Дух (от лат. spiritus - ≪дуновение, дыхание, запах≫).
В широком смысле - идеальное сознание как выс-
шая форма психической деятельности.
Представители различных течений философии вы-
деляют субъективный дух (субъект, личность, индиви-
дуум), абсолютизация которого ведет к субъективному
идеализму, и объективный дух (сознание, оторванное
от человека и мистифицированное в качестве само-
стоятельной силы), признание первичности которого
ведет к объективному идеализму.
Античные философы рассматривали дух как тео-
ретическую деятельность (например, для Аристоте-
ля высшими формами деятельности духа являются
мышление о мышлении, наслаждение теорией). Од-
нако дух понимался и как сверхразумное начало, по-
знаваемое непосредственно, интуитивно {Плотин).
Такая точка зрения внешне близка религиозной идео-
логии, согласно которой дух - Бог, сверхъестествен-
ная сущность, лишь предмет веры.
Немецкая классическая философия подчеркивает
активность духа, рассматривая его как деятельность
|
|
самосознания.
Г. В. Ф. Гегель понимал дух как единство само-
сознания и сознания, осуществляемое в разуме, как
единство практической и теоретической деятельно-
сти: бытие духа есть его деяние, хотя это деяние по-
нимается только как познание. Дух, по Гегелю, преодо-
левает природное, чувственное и поднимается до
самого себя в процессе самопознания. Материа-
листическая философия рассматривает дух как вто-
ричное по отношению к природе. Для античных мате-
риалистов дух есть наиболее разумная часть души,
^разлитая по всему телу.