Христианство (с I в.). Главная идея - эсхатоло-
гическаг (второе пришествие, конец света, конец
земной истории). После ждет жизнь вечная, но толь-
ко праведное меньшинство человечества.
Чтобы удостоиться ее, надо жить по заповедям
любви к Богу и людям.
Буддизм (с VI в. до н. э.) - стремление к нирване
(≪угасанию, затуханию≫ жизни). Поскольку страдание -
неизбежное следствие существования и потребностей
человека, избавиться от страдания можно подавлени-
ем потребностей и страстей, поднимаясь по лестнице
нравственной жизни. Высшая ступень - нирвана - выс-
шее блаженство, всеобщее милосердие и любовь.
Ислам (с VII в.). Абсолютная власть над миром -
у единого Бога, его воля навечно предопределяет
судьбу каждого.
Философия и религия в истории по-разному взаимо-
действовали.
ЭТАПЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Возникновение, развитие и смену философских фак-
тов изучает история философии. Разрозненные теоло-
гические комментарии к сочинениям Г. В. Ф. Геге-
ля (1770—831) впервые были систематизированы
|
|
в курс лекций по истории философии (≪Лекции по ис-
тории Философии≫).
Философия - история самосознания челове-
ческой культуры - мировая история не в эмпириче-
ском, а в сущностном, категориальном выражении.
Типологию учений философии различают:
1) по принципу содержания:
а) материалистические - идеалистические;
б) диалектические - метафизические;
в) сциентистские - антисциентистские;
2) по отношению к науке;
3) по временному принципу и т. д.
Эпоха накладывает отпечаток на личность филосо-
фа, его понимание роли в обществе, приверженность
идеалам и ценностям. У каждой эпохи - свой истори-
ческий тип философствования и социально-психоло-
гический тип личности философа.
Античность (VI в. до н. э. - III в.)- Тип фило-
софствования - созерцательный. Главный философ-
ский интерес - космос. Присутствует жесткое разде-
ление физического и умственного труда, единственно
достойное занятие для гражданина полиса - умствен-
ный (абстрактно-духовный) труд.
Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное
созерцание вечной истины считались высшими цен-
ностями и идеалом свободного человека. Социальная
роль философа - объясняющая.
Средневековье (IV—IV вв.). Главный тип фило-
софствования - умозрительный, философский инте-