Томас Гоббс (1588—1679), англичанин. Приро-
Да - совокупность протяженных тел. Люди равны
И воюют за свои права, деспотическая власть лучше
Войны.
Барух Спиноза (1632-1677), нидерландец.
Монизм: все происходит из единой субстанции - ма-
Терии либо духа.
Готфрид Лейбниц (1646-1716), немец. Мир
Происходит из монад - духовных элементов бытия.
Труд - обязанность всех граждан, распределение -
По потребности, рабочий день -6 ч; наиболее тя-
желые работы выполняют преступники;
Политический строй основан на выборности и стар-
Шинстве. Семья - ячейка коммунистического быта,
Организованная не столько на родственных, сколь-
Ко на производственных началах.
Т. Мор не мыслил революционного пути осуществ-
Ления идеала, был противником народных движений
Как разрушительного начала и анархии.
Написана по-латыни в расчете на ученых-гума-
Нистов и просвещенных монархов; в XVI в. переведе-
|
|
На на европейские языки.
Томмазо Кампанелла (1568-1639) - италь-
янский философ, поэт, политик; ≪Город Солнца≫
(1602 г.) - в форме рассказа мореплавателя.
Его утопия - программа всеобщего социального
Преобразования на основе общности имущества
в рамках всемирной теократической монархии (≪Mo-
нархия Мессии≫). В идеальной общине упразднены
Собственность и семья, дети воспитываются государ-
Ством, труд почетен и равно обязателен для всех,
Рабочий день - 4 ч благодаря высокой производи-
Тельности и облегчению труда машинами; огромное
внимание - науке (≪магическому знанию≫), просве-
Щению и трудовому воспитанию, руководство общи-
Ной - в руках учено-жреческой касты.
Осуществление программы Т. Кампанелла возлагал
На европейских государей и римского лапу, стремясь
Достичь духовного единства человечества в рамках ре-
Формированного по его идеалам католицизма.
Влияние на реформаторов последующих столетий:
Г. Мюнцера, Дж. Уинстенли, Ж. Мелье Морелли,
Г. Бабефа, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна,
А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского.
ел
МОНИЗМ, ДУАЛИЗМ, ПЛЮРАЛИЗМ
В ФИЛОСОФИИ XVII В.
Философия, обобщая наблюдение и изучение мира,
Неизбежно останавливается перед проблемой: сколь-
Ко существует глубинных основ (начал, первопричин,
Исходных принципов) самого мира? При решении этой
Проблемы возникают такие типы философии, как мо-
Низм, дуализм, плюрализм.
Монизм - учение о всеединстве действительно-
|
|
Сти, в основе которой - одно начало, одна субстанция
(Божественная - пантеизм; сознание - психологизм,
Феноменализм; материя - материализм; наивный мо-
Низм: первовещество - вода (Фалес)). Монизм может
Быть материалистическим (единая основа, первопри-
Чина - материя), или идеалистическим (единая осно-