В IV тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тиг-
ра, Евфрата, Инда возникли первые великие цивили-
зации. Причины возникновения:
1) переход от меди к железу;
2) товарно-денежные отношения;
3) ослабление родоплеменных связей;
4) первое государство - ускорение хода истории;
5) духовная жизнь.
Над человеком начинают властвовать не природ-
ные, а социальные силы - человек подчиняется госу-
дарству, закону. В большинстве своем рабство, зато
у немногих - свобода творчества. От ранних форм
религиозного сознания (тотемизма, фетишизма,
анимизма, магии, мифа) наметился переход к ре-
лигиозно-философскому осмыслению бытия.
Особенности восточной философии:
1) синтез мифологического, религиозно-символиче-
ского и рационального (в учениях Будды и Кон-
фуция, в Ведах, в священной книге персов ≪Аве-
сте≫);
2) целостность видения человека. Соотношение элемен-
тов меняется, но сохраняется единство раз-
личных подходов. Мифология, религия, философия,
наука - и форма, и продукт культурного самоопре-
|
|
деления человека, но нет иерархии по степени ис-
тинности, а есть переплетение самостоятельных,
подчас несоизмеримых идейных структур. Услож-
нение ≪архаичных≫ мировоззрений не вытеснялось
метаморфозами бытия;
3) доминирование некоторых форм рационально-духов-
ного освоения мира при сохранении предшествую-
15. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ
≪Философия≫ в переводе с греческого - ≪любовь
к мудрости≫. Это понятие было введено Пифагором.
Философия - поиск и нахождение ответов на фунда-
ментальные вопросы бытия, под действие которых по-
падает каждый человек. Главные вопросы бытия
сформулировал И. Кант:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен знать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
Философия - составляющая культуры, форма ее
максимально полного выражения и осмысления. Проб-
лемы человечества получают в философии завершаю-
щее истолкование, это наивысший уровень само-
осмысления человечества, самопознания материи.
Философия обладает самостоятельностью, имеет
структуру. Три первых вопроса бытия (по И. Канту) рас-
сматриваются философией, ориентированной на:
1) науку, где главная идея - истина;
2) мораль, где идея - добро;
3) религию- веру в Бога;
4) пониманию человека (и общества) как целостно
развивающейся самодостаточной ценности.
После И. Канта философия обратилась и к чувствен-
ным, эмоциональным, эстетическим потенциям чело-
века, сформировав новые направления. В мировой
философии наблюдаются две тенденции: сближение
с наукой и сближение с искусством.
Научная ориентация (Г. В. Ф. Гегель, Э. Гуссерль).
|
|
Наука - систематическое, доказательное и прове-
ряемое знание.
Эти идеалы первоначально выработаны в филссо-
Щих- В определенных социокультурных ситуациях ^ фии (любовь к мудрости - любовь к науке)
Науки зародились и развивались как части фило-
софии. Сейчас философия и науки развиваются па-
раллельно. Современное философское знание обос-
новывается, доказывается, систематизируется,
проверяется и опровергается фактами других наук.
Философия имеет две важнейшие функции - миро-
воззренческую и методологическую.
Философия - наука о наиболее общих законах приро-
ды, общества и мышления. Это - мировоззрение, оно
интерпретируется на основе данных науки, искусства,
практики. Методология - учение об эффективных спо-
собах достижения целей. В философии речь идет о фунда-
ментальных методах (принципах действия) (например,
исторический метод). Философская методология нахо-
дит продолжение в методологии разных сфер практики.
Чувственно-эстетическая ориентация филосо-
фии прослеживается в работах С. Кьеркегора, А. Шо-
пенгауэра, Ф. Ницше, Ф. Шеллинга, М Хайде г -
гера, экзистенциалистов, постмодернистов.
В философии интеллектуальное дополняется эсте-
тическим созерцанием и творчеством, стремлением,
к возвышенному. В основании философии - мироощу-
щение, но состоит она не из художественных образов,
а из философем; это наука, а не искусство. Несмотря
на самостоятельность, они дополняют друг друга.
Это выявляет гуманистическую функцию - вни-
мание к человеку. Человек имеет моральные намере-
ния к практическим действиям, из чего вытекает прак-
тическая ориентация философии.
Этика и мораль - представления о добре и зле.
Практика - процесс достижения целей. Философия -
стремление к истине, совершенству (прекрасному),
к идеалам добра. Философия выявляет и вырабатывает
смысл человеческих поступков, формирует стратегиче-
ские цели, одновременно являясь практикой.
≪отжившие≫ способы духовно-практического освое-
ния мира актуализируются, вновь доминируют.
Происхождение и сущность человека мифологич-
ны. Мир уподоблен человеку, характерны ассоциатив-
ность, анимизм и антропоморфизм, т. е. оживление,
одухотворение и уподобление природных явлений
человеку, а человека - миру; они творения богов.
Но в первых письменных источниках Древнего Китая
(≪Книга перемен≫, III - IVвв. до н. э., учение Кон-
фуция) осмысливается специфичность человека. Кон-
фуций: ≪Быть человеком равно любить людей≫. Взаим-
ность и любовь к другим отличают человека от иных
существ. Последователь Конфуция Мэй -узы говорил о
важности человекознания: ≪лишь тот, кто познает свою
природу, может познать Небо≫.
Противник конфуцианства Мо-цзы; ≪Человек отли-
чается от животного умением трудиться≫. Лао-Цзы
(даосизм): ≪Главное в жизни человека - недеяние,
непротивление тому, что предначертано путем дао≫.
Восточная философская мысль менее категорична,
чем западная, неопределеннее; в логике (Индия) нет
≪закона исключенного третьего≫, допустимы утвержде-
ния: ≪человек и добр, и зол≫ или ≪он ни добр, ни не добр≫.
Эти особенности мировоззрения и религиозно-фи-
лософские идеи - архетипические черты Востока
и влияют на процессы в мире. Восточная философия
вобрала в себя все, существовавшие в культуре, фор-
мы освоения человеком мира.
Философия Востока характеризуется как религиозная,
мистичная, интуитивная, нацеленная на эстетико-этиче-
скую просвещенность, а Философия Запада - как ра-
циональная, научная, натуралистичная, ориентирован-
ная на прогресс и активную преобразующую деятельность.
Но обе в единстве призваны сформулировать пла-
нетарное философское мышление будущего.
|
|
в трансцендентную, потустороннюю сферу, в вечную
жизнь. Вся практика человека и его помыслы оцени-
ваются по этому высшему, абсолютному критерию.
Религия стоит между мифологией и философией.
Общее с философией: взгляд в вечность, ценностное
восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов.
Религия - сознание массовое, а философия - теоре-
тическое. Религия требует веры, которая здесь выше
разума, а философия требует доказательства, разум-
ного обоснования. Дорациональные мировоззренче-
ские формы исторически и логически предшествуют
философии. Мифологическое сознание - созна-
ние глубокой, интимной связи человека и природы
в эпоху родового строя. Религиозное сознание - пер-
вый взгляд человека в вечность, осознание единства
человеческого рода, прочувствование универсальной
целостности бытия.