И добро. А настаивающий на приоритете добра не до
Конца оценил достоинства истины и красоты.
Человек достигает полноты жизни в единстве всех
Ценностей, добиваясь их гармонии, взаимоусиления,
Резонанса.
Разумеется, истина (правда), красота (прекрас-
Ное) и добро - это идеалы, рядом с которыми посто-
Янно находятся их антиподы: заблуждение (и ложь),
Безобразное и зло. К какому полюсу будет стремиться
Человек - это, естественно, дело его философского
Выбора, его свободы, его ответственности перед со-
Бой лично и перед другими.
СО
со
ел
ИСТИНА КАК ПРОЦЕСС
Истина - знание, соответствующее своему пред-
Мету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное,
Правильное отражение действительности в живом
Созерцании или в мышлении. Поэтому первый и ис-
Ходный признак (свойство) истины - объектив-
Ность: конечная обусловленность реальной действи-
Тельностью, опытом, практикой и независимостью
Содержания истинного знания от отдельных людей.
Истина - это не свойство материальных объектов,
А характеристика знаний о них.
Будучи объективной по своему материальному со-
Держанию, истина субъективна по своим внутренним
Идеальным содержанию и форме: истину познают
Люди, выражающие ее в определенных субъективных
Формах (понятиях, законах, теориях и т. п.).
Истина - это процесс, а не какой-то одноразовый
Акт изучения объекта сразу, целиком и в полном объе-
Ме. К характеристике объективной истины как процес-
Су применяются категории абсолютного (выражающие
Устойчивое, неизменное в явлениях) и относительно-
Го (отражающие изменчивое, преходящее). Абсо-
Лютная и относительная истина - это два необ-
Ходимых момента одной объективной истины.
Они выражают разные ступени и стороны познания че-
Ловеком объективного мира и различаются лишь по
Степени точности и полноты его отражения. Между
Ними нет границы. Это не отдельные виды знания,
А один, хотя каждый из них имеет свою специфику.
Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объек-
Тивной истине) понимается, во-первых, как полное,
Исчерпывающее знание о действительности в целом -
Гносеологический идеал, который никогда не будет
Достигнут, хотя познание все более приближается к не-
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
Вопрос о возможности разграничения истины и за-
Блуждения всегда интересовал познающую мысль.
Собственно в этом и заключается вопрос о критериях
Истины. В истории философии и науки высказывались
Различные точки зрения на сей счет.
Так, Р. Декарт критерием истинных знаний считал
их ясность и отчетливость. Л. Фейербах такой кри-