Древнего Востока

В IV тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тиг-

ра, Евфрата, Инда возникли первые великие цивили-

зации. Причины возникновения:

1) переход от меди к железу;

2) товарно-денежные отношения;

3) ослабление родоплеменных связей;

4) первое государство - ускорение хода истории;

5) духовная жизнь.

Над человеком начинают властвовать не природ-

ные, а социальные силы - человек подчиняется госу-

дарству, закону. В большинстве своем рабство, зато

у немногих - свобода творчества. От ранних форм

религиозного сознания (тотемизма, фетишизма,

анимизма, магии, мифа) наметился переход к ре-

лигиозно-философскому осмыслению бытия.

Особенности восточной философии:

1) синтез мифологического, религиозно-символиче-

ского и рационального (в учениях Будды и Кон-

фуция, в Ведах, в священной книге персов ≪Аве-

сте≫);

2) целостность видения человека. Соотношение элемен-

тов меняется, но сохраняется единство раз-

личных подходов. Мифология, религия, философия,

наука - и форма, и продукт культурного самоопре-

деления человека, но нет иерархии по степени ис-

тинности, а есть переплетение самостоятельных,

подчас несоизмеримых идейных структур. Услож-

нение ≪архаичных≫ мировоззрений не вытеснялось

метаморфозами бытия;

3) доминирование некоторых форм рационально-духов-

ного освоения мира при сохранении предшествую-

15. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ

≪Философия≫ в переводе с греческого - ≪любовь

к мудрости≫. Это понятие было введено Пифагором.

Философия - поиск и нахождение ответов на фунда-

ментальные вопросы бытия, под действие которых по-

падает каждый человек. Главные вопросы бытия

сформулировал И. Кант:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен знать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человек?

Философия - составляющая культуры, форма ее

максимально полного выражения и осмысления. Проб-

лемы человечества получают в философии завершаю-

щее истолкование, это наивысший уровень само-

осмысления человечества, самопознания материи.

Философия обладает самостоятельностью, имеет

структуру. Три первых вопроса бытия (по И. Канту) рас-

сматриваются философией, ориентированной на:

1) науку, где главная идея - истина;

2) мораль, где идея - добро;

3) религию- веру в Бога;

4) пониманию человека (и общества) как целостно

развивающейся самодостаточной ценности.

После И. Канта философия обратилась и к чувствен-

ным, эмоциональным, эстетическим потенциям чело-

века, сформировав новые направления. В мировой

философии наблюдаются две тенденции: сближение

с наукой и сближение с искусством.

Научная ориентация (Г. В. Ф. Гегель, Э. Гуссерль).

Наука - систематическое, доказательное и прове-

ряемое знание.

Эти идеалы первоначально выработаны в филссо-

Щих- В определенных социокультурных ситуациях ^ фии (любовь к мудрости - любовь к науке)

Науки зародились и развивались как части фило-

софии. Сейчас философия и науки развиваются па-

раллельно. Современное философское знание обос-

новывается, доказывается, систематизируется,

проверяется и опровергается фактами других наук.

Философия имеет две важнейшие функции - миро-

воззренческую и методологическую.

Философия - наука о наиболее общих законах приро-

ды, общества и мышления. Это - мировоззрение, оно

интерпретируется на основе данных науки, искусства,

практики. Методология - учение об эффективных спо-

собах достижения целей. В философии речь идет о фунда-

ментальных методах (принципах действия) (например,

исторический метод). Философская методология нахо-

дит продолжение в методологии разных сфер практики.

Чувственно-эстетическая ориентация филосо-

фии прослеживается в работах С. Кьеркегора, А. Шо-

пенгауэра, Ф. Ницше, Ф. Шеллинга, М Хайде г -

гера, экзистенциалистов, постмодернистов.

В философии интеллектуальное дополняется эсте-

тическим созерцанием и творчеством, стремлением,

к возвышенному. В основании философии - мироощу-

щение, но состоит она не из художественных образов,

а из философем; это наука, а не искусство. Несмотря

на самостоятельность, они дополняют друг друга.

Это выявляет гуманистическую функцию - вни-

мание к человеку. Человек имеет моральные намере-

ния к практическим действиям, из чего вытекает прак-

тическая ориентация философии.

Этика и мораль - представления о добре и зле.

Практика - процесс достижения целей. Философия -

стремление к истине, совершенству (прекрасному),

к идеалам добра. Философия выявляет и вырабатывает

смысл человеческих поступков, формирует стратегиче-

ские цели, одновременно являясь практикой.

≪отжившие≫ способы духовно-практического освое-

ния мира актуализируются, вновь доминируют.

Происхождение и сущность человека мифологич-

ны. Мир уподоблен человеку, характерны ассоциатив-

ность, анимизм и антропоморфизм, т. е. оживление,

одухотворение и уподобление природных явлений

человеку, а человека - миру; они творения богов.

Но в первых письменных источниках Древнего Китая

(≪Книга перемен≫, III - IVвв. до н. э., учение Кон-

фуция) осмысливается специфичность человека. Кон-

фуций: ≪Быть человеком равно любить людей≫. Взаим-

ность и любовь к другим отличают человека от иных

существ. Последователь Конфуция Мэй -узы говорил о

важности человекознания: ≪лишь тот, кто познает свою

природу, может познать Небо≫.

Противник конфуцианства Мо-цзы; ≪Человек отли-

чается от животного умением трудиться≫. Лао-Цзы

(даосизм): ≪Главное в жизни человека - недеяние,

непротивление тому, что предначертано путем дао≫.

Восточная философская мысль менее категорична,

чем западная, неопределеннее; в логике (Индия) нет

≪закона исключенного третьего≫, допустимы утвержде-

ния: ≪человек и добр, и зол≫ или ≪он ни добр, ни не добр≫.

Эти особенности мировоззрения и религиозно-фи-

лософские идеи - архетипические черты Востока

и влияют на процессы в мире. Восточная философия

вобрала в себя все, существовавшие в культуре, фор-

мы освоения человеком мира.

Философия Востока характеризуется как религиозная,

мистичная, интуитивная, нацеленная на эстетико-этиче-

скую просвещенность, а Философия Запада - как ра-

циональная, научная, натуралистичная, ориентирован-

ная на прогресс и активную преобразующую деятельность.

Но обе в единстве призваны сформулировать пла-

нетарное философское мышление будущего.

в трансцендентную, потустороннюю сферу, в вечную

жизнь. Вся практика человека и его помыслы оцени-

ваются по этому высшему, абсолютному критерию.

Религия стоит между мифологией и философией.

Общее с философией: взгляд в вечность, ценностное

восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов.

Религия - сознание массовое, а философия - теоре-

тическое. Религия требует веры, которая здесь выше

разума, а философия требует доказательства, разум-

ного обоснования. Дорациональные мировоззренче-

ские формы исторически и логически предшествуют

философии. Мифологическое сознание - созна-

ние глубокой, интимной связи человека и природы

в эпоху родового строя. Религиозное сознание - пер-

вый взгляд человека в вечность, осознание единства

человеческого рода, прочувствование универсальной

целостности бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: