в окружающем нас мире опреде-
ленная группа материальных объектов (средства произ-
водства, здания, продукты химического синтеза,
предметы потребления и т. п.) по своему происхож-
дению и форме организации в какой-то мере зависит
от сознания человека, поскольку в них воплощается
человеческий замысел.
По мере развития науки и техники все более будет
расширяться множество материальных объектов,
свойства, формы организации идаже происхождение
которых будут зависеть от преобразующей сознатель-
ной деятельности людей.
Философское понимание материи как объективной
|
|
реальности конкретизируется и дополняется естест-
венно-научными воззрениями на строение и свой-
ства материи. Но было бы неправильно отождеств-
лять материю как философскую категорию с теми или
иными воззрениями на строение материи, так как они
изменяются в зависимости от новых открытий науки,
в то время как философское определение материи
остается незыблемым.
Точно так же ошибочно отождествлять материю как
философскую категорию с каким-нибудь конкретным
ее видом, например с веществом.
Материалисты XVII—VIII вв. (Г. Гоббс, Ж. О. Ла-
метри) понимали дух лишь как комбинацию ощу-
щений в целом, как разновидность чувственного по-
знания. Диалектический материализм не сводит
духовное к простой сумме ощущений и отвергает
представление о нем как о чем-то существующем не-
зависимо от материи. Духовное - это высокоорга-
низованная материя, результат общественно-истори-
ческой практики людей.
Общественное сознание выступает как отра-
жение общественного бытия. В то же время оно ак-
тивно воздействует на общественное бытие, на прак-
тическую деятельность человечества.
Представления о духе в истории философской мысли
связаны со взглядами на природу человека. Филосо-
фы Античности, особенно натурфилософы, рассмат-
ривали человека как образ космоса, микрокосмос.
Начиная с Сократа, они считали человека двойствен-
ным существом, состоящим из тела и души. Платон
соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу
формой. В средневековой философии главное раз-
межевание происходит не столько между телом и ду-
шой человека, сколько между ≪плотским человеком≫
и ≪духовным человеком≫. Природа человека понима-
ется как трехчастная: тело - душа - дух. Духовность
человека состоит в его совести, причастности к Бо-
жественному посредством веры, надежды и любви.
Развитая в средневековой философии позиция на-
лидит свое продолжение в православной, католиче-
ской и протестантской концепциях человека, т. е.
в рамках основных вероисповеданий христианства.
рее (Бог). Человек еще связан узами с природными
реалиями и родовыми отношениями, но начинает
осознавать свою специфичность. Выделена роль
субъекта, но еще не относится к отдельной личности.
Источник бытия, блага и красоты - Бог. Распростра-
нение христианства. Монотеизм. Ориентация на ир-
рациональные и сверхрациональные источники позна-
ния (интуицию, откровение). Развитие религиозной
и религиозно-мистической философии.
Переход от Средневековья к Новому времени - Воз-
рождение (XIV-XV вв.): возникновение городов-
государств, становление национальных государств,
церковные реформы - поиск новых жизненных ориен-
тиров. Возникновение идеи доверия к естественному
человеческому разуму. Человек - творец, художник.
Антропоцентризм.
Новое время (XV-XIX вв.). Тип философствова-
ния - деятельностный, философский интерес - чело-
век и общество. Человечество впервые осознало, что
оно обречено жить в пределах одного исторического
пространства и времени. Европа с XV в. осуществи-
ла всемирную экспансию и поняла, что не одна в ми-
ре. Европейские ценности - гуманистические
идеи, подпитывали рационализм, умеренность, упор-
ство, предприимчивость. Сменившая у власти монар-
хов буржуазия несла новую идеологию: вопросы о
месте человека в мире, о новой системе управления
общест-вом - идею народовластия, республики. В
борьбу включилась социалистическая идея. Все это
отражалось в философской мысли. Человек - авто-
номно мыслящий субъект, нуждающийся в новом юри-
диче-ском мировоззрении для обоснования и защиты
прав гражданина.
Новейшее время (XX в.). Тип философствования -
социально-экологический, философский интерес - язык.
|
|