Теорий с действительностью постоянно развивают-

Ся, совершенствуются. Поэтому лишь развивающая-

Ся общественная практика может полностью подтвер-

Дить или опровергнуть то или иное человеческое

Представление.

Проверка знания ≪на истину≫ практикой не есть

какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или ≪зер-

кальное сличение≫, а она есть процесс, т. е. носит

Исторический, диалектический характер.

Это значит, что критерий практики одновременно

Определен и неопределен, абсолютен и относителен.

Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся

Практика во всей полноте ее содержания может окон-

Чательно доказать какие-либо теоретические или иные

Положения.

Му, во-вторых, как тот элемент знаний, который не мо-

Жет быть никогда опровергнут в будущем. Это так назы-

Ваемые вечные истины, знания об отдельных сторонах

Предметов.

Относительная истина (точнее, относительное

В объективной истине) выражает изменчивость каждо-

Го истинного знания, его углубление, уточнение по мере

Развития практики и познания. При этом старые исти-

Ны либо заменяются новыми, либо опровергаются

И становятся заблуждениями (например, истина о су-

Ществовании вечного двигателя). Относительность ис-

Тины заключается в ее неполноте, условности, прибли-

Зительности, незавершенности. Абсолютная истина

В виде целостного фрагмента знания складывается из

Суммы относительных, но не путем механического со-

Единения готовых истин, а в процессе исторического

Развития познания и синтеза его результатов.

Существует две позиции в отношении абсолютного

И относительного моментов истины. Догматизм пре-

Увеличивает значение устойчивого момента, реля-

Тивизм - изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Г. В. Ф. Гегель справедливо подчер-

Кивал, что абстрактной истины нет, истина всегда кон-

Кретна.

Это значит, что любое истинное знание всегда опре-

Деляется в своем содержании и применении условия-

Ми места, времени и многими другими специфически-

Ми обстоятельствами, которые познание должно

Стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование

Определенности ситуации, распространение истинно-

Го знания за пределы его действительной применимо-

Сти неминуемо превращает истину в антипод - в заб-

Луждение.

со

J

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ

ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ

Ценности отражают значимость тех или иных объек-

Тивных явлений в жизни людей. Ценностное отношение

Формируется в процессе человеческой деятельности,

Где выделяют три вида производства: людей, ве-

Щей и идей.

Первой (и основной) ценностью является сам че-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: