Общие представления о духе

Дух (от лат. spiritus - ≪дуновение, дыхание, запах≫).

В широком смысле - идеальное сознание как выс-

шая форма психической деятельности.

Представители различных течений философии вы-

деляют субъективный дух (субъект, личность, индиви-

дуум), абсолютизация которого ведет к субъективному

идеализму, и объективный дух (сознание, оторванное

от человека и мистифицированное в качестве само-

стоятельной силы), признание первичности которого

ведет к объективному идеализму.

Античные философы рассматривали дух как тео-

ретическую деятельность (например, для Аристоте-

ля высшими формами деятельности духа являются

мышление о мышлении, наслаждение теорией). Од-

нако дух понимался и как сверхразумное начало, по-

знаваемое непосредственно, интуитивно {Плотин).

Такая точка зрения внешне близка религиозной идео-

логии, согласно которой дух - Бог, сверхъестествен-

ная сущность, лишь предмет веры.

Немецкая классическая философия подчеркивает

активность духа, рассматривая его как деятельность

самосознания.

Г. В. Ф. Гегель понимал дух как единство само-

сознания и сознания, осуществляемое в разуме, как

единство практической и теоретической деятельно-

сти: бытие духа есть его деяние, хотя это деяние по-

нимается только как познание. Дух, по Гегелю, преодо-

левает природное, чувственное и поднимается до

самого себя в процессе самопознания. Материа-

листическая философия рассматривает дух как вто-

ричное по отношению к природе. Для античных мате-

риалистов дух есть наиболее разумная часть души,

^разлитая по всему телу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: